Как только посетитель попадает в Ласко, он забывает обо всем. Каждый, кто переходит из Ротонды быков в Зал оленей, из нефа с носорогом в «Кошачий лаз», глядит на невероятные изображения в мигающем свете факелов, словно переносится на 17 тысяч лет назад.
Слепой случай
Считается, что первооткрывателем Ласко, причем совершенно случайным, был подросток из маленькой перигорской деревушки Марсель Равида, отправившийся сентябрьским утром 1940 года вместо уроков в лес. Однако это не совсем так. Первым узнал о существовании грота Робер, рыжий сеттер Марселя, преследовавший кролика и внезапно провалившийся в яму на глазах у испуганного хозяина. Оказалось, это не яма, а длинный и узкий проход в подземную шахту.
Через несколько дней Марселю, вооружившемуся веревкой и фонарями и прихватившему с собой троих своих друзей, удается спуститься в пещеру. То, что он там видит, заставляет его броситься к своему школьному учителю. Тот приводит с собой аббата, самого образованного в деревне человека. Всем становится понятно: волей слепого случая открыто место беспрецедентной как археологической и исторической, так и художественной ценности. Дальнейшие исследования покажут, что всего на стены и своды этого грота нанесено около 2200 изображений более чем 900 животных, многие из которых перестали существовать десятки тысяч лет назад — по крайней мере, в Европе.
Край тысячи пещер
Дордонь — одно из самых живописных мест Франции. Река Везер течет здесь сначала по широкой долине, между полями табака и кукурузы, среди тополей, растущих у подножия крутых склонов перигорского известняка. Затем вниз по течению река проделывает грандиозный проход в известняковых утесах, пронизанными пещерами и убежищами в скалах. Когда-то, очень давно, Везер стала оптимальным путем для миграции, поэтому неудивительно, что вдоль реки еще 400 тысяч лет назад стали селиться люди.
А 35 тысяч лет назад эти люди стали украшать стены многочисленных пещер росписями. Длина самых маленьких таких гротов не превышает нескольких метров, размер самых крупных может достигать километра. Самая большая пещера протяженностью почти в два километра — грот Лакав — даже оборудована теперь небольшой подземной железной дорогой.
Пещеры Дордони не похожи на пещеры в других странах. Во всех других кавернах кроманьонцы жили и даже устраивали захоронения, но в Дордони нет ни одного жилого грота. Как считают ученые, все пещеры в этом краю имели сакральный смысл, то есть использовались как храмы.
Лев, мохнатый носорог и единорог
Кого рисовали кроманьонские художники? Конечно же, животный мир, окружавший их — как зверей, на которых охотились, так и тех, кого сами всячески избегали. 17 тысяч лет назад — а именно таким возрастом датированы фрески Ласко — климат во Франции был совсем не похож на нынешний. На дворе царил поздний ледниковый период, льды сравнительно недавно только отступили от этих мест.
Поэтому на многих рисунках в Ласко изображены давно исчезнувшие из Европы или вовсе с лица Земли животные. В их числе зубры (более подготовленные к холодам, чем современные американские), лошади Пржевальского, которые теперь остались только в зоопарках, северные олени, ареал обитания которых давно переместился на Крайний Север, а также овцебыки, горные серны и, хотя в это трудно поверить, львы и так называемые мохнатые носороги, жившие в это время в ледниковой Франции.
Более того, среди существ, нарисованных кроманьонскими художниками, есть даже загадочный единорог. Ученые до сих пор не могут точно сказать, фантазия ли это доисторического художника или подобные сказочные существа действительно водились в Дордони 17 тысяч лет назад.
Но кроманьонцы не украшали свой храм по принципу «что вижу — то и рисую», их росписи создавались по строгим правилам. Так, в Ласко практически нет изображений раненных животных, хотя удачная охота была для первобытных людей залогом их выживания. И, кроме того, на росписях здесь можно увидеть только животных, а вот рисунков с растениями, пейзажем или людьми — за исключением лишь одного человека, но с птичьей головой — здесь не найти. Почему?
Как выяснили исследователи, рисунки выполняли в Ласко ту же функцию, что и фрески или иконы в наших церквях: украшали место, бывшее для обитавших в этой местности кроманьонцев храмом, святилищем — по сути, настоящим собором с нефами и проходами. Речь идет не о каких-то шаманских верованиях. Это была распространенная среди кроманьонцев этого обширного края развитая религия. К сожалению, ученые пока не могут достоверно сказать, что это была за вера, чему поклонялись здешние кроманьонцы. Но именно ее требованиям подчиняется принцип выбора сюжетов и нанесения рисунков. Причем и их расположение имеет огромное ритуальное значение.
В самых больших и внушительных залах Ласко — а потолки в некоторых местах достигают высоты семи метров — изображены травоядные, те, на кого охотился человек: древние быки, называемые турами, олени, лани, горные козлы. А хищникам — львам, медведям, волкам и опасным для человека носорогам — отведен лишь узкий темный аппендикс в дальнем углу. Как объясняют ученые, наскальные рисунки для приходивших в этот «храм» людей были больше, чем просто красивые картинки. Существа, изображенные на них, были для кроманьонцев живыми, только спящими, и проснуться могли в любой момент. И тогда будет лучше, чтобы львы и медведи оказались как можно дальше, чтобы можно было убежать.
Профессиональные художники
Но туристы, впервые попадающие в пещеру Ласко, оказываются в первую очередь потрясены даже не разнообразием невиданных зверей, а невероятным мастерством исполнения всех изображений. Ни одно другое место в мире с наскальной живописью не может конкурировать с картинами Ласко с точки зрения цвета, размера, качества и количества рисунков. Черные, темно- и светло-серые, терракотовые, охряные и красные цвета полных движения рисунков на светлом известняковом фоне создают впечатление современных произведений искусства высочайшего класса.
Удивляет и то, что эти художники позднего палеолита не просто рисовали животных, они создавали сюжетные картины, на которых быки, лошади, серны мчались табунами, прыгали, защищали свое стадо, падали и сражались. На одном из панно изображены пять оленей, переходящих реку вброд. Их изображения не схематичны и не повторяют друг друга, у каждого из них свои индивидуальные черты. Первый олень погрузился в воду уже по плечи, последний только начинает спуск к воде. Небольшие волны созданы за счет характерного рельефа пещеры в этом месте.
На другой стене — теленок, следующий за своей матерью. Это единственный известный случай изображения во времена палеолита детеныша. В пещере можно увидеть и свободно скачущий в долине табун лошадей, и сражающихся друг с другом быков, видимо, во время брачного периода. Есть и редкая сцена охоты на львов, где один из них, раненный копьем, истекает кровью.
Исследования показали, что художники, чьи произведения дошли до нас, были настоящими профессионалами и в том смысле, что никакой другой деятельностью они не занимались: племя освобождало их от охоты, рыбалки, собирательства и прочих обыденных дел.
Как рассказывают гиды в Ласко, кроманьонцы практически не отличались от современного человека по уровню интеллекта. У них был свой язык, им было так же, как и нам, свойственно смеяться и горевать, они шили себе одежду. И, в чем не остается сомнений после визита в Ласко, наши предки умели не хуже нас видеть, создавать и ценить красоту.
Практическая информация
- Важная деталь: в Ласко больше попасть нельзя. С 1963 года доступ туристам туда закрыт. Причина — в плесени и зеленых водорослях, которые, размножившись на стенах грота, стали уничтожать рисунки. Все дело в том, что после открытия Ласко туда хлынули толпы посетителей. Их дыхание, то есть углекислый газ, а также принесенные на подошвах обуви грибки и крошечные микроорганизмы и выросшая температура в пещере из-за ее «расконсервации» и искусственного освещения сделали свое черное дело. Уникальный климат Ласко, сохранявшийся тысячелетиями, был разрушен и, чтобы спасти уникальные фрески, доступ широкой публики был закрыт.
- Туристов теперь водят в оборудованную по соседству точную копию пещеры с досконально воссозданными там не только двумя тысячами рисунков, но и рельефом стен и сводов. Слово «копия» не должно смущать – она настолько реальна, что кажется: что еще немного – и из-за поворота выйдет доисторический художник с дощечкой, на которой он смешивает краски.
- Билеты в Ласко рекомендуется покупать на сайте — во-первых, чтобы не стоять в очереди, во-вторых, чтобы сэкономить: купленный на месте в кассе билет будет стоить 22 евро, на евро дороже, чем приобретенный онлайн.
- Кроме того, туристам советуют одеваться перед визитом потеплее. Не только рельеф пещеры, рисунки и освещение ничем не отличаются от оригинальной Ласко времен палеолита, но и температура воздуха, которая никогда не поднимается выше 13 градусов. Кроме того, здесь всегда очень сыро.
- Удобнее всего добраться до Ласко из Бордо, дорога на поезде оттуда до вокзала в городке Перигё займет не больше полутора часов. От вокзала до самой пещеры можно доехать на автобусе.
- Туристам, приехавшим в Ласко, рекомендуют остаться в Дордони еще на несколько дней и посетить другие ее достопримечательности — Гуфр де Падирак, огромный подземный кратер диаметром 35 метров и глубиной 99 метров с подземными реками, высеченный в скале средневековый город Рокамадур и знаменитые сады Маркесак.