Евроэкспресс

Мы в деле: как инициатива неравнодушных людей хранит европейскую старину

От старинного способа рыбалки до ремонта собора вручную – Европульс собрал 8 необычных проектов сохранения культурного наследия в разных европейских странах.

Плотники, которые построили крышу Нотр-Дам-де-Пари

В сентябре 2020 года 25 плотников пришли на площадь перед сгоревшим собором Парижской Богоматери и почти голыми руками сложили фрагмент каркаса новой крыши собора. Деревья для конструкции плотники спилили вручную, вручную же и обработали до нужной формы. Из инструментов можно было заметить стамеску, долото, киянку… и только. Завершив сборку треугольной конструкции, плотники подняли ее с земли с помощью системы тросов и собственных усилий, будто на дворе – XIII век и строительство парижского Нотр-Дама в самом разгаре.

Фото: François Calame / Charpentiers sans Frontières

Организация «Плотники без границ» существует с 1992 года. Некоторые границы они все же себе поставили: мастера стараются применять традиционные плотницкие методы обработки дерева. Организация устраивает сходки плотников-энтузиастов со всего мира, которые делятся друг с другом опытом. Во время таких встреч плотники реставрируют часть интересного им объекта и стараются выработать универсальные методы реставрации старых строений, чтобы результат получался как можно более аутентичным. Как сказано в манифесте организации: «Мы объединяем профессионалов, которые работают руками, головой и сердцем».

Плотники, например, отреставрировали одну из башен замка Гайон (Франция), построили новый мост через ров к средневековому замку д’Аркур (Франция), восстановили чердак исторического особняка Петре П. Карпа (Румыния).

На площадь Нотр-Дама плотники пришли по приглашению команды European Heritage Days – Дней европейского наследия. За их работой кроме парижан наблюдали представители министерства культуры Франции, руководители проекта реконструкции собора и журналисты. Результатом все остались довольны – и решили, что идея отреставрировать собор по старым технологиям на самом деле может стать реальностью.

Сетка, лодка, два быка

Ловить рыбу «оптом» с берега океана без специальных рыболовных лодок с тяжелыми сетями и подъемными кранами совсем непросто. Но на побережье Португалии — неизвестно точно, сколько веков назад — появился именно такой способ добывать улов.

Рыбалка по методу Арте Ксавега происходит следующим образом: рыбаки привязывают один край сетки к быку на берегу, а второй край – к весельной лодке. На лодке рыбаки делают круг, справляясь с волнами океана, возвращаются на берег и привязывают свой край сетки к другому быку на берегу.

Теперь дело за животными. Быки вытягивают полную рыбы сеть на берег, а рыбаки сортируют ее по размеру и типу и делят между собой. Когда-то в зависимости от размеров сети быков могло быть больше. Ну а если быков не было, людям приходилось тащить сеть самостоятельно – и с ней могли справиться только 60–80 человек сразу.

Фото: Câmara Municipal de Murtosa

Так ловили рыбу еще и в Испании (а именно в Андалусии и Галисии) и на другой стороне Средиземного моря — в Марокко. Но увидеть сегодня Арте Ксавега можно только в Португалии. Правда, все чаще вместо быков рыбаки используют тракторы. И еще из современного: добавилась обязанность рыбаков получать рыболовецкую лицензию.

Хоть Арте Ксавега и не вносит в национальную экономику большой вклад, эта практика по-прежнему остается важной частью жизни людей в отдельных городах и поселках на побережье. Туристы приходят посмотреть на рыбаков и купить свежей рыбы, а жители могут круглый год наслаждаться видами, не испорченными страшными рыбными баржами.

Фото: Câmara Municipal de Leiria

Муниципалитеты городов, где практикуется Арте Ксавега, стараются поддерживать эту традицию на плаву: рассказывают о ней на своих сайтах, придумывают туристические маршруты по побережью, поддерживают связь с рыбаками. Например, муниципалитет Кантаньеди и рыбаки создали «Центр интерпретации Арте Ксавега» и с 2016 года стараются записать все, что связано с этой традицией: историю, инструкции, устройство лодок, особенности флоры и фауны региона – все в соответствии с международными методологическими критериями.

«Я сейчас вам все расскажу»

Организация Touring Club в Италии собрала неравнодушных горожан и попросила их стать гидами по удивительным достопримечательностям, многие из которых – внимание! — обычно для посещения закрыты.

В арсенале волонтеров найдутся экскурсии по дворцам, базиликам, театрам, кладбищам, палаццо – по всей Италии. Например, в городе Комо местные гиды проведут в римские бани, датированные самым началом нашей эры, а в Бергамо пройдутся вместе с посетителями по сокровищнице величественной Базилики Санта-Мария-Маджоре. Чаще всего волонтеры «дежурят» на местах по субботам. В некоторые достопримечательности надо покупать билеты, но есть и места с бесплатным входом.

Сакристия в церкви святых Северино и Соссио в Неаполе. Фото: Massimo Listri

Желающему стать проводником в своем городе нужно заполнить анкету на сайте клуба и пройти инструктаж. Волонтер будет помогать разрабатывать экскурсию, чтобы погрузить посетителей не просто в музей, а в свою культуру, неотъемлемой частью которой он является.

Сам клуб существует как частная некоммерческая организация и активно вкладывается в благоустройство и развитие туризма вокруг памятников и культурных достопримечательностей. Сотрудники придумывают экскурсии для школьников, улучшают и сертифицируют пешеходные тропы, ставят официальные дорожные указатели к достопримечательностям…

Фото: Touring Club

Так что, если волонтер готов тратить минимум 4 часа в неделю своего времени, он не только побывает в удивительных местах, где нога обычного туриста еще не ступала. Это еще и осознанное отношение к важной идее: архитектурное и художественное наследие страны – общее достояние, и забота о нем – дело каждого.

Люди заходят в монастырь

В 2005 году в деревне Меер в провинции Антверпен в Бельгии закрывается одна из школ – слишком мало детей, которые могли бы там учиться. Хотя деревне и не грозит вымирание (живут и активно работают там более 3000 человек), местные жители обеспокоены: школа была в здании монастыря XIX века, служила в том числе местом встреч для жителей, и ничего похожего для общественного досуга в деревне нет.

Фото: VZW Klooster Meer

Все прекрасно понимают, что может случиться с пустующим старинным зданием. Но это только если жители сидят сложа руки, а мееровцы оказались не из таких.

Началось все с девяти инициативных жителей, к которым присоединились местные предприниматели. Они позвали архитекторов, архитекторы связались с урбанистами, а те – с застройщиком социального жилья… В итоге на уши был поднят весь регион. В общей сложности 13 разных ведомств регионального и государственного уровня нашли себе занятие в монастырском комплексе, который к тому времени уже начал зарастать сорняками.

Монастырь и соседние здания отреставрировали с учетом их новой роли современного деревенского дома культуры. Внутри есть библиотека, офисы, чайная и кафе, швейная мастерская, магазин местных продуктов, комнаты типа B&B, а снаружи – площадка для мероприятий под открытым воздухом и парк. Часть территории отдали для постройки социального жилья, которое на удивление изящно вписали в общий комплекс. 

Вот так девять жителей деревни показали, что можно сделать со старыми зданиями, и создали прецедент: культурные и градостроительные организации Бельгии уже задумываются, где бы повторить этот опыт.

Следопыты вод

В румынской дельте Дуная теперь все чаще можно наблюдать такую пастораль: среди кувшинок по слегка волнующейся воде, не тревожа пеликанов, скользит деревянная вытянутая лодочка. На веслах – двое детей, а на берегу их ждет группа товарищей по плотницкой мастерской. Вместе они четыре недели изучали технику конструирования традиционной для народов дельты Дуная лодки, проектировали миниатюру и строили полномасштабную версию во главе с мастером из Ассоциации Ивана Пацайкина.

Фото: Ivan Patzaichin — Mila 23 Association

Иван Пацайкин – известный румынский спортсмен, многократный олимпийский чемпион по гребле на байдарках и каноэ и бывший тренер олимпийской сборной Румынии в этом виде спорта. Пацайкин всегда был на виду: однажды он подарил деревянное весло принцу Чарльзу (ныне король Великобритании Карл III) во время его визита в Бухарест, а линейку одежды спортсмена показывали на Неделе моды в Берлине.Но самый его любимый проект развивается в родных водах Дуная.

Фото:  Ivan Patzaichin — Mila 23 Association

Местные жители занялись развитием экотуризма и вернули популярность гребле на территории между городом Тулча, родной деревней Пацайкина Мила 23 и городом-портом Сулина, где рукав Дуная впадает в Черное море. Тут и заплывы на каноэ, и соревнования по гребле и рыбной ловле, а после – рок-концерты и ярмарки. Это очень интересный регион: Дунай разветвляется на множество каналов и бассейнов, а к некоторым селам (включая Мила 23) можно только добраться только по воде. К слову, Пацайкин – не первый и не последний профессиональный гребец и олимпийский чемпион Румынии, рожденный в дельте.

Детские мастерские появились в 2018 году. Их провели в тестовом режиме в восьми деревнях у воды. Детей учили не только проектировать и строить каноэ: на мастер-классах рассказывали, как безопасно плавать, как грамотно обходиться с природными ресурсами и чем уникальна экосистема дельты Дуная. Начинающих плотников из разных деревень объединили в сеть «Следопыты вод», чтобы они могли общаться и обмениваться новым опытом: что построили, что увидели в заплывах. Теперь Ассоциация думает расшириться на страну и всю Европу (к сожалению, уже без почившего Ивана Пацайкина).

Кипрские сказочники

На Кипре есть старая сказка про девушку Каломиру, которая не работала и ничего не умела делать, а только наблюдала за цветами и птицами. Одна из птиц прилетела к ней с мотивирующей песней: «Иди работай, чтобы найти свою судьбу». Каломира отправилась в путешествие, научилась шить и вышивать, узнала много сказок и выучилась разным наукам.

Сейчас проще узнать о культуре других стран, а вот куда идти за родным фольклором, еще нужно подумать. Для киприотов, желающих больше узнать о кипрской и греческой мифологии, есть как минимум один ответ.

Каждый август жители и гости Кипра могут приехать в музей местного гравера Хамбиса Цангариса в небольшом поселке Платанистия недалеко от Лимассола. Хозяин музея ждет посетителей, чтобы научить их искусству гравюры. Вместе с мастером ученики высекают на деревянных пластинах рисунок и отпечатывают его на бумаге с помощью пресса. А для вдохновения Цангарис предлагает использовать сюжеты из мифов и сказок.

К граверу ездят учителя и воспитатели, которые потом используют полученные знания у себя на уроках; родители – чтобы пересказывать истории детям. Но и сам мастер на одном месте не сидит. Иногда Цангарис погружает пресс на грузовик и едет по острову давать выездные мастер-классы в городах и деревнях.

Передавать свои знания Цангарис начал в 1995 году. С тех пор он заручился поддержкой друзей-художников и министерства образования Кипра, которые помогали ему собирать информацию для исследовательских работ по кипрской мифологии. Хамбис перевыпускает книги сказок со своими иллюстрациями, возрождая из забытья персонажей и истории. И передает сказки обратно в память киприотов.

Дело для тех, кто остался без дела

В тысячелетнем аббатстве Монмажур на юго-востоке Франции жизнь идет своим чередом: туристов немного, внутри проходит фотовыставка, билет стоит 6 евро, в четверг и субботу семейные экскурсии… Далеко не все посетители знают, что совсем недавно, в 2021 году, здесь завершилась длительная реставрация. 55 человек, ранее оставшиеся без работы, повышали свою квалификацию или даже учились с нуля строительным работам и реставрации — и снова вставали на ноги в своей профессиональной жизни.

Фото: Acta Vista

Безопасно ли доверять новичкам реконструкцию здания? Да, если стройка для них – это практическая лаборатория для закрепления полученных ранее знаний, а все работы выполняются под пристальным присмотром профессионалов.

Организация Acta Vista помогает людям, которые по разным причинам не могут найти работу, подобрать действующий проект реставрации во Франции. Участником можно стать только на год. По итогу проекта участникам присваивается 3-й уровень национальной системы профессиональной сертификации (всего таких уровней восемь), который они вправе использовать для получения новой работы или дальнейшего образования. Около 70% участников всех проектов реставрации изначально строительной квалификации не имеют.

В Acta Vista обращаются как мигранты, так и коренные французы. Например, проект реставрации аббатства Монмажур начался с 16 жителей расположенного по соседству города Арль,  которые активно искали новую работу. Еще 39 человек присоединились в следующие три года. Только половина участников стройки Монмажура решила в итоге продолжить строительную деятельность профессионально. И все же все они помогли обезопасить и восстановить стены бесценного исторического и архитектурного памятника, которому больше тысячи лет.


В 2023 году эти проекты стали победителями премии European Heritage Awards, которую ежегодно вручает Europa Nostra — общеевропейская организация, созданная для защиты культурного наследия Европы. Премия ежегодно вручается самым значимым или амбициозным проектам и инициативам за сохранение европейского культурного наследия.