Евроэкспресс

Сису: финский способ получать удовольствие, стиснув зубы

Как сочетать стремление к успеху и внутреннюю гармонию? Многие добиваются одного за счет другого — но не финны. Понятие си́су, укоренившееся в финской культуре, вдохновляет финнов идти к своей цели, невзирая на трудности, – и получать удовольствие от процесса.

О том, как появилось сису, как оно повлияло на финнов и есть ли сису у россиян и других европейских наций, «Европульсу» рассказала Йоанна Нюлунд, автор книги «Sisu. Финские секреты упорства, стойкости и оптимизма».

«Сису – это дух стойкости и выносливости, внутренний стержень, помогающий справиться с любыми невзгодами. Это слово проникнуто ощущением уверенной силы и надежности. Оно означает способность проявлять непоколебимую решимость перед лицом враждебных обстоятельств» (из книги Йоанны Нюлунд).

«Если у нас есть цель, мы сделаем все возможное, чтобы ее добиться, — так посол Финляндии в России Микко Хаутала прокомментировал концепцию сису на презентации русского перевода книги Йоанны в России. — Если это не поможет, мы сделаем невозможное и все равно добьемся цели, только на это уйдет немного больше времени».

«Мы не любим, когда все дается просто»

В Финляндии о сису слышишь с раннего детства: это наш способ справляться с трудностями. Надо стиснуть зубы и делать то, что должен – тогда рано или поздно откроется второе дыхание. Это и есть квинтэссенция сису.

Финны не любят, когда все дается просто.

По-настоящему мы можем расслабиться только после изматывающего труда.

Наверное, поэтому в Финляндии так популярны летние домики без всяких удобств – финны до сих пор стремятся провести отпуск именно там.

Помню, в детстве мы с родителями тоже отдыхали в таком, и они постоянно там что-то делали: красили, пилили, обновляли. Расслаблялись они разве что по вечерам. Мне кажется, это и есть современное сису.

«Переломным моментом для концепции сису стало начало XX века»

Слово «сису» происходит от финского «сисус», что означает «внутренности». Насколько можно сейчас судить, впервые слово стало употребляться в XVII веке. Тогда сказать, что у человека много сису, вовсе не было комплиментом. Это означало, что он чересчур упрямый, даже упертый.

Переломным моментом для концепции сису стало начало XX века. В то время Финляндия только получила независимость и сталкивалась с массой проблем. Жизнь была трудной, и с этим надо было что-то делать.

Своеобразной иконой сису стал финский бегун Пааво Нурми. Сейчас сложно поверить, что чемпионом в беге может быть спортсмен не из Африки или с африканскими корнями, но в начале XX века Пааво Нурми выигрывал одну гонку за другой. Он был олицетворением сису: и его внешность, и его поведение — все было пропитано стойкостью и стремлением к победе, невзирая на преграды.

За ХХ век сису не раз выручало финнов во время войн и других больших кризисов.

Но примерно с конца Второй мировой войны наша жизнь изменилась, стала более комфортной. Сегодня некоторые в Финляндии задаются вопросом – а сохранилось ли сису как таковое или его больше нет у финнов?

Сису у нас, конечно, по-прежнему есть. Только оно теперь больше помогает финнам преодолевать личные кризисы, а не общие для всей страны.

«Именно в Финляндии сису стало почти национальной идеей»

Конечно, сису есть не только у финнов – оно есть у всех вне зависимости от национальности. Но именно в Финляндии сису стало почти национальной идеей, и неспроста.

Сейчас все страны Северной Европы кажутся похожими друг на друга, особенно извне. У финнов, шведов и датчан высокий уровень жизни, высокие налоги, много общих представлений и праздников… кажется, что и жизненная идеология у нас должна быть почти одинаковой. Но исторически наши страны развивались очень по-разному.

Финляндия всегда была «на отшибе», долгое время мы были зажаты между больших стран – России и Швеции, поэтому на долю финнов выпало куда больше войн, чем, например, на датчан.

В Финляндии сравнительно недавно, в конце XIX века, был голод.

Это не могло не наложить свой отпечаток: жизнь сложна, поэтому, чтобы добиться успеха, необходимо преодолевать все препятствия, в том числе собственные слабости.

Темная сторона сису

Концепция сису имеет свои «побочные эффекты». Люди часто чувствуют себя под большим давлением, потому что считают, что должны справляться со всеми трудностями самостоятельно. Нам трудно просить помощи или даже просто рассказывать о своих проблемах даже самым близким людям.

В детстве я очень переживала, если мне не хватало смелости что-то сделать. Я была очень стеснительной, в школе мне иногда не хватало смелости просто поднять руку и ответить на вопрос учителя – не то что выступать перед классом. Постепенно я справилась с этой проблемой, и сейчас я часто выступаю перед большой аудиторией. Но я до сих пор помню детскую горечь от того, что мне не хватало сису.

Мне кажется, особенно от этого страдают мужчины – и в этом, на мой взгляд, Финляндия и Россия похожи.

Хотя мы, финны, считаем себя страной равных возможностей для мужчин и женщин, а мальчиков и девочек стараемся воспитывать практически одинаково, культурный отпечаток остается.

Женщинам легче говорить о своих проблемах, просить помощи и совета, а мужчины обычно держат все в себе. Мне кажется, это нечестно: мужчины и женщины не такие уж и разные, но из-за культурного давления мужчинам приходится выдерживать куда больше стресса.

«Финнам так легче»

На самом деле концепция сису состоит не в том, чтобы человек был скалистым островом в океане жизненных проблем. Сису – это то, чем можно и нужно наслаждаться вместе. Например, купаться в ледяной воде или преодолевать болота и горы, чтобы дойти до смотровой площадки с красивым видом.

Еще одно следствие сису – это социальная расслабленность.

Мы не чувствуем неловкости от паузы в разговоре и не стремимся ее заполнять «этикетной» фразой. А еще мы обычно говорим то, что думаем – и иногда это выглядит почти как грубость. Но финнам так легче.

«По стилю жизни россияне очень похожи на финнов»

Датская «философия счастья» хюгге — это совсем иной, нежели сису, подход. В странах Северной Европы датчане считаются самыми счастливыми и самыми расслабленными. Однако это не значит, что в них нет сису. А у финнов, наоборот, репутация самых суровых и закрытых людей, но это не значит, что мы не любим собираться с друзьями в уютной атмосфере, чтобы попить какао с булочками. Кто же этого не любит!

Несколько лет я жила в Великобритании. Мне очень нравится эта страна, но там я часто не могу понять, говорят ли мне люди что-то потому, что они так думают, или же это просто формулы вежливости.

Я была в России в прошлом году – меня пригласили презентовать мою книжку про сису, я выступала в Санкт-Петербурге и в Москве.

Я обратила внимание, что по стилю жизни россияне очень похожи на финнов – например, вы тоже любите свои летние домики.

Но в плане культуры и разговоров россияне, по-моему, больше похожи на британцев. Чувствуется отпечаток древней культуры – в Финляндии культура молодая, поэтому мы более прямолинейны. Хотя, может быть, если бы я говорила по-русски, у меня сложилось бы другое впечатление.

«Так мы сможем больше понять самих себя»

Социальная расслабленность – это очень важная часть финской культуры. Сейчас помимо сису за пределами Финляндии набирает популярность еще одна финская концепция – «калсарикяннит», это значит «выпивать дома в нижнем белье». Цель калсарикяннит – не напиться, это не настолько грустно.

Цель – дать себе разрешение расслабиться «без мишуры». Не одеваясь с иголочки, не выходя из дома – просто насладиться моментом.

Сейчас сису изучают психологи, одна из самых известных исследовательниц сису — Эмилия Лахти, которая работает в университете Аалто в Хельсинки. Она рассматривает сису с точки зрения позитивной психологии как способ самопомощи. Но наверняка это явление можно рассмотреть и с другой стороны, например, с точки зрения антропологии. Мне кажется, это здорово – так мы сможем больше понять самих себя.