Один из самых крупных российских дата-центров был открыт в Москве «из Нидерландов»: голландская компания Linxdatacenter в начале 2000-х годов принесла в Россию новые европейские технологии. О том, что такое дата-центр и какие существуют особенности цифрового бизнеса в России и Евросоюзе, рассказал «Европульсу» создатель дата-центра Хайко Кооп.
Что такое дата-центр?
Дата-центр – это в первую очередь безопасная среда, где компании могут размещать специальное оборудование, на котором хранится и обрабатывается информационный массив об их работе. Здесь же разворачиваются критически важные для бизнеса сервисы – к примеру, формы заказа и интерактивные каталоги онлайн-магазинов, – и представляющие особенную ценность деловые сведения. Через это же оборудование идет подключение абонентов к интернет-каналам.
Во всем мире дата-центрами все чаще пользуются структуры из банковской сферы, очень много игроков на рынке онлайн-торговли, онлайн-платежей, а также логистики (ведь все, что купили онлайн, надо также доставить конечному потребителю). Настоящий бум в Европе – видеоигры, которые массово «хостятся» в дата-центрах.
Где на самом деле живут сайты? Прогулка по дата-центру
Вход по отпечаткам пальцев
Когда компании выбирают ЦОД – центр обработки данных, он же дата-центр, – то обращают особое внимание на его систему безопасности. Многие клиенты дополнительно просят установить те или иные системы безопасности – например, разместить свое оборудование в специально выделенной зоне с дополнительными контурами охраны, установить собственные камеры слежения и так далее.
Высокий уровень безопасности их данных и оборудования – это сегодня в том числе доступ к серверам отдельно взятой компании по системе биометрической идентификации, то есть по отпечаткам пальцев. Внутри дата-центра выделена территория, куда без биометрической проверки и идентификации службой охраны, которая следит за всеми залами в режиме 24/7, никому не попасть. Даже уборку там делают роботы.
Без этой двухфакторной верификации за периметр не пройдут даже сотрудники дата-центра. Некоторые компании для безопасности еще и предпочитают размещать свои сервера без каких бы то ни было опознавательных знаков и логотипов.
Бесперебойная безопасность
Если на базу данных клиента совершается хакерская атака, помочь ему можно на уровне работы с операционной системой. Например, «отфильтровать» IP-адреса, которые пытаются получить доступ к данным во время DDoS-атаки (когда хакерская атака выполняется со многих IP-адресов и блокирует вход на сайт добросовестным пользователям).
В целом клиенты сами обеспечивают собственную кибербезопасность. Задача дата-центра – чтобы размещенное «железо» работало без сбоев и перерывов. Один из основных показателей эффективности дата-центра – это время бесперебойной работы всех его систем.
Самые высокие требования к стандартам безопасности предъявляют онлайн платежные системы и разработчики ПО. Причем ожидания от систем дата-центра гораздо больше зависят от сферы деятельности компании и уровня ее развития, а не от географического или юридического адреса компании. Так что запросы у российских и европейских клиентов схожи.
Открыть дата-центр в любой стране непросто
И в Европе, и в России есть свои трудности с тем, чтобы управлять дата-центром, но в России Linxdatacenter столкнулся с одной проблемой, которой не было в Нидерландах, Германии и других европейских странах. В Москве в первую очередь надо было договариваться с городской энергетической сетью, потому что это единственный надежный источник энергии (в том объеме, который был нужен). В Европе электроэнергия более доступна, хотя договариваться приходится примерно с такими же компаниями-операторами.
Еще одна специфическая российская сложность для дата-центра возникла пару лет назад, когда был принят закон о том, что персональные данные российских граждан и компаний должны храниться в России. В Европе такие ограничения накладываются только на личные медицинские данные (карты в поликлиниках, истории болезни и так далее). Причем в каждой европейской стране эту сферу дополнительно регулируют свои законы.