Евротренд

Ребята, давайте жить дружно: как школьников в Дании учат эмпатии

Эмпатия (в составе «Науки о семье»)  входит в список обязательных тем программы для датских школьников 6 – 16 лет. «Европульс» выяснил, каким образом можно научить в школе умению понимать эмоциональное состояние других людей и «экологично» взаимодействовать с ними.

Эмпатию и другие обязательные темы (например, правила безопасности на дорогах и сексуальное просвещение) нередко обсуждают на еженедельном классном часе (Klassens tid) — это время общения классного руководителя со всеми подопечными. Помимо межличностных отношений в это время могут обсуждаться, например, планы совместной поездки или меню в школьной столовой.

Но эмпатия в датской образовательной системе выходит далеко за рамки школьной программы.

Как дети учатся решать конфликты

— Это был мой первый год работы в датской школе, — вспоминает Алина Завротски, преподавательница английского и немецкого языков и дважды мама. — Один мальчик десяти лет начал гоняться за другим с линейкой. Сделала им замечание, но они не послушались. Я рассадила их по разным углам, но первый мальчик не успокаивался и убежал на диван в общую зону. Тогда я пошла за их классной руководительницей и рассказала, что случилось. «А ты взяла на себя их конфликт?», — спросила она. Я, честно говоря, немного растерялась. Я сказала мальчикам, что так в школе себя не ведут, предупредила о последствиях и физически разняла драку — на мой взгляд, конфликт был исчерпан. «Вижу, что у тебя сейчас нет времени, — сказала мне тогда их классная руководительница, — давай в этот раз я с ними поговорю». И она добрых пятнадцать минут разговаривала с этими мальчиками. Сначала слушала одного, потом другого, потом снова первого и наконец они пришли к общему решению.

Конфликты, вспыхнувшие в стенах школы (или за ее пределами, но о которых дети завели речь, например, на классном часе) будут рассмотрены со всех сторон. Чтобы не запутаться, учителя даже могут составлять что-то вроде схемы, где записывают всех действующих лиц конфликта и их позиции, развитие переговоров и найденное решение.

Первое время на налаживание отношений уходит львиная доля школьного времени.

Когда дети приходят в первый класс, первые полгода учителя полностью переключаются на «выяснение отношений» между подопечными каждый раз, когда в классе вспыхивает конфликт. Ведь если в классе будут витать нерешенные конфликты, на них будут отвлекаться и учитель, и ученики, а знания все равно не улягутся в детских головах.

За это время дети начинают чувствовать себя более свободно и проникаются доверием к своему классному руководителю. Он в свою очередь честно и предсказуемо выступает нейтральным посредником во всех склоках, не выбирает себе любимчиков, дает право высказаться всем сторонам конфликта и не назначает наказаний. Дети сами должны прийти к соглашению, но учитель может подсказать им достойные условия мировой. В результате со временем ученики сами приходят к учителям, если им нужен посредник в «переговорах».

Учителя вмешиваются во все ссоры только до шестого класса — должны же дети научиться самостоятельно решать свои противоречия.

— Тут, главное, действовать предсказуемо, по одной и той же схеме: сначала высказывается одна сторона, потом другая, потом снова первая — и так пока конфликт не будет исчерпан, — говорит Алина. — Так дети учатся решать свои проблемы самостоятельно.

Учителя в Дании регулярно проходят курсы повышения квалификации, и как правило, среди них есть курсы по детской и подростковой психологии. Так что в вопросах создания благоприятной атмосферы в классе педагогам полностью доверяют. Есть даже специальный термин nærværende — внимательный, учтивый, заботливый. Так вот, если атмосфера в классе nærværende, классный руководитель со своей задачей справился.

«Экологичное» общение

Что обсуждают на классном часе? Все зависит от коллектива, но есть темы-фавориты – и все с фокусом внимания на отношения внутри группы. 

Например, на классных часах обсуждают, что, хвастаясь дорогой одеждой или гаджетами, вы можете задевать чувства других. Или как принять нового ученика, чтобы он чувствовал себя в своей тарелке. Много внимания уделяется гигиене общения в интернете.

Очень часто затрагивается тема травли, с разных углов и ракурсов. Отправной точкой этих разговоров служат чувства каждого участника нездоровых отношений, а не абстрактные нормы морали.

Среди подростков могут обсуждаться уже «взрослые» темы — о долге и призвании, о роли родителей в выборе дальнейшего пути ученика, о гражданской позиции и закономерном желании подростков изменить весь мир. Темы и кейсы, которые их волнуют, могут предлагать сами ученики.

Командная работа и отсутствие конкуренции между учениками

Все эти темы органически вплетаются в образовательный процесс (да и в саму жизнь датских школьников).

— Эта система очень нацелена на целостность, — продолжает Алина. — Это и эмпатии  касается. В школьных коридорах, например, висят плакаты вроде «Как успокоить плачущего малыша?».

Вообще учебный процесс в датских школах построен так, чтобы дети много взаимодействовали как между собой, так и с учителями. Например, согласно наблюдениям Джессики Александер, психотерапевта, педагога и соавтора книги и сайта о родительстве в Дании, около 60% всех заданий в датских школах предназначены для коллективного выполнения, а не индивидуального: подготовить проект в группе, что-то обсудить с другими школьниками или собрать аргументацию.

Конечно, тесты и сочинения там тоже есть, но считается, что умение работать в команде пригодится в жизни больше, чем умение решать квадратные уравнения.

Более того, учителя стараются гасить проявления конкуренции среди одноклассников. Нет культа достижений в учебе или спорте. Оценок не существует до 6-го класса, да и потом результаты контрольных работ учителя не оглашают, а передают лично каждому ученику.

Атмосфера в школах тоже способствует продуктивному общению.

— Чтобы дети были внимательнее друг к другу, в школах не разрешается пользоваться мобильными телефонами. Так было и в нашей школе, где я работала (сейчас Алина в декретном отпуске — прим. «Европульса»). Утром, до начала занятий, все телефоны убираются в сейф, и только в конце дня я выдавала телефоны обратно. Так что на переменах они могут общаться, смотреть друг другу в глаза.

Библиотекари, психологи, полицейские

Помимо классного руководителя, главного «мирового судьи» всех конфликтов, про жизнь, эмпатию и в целом нормы социального поведения школьникам рассказывают многие.

Например, такие просветительские беседы — одна из обязанностей школьных библиотекарей. Они могут подготовить материал на целый урок и, например, снять детей с другого занятия (по предварительной договоренности с его преподавателем, конечно).

— Детям это нравится, потому что поговорить про жизнь — это всегда интереснее, чем математика и датский язык. У них очень много математики и датского, — говорит Алина.

Порой в школы приходят муниципальные психологи или даже полицейские. Они рассказывают о самых разных вещах, например, о последствиях употребления наркотиков или курения. И вместо того, чтобы запугивать детей, они стараются рассказать об этих вещах как можно более честно. Например, спрашивают у семиклассников, сколько их сверстников в Дании, по данным статистики, пробовали слабый алкоголь? 20-30-60% — гадают ребята. А оказывается, всего 3%. После этого наши семиклассники меньше друг друга подзадоривают попробовать спиртное — какой смысл, если так делают одни маргиналы?

Роль родителей и «анкеты благополучия»

Как правило, родители в школьные дела не вмешиваться: уроки — это зона ответственности детей. Но если, например, у учителя возникает подозрение, что ребенок курит, мамы и папы тут же подключаются.

Раз в год, начиная с подготовительного класса и до конца обязательной школы, учениками выдают анкету на полсотни вопросов, чтобы оценить психологическое состояние детей.

Вопросы очень детальные и охватывают все аспекты школьной жизни: с кем из одноклассников ребенок общается во время занятий, с кем на продленке; какой у них  любимый учитель и почему, какой любимый предмет; что именно ребенок хотел бы изменить в распорядке дня и так далее.

Эту анкету ученики заполняют вместе с родителями (по словам Алины, на это уходит час-полтора). Потом анкету возвращают класному руководителю, а тот через некоторое время приглашает всю семью на беседу и еще раз обсуждает все ответы ребенка. Эта процедура дает возможность оценить общую атмосферу в классе и проследить динамику развития школьника.

Похожую анкету ежегодно заполняют и сами учителя. Вопросов в ней меньше, но школьный психолог способен заметить переутомление или другие тревожные симптомы и предложить помощь.

Целостный подход к воспитанию

Фундамент эмпатии датским мальчикам и девочкам закладывают с детского сада. Дошкольное образование в Дании необязательно, но 98% трехлетних детей ходят в государственные детские сады. На этом этапе главная задача — научить ребенка распознавать собственные эмоции, а в идеале — и их причины.

Так, они проходят тему «Какое у меня сегодня настроение». С помощью изображений-смайликов дети учатся называть свои эмоции и соотносить со своим настроением. Например: «Я зол», «Я доволен», «Мне приятно», «Мне не по себе». В детском саду их учат распознавать  полутона эмоций.

— Датский подход к воспитанию приносит свои результаты. — говорит Алина. — Шесть с лишним лет назад я вела немецкий язык у седьмого класса, и был там один мальчик Лео… Там и с дисциплиной были вопросы, и с буллингом. И вот недавно я его встретила за прилавком в магазине в одной очень красивой деревне под Копенгагеном. Даже не узнала его сразу. Оказывается, Лео закончил все девять классов, потом пошел в гимназию. А самое интересное, он собирался учиться на полицейского. Когда мы встретились, он подрабатывал кассиром, чтобы скопить денег перед обучением, в Дании так все делают — подростков с 14–16  лет берут на работу: дети учатся обращаться с деньгами, а работодатели платят ниже налог. И достойного члена общества из Лео сделала именно эта датская система целостного воспитания.