Один из таких примеров – Дания и Германия. Взаимоотношения этих двух стран серьезно обострились после германо-датской войны 1864 года, первого из трех кровопролитных конфликтов, приведших к объединению немецких земель. Трагические события были спровоцированы Данией, однако полную победу одержали Пруссия и Австрийская империя. С тех пор народы прошли долгий и непростой путь от противостояния к взаимопониманию и сотрудничеству. Генеральный консул Королевства Дания в городе Фленсбург (Германия), профессор Хенрик Беккер-Кристенсен, выступая на конференции «Как работать с прошлым», рассказал о том, какие шаги предпринимались правительствами ФРГ и Дании, чтобы переосмыслить исторические события и выстроить оптимальную модель для национальных меньшинств. В интервью «Европульсу» профессор Х. Беккер-Кристенсен поделился мнением, почему важно извлекать уроки из прошлого и знать историю своей страны.
— Проблема национальных меньшинств в Дании до сих пор актуальна, хотя, конечно, стоит уже далеко не так остро, как, например, в начале 20 века.
— Вопросы нашего диспута и прежняя конфронтация не забыты, но мы, я думаю, сумели извлечь уроки, и продолжаем учиться на собственном опыте. Мы – датчане и немцы – научились работать вместе, жить вместе, ради нашего общего будущего и благополучия. Когда мы говорим о датско-германской политике в отношении национальных меньшинств, определенно, это путь от конфронтации к сотрудничеству, к равноправию немецкого меньшинства в Дании и датского – в Германии. Все люди равны, ко всем нужно относиться одинаково. Это самое главное.
— Могут ли другие государства – а ведь во всех мультинациональных обществах рано или поздно политика в отношении национальных меньшинств выходит на первый план – воспользоваться датско-германским «рецептом»?
— Датско-германскую модель нельзя назвать «экспортным товаром». Однако она может стать своего рода нравственным ориентиром, помогающим другим нащупать правильное решение, если все заинтересованные стороны этого хотят. Последнее условие – определяющее.
— Почему, на ваш взгляд, важно помнить прошлое, жить с ним, извлекать из него уроки? Особенно молодому поколению.
— Если вы не помните прошлого, вы не можете знать, откуда вы лично, ваш народ, ваша страна происходите, где ваши истоки, откуда и почему все началось. Прошлое, как это ни банально звучит, действительно, является той самой отправной точкой для будущего. Это справедливо для Дании, Германии, России и для всех стран мира, как мне кажется. Важно знать свои корни. Но не просто смотреть, разглядывать их, а изучать, понимать, переносить опыт прошлого на сегодня и завтра. Благодаря этому можно стать открытым для множества идей, перемен и дальнейшего развития.
— А европейская молодежь интересуется этой сферой знаний – историей? Хотят ли молодые люди знать больше, чем написано в учебниках?
— Некоторые да. Но, конечно, далеко не все. И это проблема. Именно поэтому мы, старшее поколение, должны заинтересовывать историей, рассказывать о ней, учить, обсуждать важные вехи на конференциях и форумах. Ведь молодые тоже скоро станут старшим поколением, и придет их черед передавать эстафету.
— Каковы главные риски, с которыми сталкивается сегодня Европа в контексте затронутой темы – исторической памяти и работы с прошлым?
— Рисков несколько, но, пожалуй, самый серьезный из них – это усиление националистических движений и партий в некоторых европейских странах. Это возвращает нас к тревожной риторике середины прошлого века, которая привела к катастрофическим событиям. Они снова пытаются настраивать нас друг против друга, а не объединять. Очень важно научиться избегать противостояния. Причем это постоянно продолжающийся процесс – он никогда не завершится. Нельзя в какой-то момент сказать: все, мы все трудности преодолели, и расслабиться. Нужно каждый день работать над этим. Нам, нашим детям, следующим поколениям. Нельзя останавливаться.
«Европульс» также представляет видеорепортаж с конференции: