О самоидентичности польской нации и том, как история Польши влияет на ее настоящее, «Европульсу» рассказал посол Польши в России Влодзимеж Марчиняк.
Больше, чем память
Представители других наций нас постоянно обвиняют, что мы смотрим в прошлое, особенно на трагические события XIX и XX веков. Поляки – это действительно нация, которая придает самое большое значение памяти о предках и предыдущих поколениях. А помнить – значит не повторять ошибок прошлого.
Почтение памяти погибших солдат, независимо от того, под какими флагами они сражались и в какой форме, очень характерно для польской культуры. В католической церкви отмечается День всех святых 1 ноября (накануне которого отмечают «раскрученный» Хэллоуин). А 2 ноября, уже не так широко, отмечают День всех усопших. В Польше этот праздник превратился в день поминовения погибших солдат. Мы считаем, что памяти достойны все. А поскольку в период коммунизма не позволялось отмечать память солдат некоммунистических военных формирований периода Второй мировой войны, это превратилось в некий патриотический праздник.
Но и более отдаленное прошлое мы не забываем. В Польше широко почитается, например, святой Станислав, первый польский епископ, который жил в XI веке и боролся с абсолютистскими притязаниями короля. Для многих это образец чести.
Евросоюз и грядущее поколение
История нашей государственности намного длиннее, чем у многих современных европейских государств. Но мы в первую очередь ощущаем себя европейцами. В Польше благодаря католической церкви всегда были сильны латинские традиции. Поэтому став частью Евросоюза, поляки почувствовали себя дома.
У нашей молодежи сразу появилось больше возможностей учиться за рубежом. Вообще образованных поляков становится гораздо больше. В дни моей юности университет оканчивали немногие, а сейчас больше чем у половины молодых людей, есть университетские дипломы. И как минимум 80% имеют среднее специальное образование. Но, мне кажется, многие студенты сейчас не успевают за потребностями. Они выбирают специальность, популярную в тот момент, когда они поступают в университет, а когда выпускаются, уже оказываются востребованными другие специалисты.
Я долгое время занимался научной деятельностью и преподавал в Варшавской школе экономики. Я политолог, а мою специализацию можно было бы назвать «Россиеведение». Многие мои студенты приезжали из других стран, причем не только из Евросоюза, но и из России и других постсоветских государств. Недавно я узнал, что один из моих бывших студентов из Центральной Европы уже работает сотрудником МИДа и приехал в посольство своей страны в Польше. Это, конечно, приятно.
Город на четыре народа
Значительную часть своей жизни я провел в Варшаве, но родился в городе Лодзь. Это крупный город в центральной Польше.
Издревле город был многонациональным: там бок о бок жили поляки, евреи, немцы, русские. Но так было не всегда. Во времена Второй мировой войны Лодзь была оккупирована, и здесь находилось одно из самых крупных еврейских гетто. С 2002 года в Лодзи регулярно организуется Фестиваль четырех культур. Отчасти его цель – показать, что разные народы могут и должны жить мирно.
В Лодзи стоит множество зданий, построенных в стиле конструктивизма. В России тоже есть памятники конструктивизма, но в СССР это был символ мировой революции, направленный вовне. А в Польше, наоборот, здания в стиле конструктивизма строились в эпоху, когда мы создавали свое национальное государство и думали о внутреннем устройстве страны.
Россиянам Лодзь может быть знакома по очень славной кинокартине Анжея Вайды «Земля обетованная». Кстати, сам Вайда здесь жил и окончил лодзинскую Высшую школу кинематографии, телевидения и театра.
Польское кино
Мне иногда говорят о «шарме» польского кино. Я его, если честно, даже не замечаю – для нас это естественно. Возможно, этот шарм – на самом деле это внимание к деталям. В Польше очень много талантливых режиссеров, которые снимают серьезные фильмы. Почти столько же, сколько снимает приятные комедии.
В России известны три польских режиссера: Вайда, Кшишловский и Занусси. Но я бы очень рекомендовал современного режиссера Леха Маевского. Он очень укоренен в Центральной Европе. Он сам из Силезии, района Польши с непростой историей, и ему удается тонко передавать настроение современного польского народа.
Скрытая Польша
Русские туристы часто ездят в Татры, но много интересных и красивых мест есть и в более низкой части Карпат. Например, в Бескидах сочетается и неимоверно красивая природа (нельзя сказать, что дикая, но естественная), и деревянное зодчество. Во время Первой мировой войны там шли затяжные бои между русской и австрийской армиями, и сейчас там множество памятников и братских кладбищ. Они действительно интересны и с исторической, и с архитектурной точки зрения.
Я бы посоветовал отправиться в старинные польские города на Висле – Сандомеж (или Садомир) с десятивековой историей, Казимеж с населением всего 3,5 тысячи человек. А у самых истоков Вислы, тоже в горах Бескидах, есть городок Висла, где с 20-х годов прошлого века расположена резиденция президента Польши. Это действующая резиденция, но туристы могут туда заглянуть в специально отведенные часы.
О Варшаве и Москве
Зимой в Москве я скучаю по солнцу. В Варшаве, несмотря на то, что она тоже одна из северных столиц, солнечных дней больше. А еще мне кажется, что в Варшаве люди больше улыбаются, чем в Москве. Впрочем, это может быть из-за того, что Москва – огромный мегаполис, и это накладывает свой отпечаток.
Зато мне очень нравятся московские музеи и выставки. Я здесь работаю чуть больше года, но даже за это время видно, с какой скоростью тут развивается это направление. В Варшаве пока такого нет.
Читайте также:
Как сэкономить 5 дней в году? Посол Эстонии в России – об Эстонии XXI века
«Доверие и чувство локтя – основа счастья в Дании»: посол Дании в России Томас Винклер