Евротренд

Зачем читателям пресса: опыт немецкой региональной газеты

Сотрудники Mitteldeutsche Zeitung — крупнейшей медиагруппы федеральной земли Саксония-Анхальт (Германия) — рассказали «Европульсу», как газета может помочь людям, оставаясь объективной.

В рейтинге международной неправительственной организации «Репортеры без границ 2017» Германия занимает 16-е место из 180 стран мира по показателю «Свобода прессы». Это означает, что немецкие СМИ по закону и на деле имеют доступ к любой информации, за исключением секретной, они законодательно защищены от преследований недоброжелателей и не боятся критиковать власть на местном и федеральном уровне. Кодекс профессиональной этики журналиста в любой европейской стране запрещает работникам СМИ принимать в конфликте чью-либо сторону и предписывает лишь беспристрастно информировать читателей о происходящем.

Фото: Tybo / Flickr

В Галле, культурной столице Восточной Германии с населением около 250 тысяч человек, находится массивный комплекс зданий, где и появляется на свет газета Mitteldeutsche Zeitung: офисы редакторов, дизайнеров, бухгалтерия, отдел рекламы и собственное издательство. Отсюда газета попадает в вендинговые уличные автоматы, в печатные киоски и супермаркеты всех городов и поселков федеральной земли. В разных округах у газеты общая политическая обложка, одни и те же новости спорта и культуры, а вот местный вкладыш у каждого свой.

— Наша задача — спровоцировать дискуссию по проблеме, сделать так, чтобы она оказалась в центре внимания людей, пусть даже всего на мгновение, — рассказывает Детлеф Фербер, редактор с 25-летним стажем регионального отдела Mitteldeutsche Zeitung. —  Часто именно это мгновение решает дальнейшую судьбу конфликта.



За примером ходить далеко не надо: в августе этого года на первой полосе местной хроники газеты появился большой материал о конфликте между мэром города Тойченталя Ральфом Вушински и двумя матерями. Они публично раскритиковали главу администрации за то, что автобус для экскурсионной поездки детского сада, в который ходят их четырехлетние сыновья, не был оборудован детскими сиденьями.

В статье со слов одной из матерей, Жанины Колбель, в том числе рассказывается, как мэр назначил им личную встречу. За закрытыми дверьми вместо извинений Вушински посоветовал не выносить сор из избы и пригрозил потерей мест в детском саду. Женщины остались при своем, и через 4 дня им пришло уведомление за подписью главы города о том, что их дети лишаются мест за «постоянное неправомерное вмешательство в работу детсада».

Мэр комментировать письмо отказался. После публикации истории женщины получили колоссальную поддержку жителей города. В газете были опубликованы письма читателей, возмущенных произволом местной власти и требующих вернуть детей в детский сад. Администрация мэра продолжала молчать.

— Молчать — всегда слабая позиция, журналисту в любом случае нужно сдавать материал и, если он не получает нужную информацию, то имеет право интерпретировать молчание так, как считает нужным, — объясняет Детлеф Фербер.

Женщины решились обратиться в суд и отстоять право детей вернуться в детский сад. Решение оказалось верным: через несколько дней в Mitteldeutsche Zeitung появился материал о счастливом возвращении детей в детсадовскую песочницу: мэр города понял, что у него нет шансов в суде, и отозвал свое решение об отчислении детей. В своем комментарии газете Жанина, тем не менее, не исключила новых нападок на нее и сына. В новом договоре для ребенка и для нее как члена родительского комитета предусмотрен испытательный срок.

— К сожалению, когда внимание общественности к проблеме ослабевает, власти вновь делают то, что хотят, — рассказывает Детлеф Фербер.

СМИ vs власти

Газета также следит за тем, чтобы администрация города выполняла свою работу как положено: отслеживает проблему и привлекает к ней внимание. Региональные редакции Mitteldeutsche Zeitung сталкиваются с этим практически ежедневно: отсутствие соответствующих мер безопасности на строительных площадках, дыры на дорогах, мусор на улицах. В газете выходит публикация с комментариями горожан и экспертов, и власти просто не могут не реагировать.

Изданию достается от администрации в ответ. Когда Mitteldeutsche Zeitung решила сделать большой репортаж о реконструкции одной из главных городских дорог в городе Галле, в ответ на свою просьбу о комментарии она получила приглашение на пресс-конференцию.

— Тему раскопали мы, это должен был быть наш эксклюзив. На пресс-конференции информацию получит телевидение и бесплатные интернет-СМИ, оставив нас за бортом, — главный редактор регионального отдела Mitteldeutsche Zeitung Дерк Скрипчак уверен, что это намеренный шаг в ответ на критику, с подобным он сталкивается не впервые.

Такие удары для газеты болезненны, ведь ее тираж падает ежегодно: за последние 10 лет он сократился почти на 100 тысяч экземпляров.

— Люди отвыкают платить за новости, — невесело замечает Дерк Скрипчак.

Фото: Ric Capucho / Flickr

Люди, здания, города

Судьба не только судьба людей, но и, например, зданий часто зависит от огласки. Долгое время главный выставочный зал города Галле спонсировался одним из местных банков, но в какой-то момент банк отказался от дальнейшего финансирования.  На своих страницах Mitteldeutsche Zeitung напомнила читателям, что Галле – культурная столица Саксонии-Анхальт, и город должен поддерживать этот статус, а не закрывать здания, которые его культивируют.

К проблеме подключилась администрация Галле, и было решено передать здание в пользование Литературному обществу при финансовой поддержке города. Здание обрело новый статус, но культурная жизнь в нем продолжилась и даже стала более интенсивной.

— Как только люди узнают о проблеме, вокруг нее мгновенно начинают появляться идеи и решения, — говорит Детлеф Фербер.

Региональная редакция Mitteldeutsche Zeitung в Галле старалась поддержать город, когда он участвовал в ежегодном конкурсе на титул «Культурная столица Европы».  Тогда газета развернула целую кампанию в поддержку этой инициативы, стараясь привлечь к конкурсу внимание как горожан и чиновников, так и немцев за пределами региона. Усилий оказалось недостаточно: Галле вылетел из гонки во втором круге.

У Галле была возможность взять реванш и выдвинуть свою кандидатуру на 2025 год. Сначала все вновь шло неплохо: после наводящих вопросов журналистов и провокационных заметок мэру города понравилась идея. Но давления общественного мнения оказалось недостаточно, и в конце концов городской совет пожалел бюджетные деньги и отклонил предложение с минимальным перевесом голосов.

Фото: Ric Capucho / Flickr

«Часто люди боятся заходить так далеко, как газета»

Mitteldeutsche Zeitung сотрудничает с местной полицией: размещает на своих страницах фото преступников в розыске или пропавших людей. Несколько лет в газете существовала рубрика «Горячая линия»: каждый день в течение часа ответственный за рубрику принимал звонки с жалобами горожан на тот или иной городской объект или чиновника. После этого материал на тему появлялся в газете, а журналисты старались решить проблему, контактируя с ответственными инстанциями.

— Часто люди просто боятся заходить так далеко, как заходит газета. Для нас же это вполне привычно, — говорит Детлеф Фербер.

Рубрику пришлось закрыть по финансовым соображениям: с приходом на рынок бесплатных интернет-СМИ для Mitteldeutsche Zeitung все сложнее оставаться рентабельной.

Часто для самих журналистов дальнейшая судьба статьи и ее героев – большой сюрприз. После публикации большого интервью с городским бездомным нашелся человек, отдавший ему комнату в бессрочное пользование. Mitteldeutsche Zeitung также пыталась сделать репортаж из ночлежки для бездомных: оценить условия проживания и питания, пообщаться с ее жителями. Городские власти отказались пускать журналистов, назвав это вмешательством в частную жизнь. Дальнейшие усилия газеты оказались бесполезны.

Фото: Ric Capucho / Flickr

«От этой инициативы выигрывают все»

Mitteldeutsche Zeitung не осталась в стороне и когда бездомными стали на время тысячи жителей Саксонии-Ангальт: в 2002 году из-за затяжных осадков реки вышли из берегов, и уровень воды в федеральной земле поднялась в среднем на 5 метров, затопив сотни домов и улиц. Более 60 000 человек были эвакуированы.

Помимо многочисленных публикаций о «наводнении столетия», Mitteldeutsche Zeitung создала частный фонд «Мы помогаем», с помощью которого удалось собрать миллионы евро пострадавшим от стихийного бедствия и на ликвидацию его последствий. В июне 2013 года наводнение вернулось с новыми силами: если в 2002 году убытки оценивались в миллиард евро, то после 4 недель «на плаву» в 2013 году регион потерял 2,7 миллиарда. Фонд «Мы помогаем» так же, как и десять лет назад, принял активное участие: для пострадавших было собрано более 2 миллионов евро. Газета не оставила читателей и после того, как вода вернулась в свои берега: статьи о судьбе пострадавших и необходимости ремонта городских объектов то и дело появлялись на ее страницах.

Не затухла и деятельность самого фонда: он существует и сегодня, переключившись на разностороннюю помощь нуждающимся детям. В 2017 году в фокусе — поддержка молодых талантов, чьи родители не в состоянии финансово поддержать начинания ребенка. 120 000 евро поделили между 33 организациями, занимающимися детским образованием и развитием. Больше 3000 детей и подростков получили возможность посещать спортивные секции, музыкальные школы и кружки. Деньги идут и на долгосрочные проекты: здоровое питание в школах, завтраки для детей из малоимущих семей, летние лагеря.

— От этой инициативы выигрывают все: ребята получают реальную помощь, а газета — новые истории и репутацию среди читателей, — объясняет Дерк Скрипчак.

Фото: Jorg Schubert / Flickr

«Нельзя смешивать функции»

— Пресса обладает реальной силой и должна вмешиваться в ситуацию, если она того требует, — уверен Дерк. — Мы используем свои возможности далеко не полностью, потому что наша задача — информировать, а не помогать. Если это приведет к положительному результату, то отлично, но это все же не цель.

Еще более категоричен в этом вопросе Сильвио Кисон, внештатный сотрудник Mitteldeutsche Zeitung. Он считает, что нельзя принимать чью-либо сторону, даже если правильный выбор кажется более чем очевидным:

— У каждого общественного института есть своя функция: полиция ловит преступников, доктора лечат больных, а СМИ распространяют информацию. Нельзя смешивать функции.

В противном случае, по мнению Сильвио, издание теряет доверие, с ним читателей, а значит, и прибыль. Более того, формируется негативное представление о СМИ в целом, и люди находят другие источники информации: например, блоггеров, которые и не претендуют на объективность.

Именно так случилось с миграционным кризисом, когда на его пике газеты, в том числе и Mitteldeutsche Zeitung, замалчивали реальные цифры притока беженцев и случаи насилия.

— Цель была благая: газета не хотела провоцировать националистские настроения в обществе, — вспоминает Сильвио.

Но тайное стало явным, и правые силы всей мощью обрушились на «лгущую прессу», нанеся серьезный удар по доверию к ней читателей, от которого пресса Германии полностью не оправилась до сих пор. Поэтому, уверен Сильвио, «СМИ должны делать только свою работу, тогда они смогут делать ее хорошо».


Читайте также:

 
Как выглядят редакции знаменитых французских СМИ?