Сотрудники Mitteldeutsche Zeitung — крупнейшей медиагруппы федеральной земли Саксония-Анхальт (Германия) — рассказали «Европульсу», как газета может помочь людям, оставаясь объективной.
В рейтинге международной неправительственной организации «Репортеры без границ 2017» Германия занимает 16-е место из 180 стран мира по показателю «Свобода прессы». Это означает, что немецкие СМИ по закону и на деле имеют доступ к любой информации, за исключением секретной, они законодательно защищены от преследований недоброжелателей и не боятся критиковать власть на местном и федеральном уровне. Кодекс профессиональной этики журналиста в любой европейской стране запрещает работникам СМИ принимать в конфликте чью-либо сторону и предписывает лишь беспристрастно информировать читателей о происходящем.
В Галле, культурной столице Восточной Германии с населением около 250 тысяч человек, находится массивный комплекс зданий, где и появляется на свет газета Mitteldeutsche Zeitung: офисы редакторов, дизайнеров, бухгалтерия, отдел рекламы и собственное издательство. Отсюда газета попадает в вендинговые уличные автоматы, в печатные киоски и супермаркеты всех городов и поселков федеральной земли. В разных округах у газеты общая политическая обложка, одни и те же новости спорта и культуры, а вот местный вкладыш у каждого свой.
— Наша задача — спровоцировать дискуссию по проблеме, сделать так, чтобы она оказалась в центре внимания людей, пусть даже всего на мгновение, — рассказывает Детлеф Фербер, редактор с 25-летним стажем регионального отдела Mitteldeutsche Zeitung. — Часто именно это мгновение решает дальнейшую судьбу конфликта.
За примером ходить далеко не надо: в августе этого года на первой полосе местной хроники газеты появился большой материал о конфликте между мэром города Тойченталя Ральфом Вушински и двумя матерями. Они публично раскритиковали главу администрации за то, что автобус для экскурсионной поездки детского сада, в который ходят их четырехлетние сыновья, не был оборудован детскими сиденьями.
В статье со слов одной из матерей, Жанины Колбель, в том числе рассказывается, как мэр назначил им личную встречу. За закрытыми дверьми вместо извинений Вушински посоветовал не выносить сор из избы и пригрозил потерей мест в детском саду. Женщины остались при своем, и через 4 дня им пришло уведомление за подписью главы города о том, что их дети лишаются мест за «постоянное неправомерное вмешательство в работу детсада».
Мэр комментировать письмо отказался. После публикации истории женщины получили колоссальную поддержку жителей города. В газете были опубликованы письма читателей, возмущенных произволом местной власти и требующих вернуть детей в детский сад. Администрация мэра продолжала молчать.
— Молчать — всегда слабая позиция, журналисту в любом случае нужно сдавать материал и, если он не получает нужную информацию, то имеет право интерпретировать молчание так, как считает нужным, — объясняет Детлеф Фербер.
Женщины решились обратиться в суд и отстоять право детей вернуться в детский сад. Решение оказалось верным: через несколько дней в Mitteldeutsche Zeitung появился материал о счастливом возвращении детей в детсадовскую песочницу: мэр города понял, что у него нет шансов в суде, и отозвал свое решение об отчислении детей. В своем комментарии газете Жанина, тем не менее, не исключила новых нападок на нее и сына. В новом договоре для ребенка и для нее как члена родительского комитета предусмотрен испытательный срок.
— К сожалению, когда внимание общественности к проблеме ослабевает, власти вновь делают то, что хотят, — рассказывает Детлеф Фербер.
СМИ vs власти
Газета также следит за тем, чтобы администрация города выполняла свою работу как положено: отслеживает проблему и привлекает к ней внимание. Региональные редакции Mitteldeutsche Zeitung сталкиваются с этим практически ежедневно: отсутствие соответствующих мер безопасности на строительных площадках, дыры на дорогах, мусор на улицах. В газете выходит публикация с комментариями горожан и экспертов, и власти просто не могут не реагировать.
Изданию достается от администрации в ответ. Когда Mitteldeutsche Zeitung решила сделать большой репортаж о реконструкции одной из главных городских дорог в городе Галле, в ответ на свою просьбу о комментарии она получила приглашение на пресс-конференцию.
— Тему раскопали мы, это должен был быть наш эксклюзив. На пресс-конференции информацию получит телевидение и бесплатные интернет-СМИ, оставив нас за бортом, — главный редактор регионального отдела Mitteldeutsche Zeitung Дерк Скрипчак уверен, что это намеренный шаг в ответ на критику, с подобным он сталкивается не впервые.
Такие удары для газеты болезненны, ведь ее тираж падает ежегодно: за последние 10 лет он сократился почти на 100 тысяч экземпляров.
— Люди отвыкают платить за новости, — невесело замечает Дерк Скрипчак.
Люди, здания, города
Судьба не только судьба людей, но и, например, зданий часто зависит от огласки. Долгое время главный выставочный зал города Галле спонсировался одним из местных банков, но в какой-то момент банк отказался от дальнейшего финансирования. На своих страницах Mitteldeutsche Zeitung напомнила читателям, что Галле – культурная столица Саксонии-Анхальт, и город должен поддерживать этот статус, а не закрывать здания, которые его культивируют.
К проблеме подключилась администрация Галле, и было решено передать здание в пользование Литературному обществу при финансовой поддержке города. Здание обрело новый статус, но культурная жизнь в нем продолжилась и даже стала более интенсивной.
— Как только люди узнают о проблеме, вокруг нее мгновенно начинают появляться идеи и решения, — говорит Детлеф Фербер.
Региональная редакция Mitteldeutsche Zeitung в Галле старалась поддержать город, когда он участвовал в ежегодном конкурсе на титул «Культурная столица Европы». Тогда газета развернула целую кампанию в поддержку этой инициативы, стараясь привлечь к конкурсу внимание как горожан и чиновников, так и немцев за пределами региона. Усилий оказалось недостаточно: Галле вылетел из гонки во втором круге.
У Галле была возможность взять реванш и выдвинуть свою кандидатуру на 2025 год. Сначала все вновь шло неплохо: после наводящих вопросов журналистов и провокационных заметок мэру города понравилась идея. Но давления общественного мнения оказалось недостаточно, и в конце концов городской совет пожалел бюджетные деньги и отклонил предложение с минимальным перевесом голосов.
«Часто люди боятся заходить так далеко, как газета»
Mitteldeutsche Zeitung сотрудничает с местной полицией: размещает на своих страницах фото преступников в розыске или пропавших людей. Несколько лет в газете существовала рубрика «Горячая линия»: каждый день в течение часа ответственный за рубрику принимал звонки с жалобами горожан на тот или иной городской объект или чиновника. После этого материал на тему появлялся в газете, а журналисты старались решить проблему, контактируя с ответственными инстанциями.
— Часто люди просто боятся заходить так далеко, как заходит газета. Для нас же это вполне привычно, — говорит Детлеф Фербер.
Рубрику пришлось закрыть по финансовым соображениям: с приходом на рынок бесплатных интернет-СМИ для Mitteldeutsche Zeitung все сложнее оставаться рентабельной.
Часто для самих журналистов дальнейшая судьба статьи и ее героев – большой сюрприз. После публикации большого интервью с городским бездомным нашелся человек, отдавший ему комнату в бессрочное пользование. Mitteldeutsche Zeitung также пыталась сделать репортаж из ночлежки для бездомных: оценить условия проживания и питания, пообщаться с ее жителями. Городские власти отказались пускать журналистов, назвав это вмешательством в частную жизнь. Дальнейшие усилия газеты оказались бесполезны.
«От этой инициативы выигрывают все»
Mitteldeutsche Zeitung не осталась в стороне и когда бездомными стали на время тысячи жителей Саксонии-Ангальт: в 2002 году из-за затяжных осадков реки вышли из берегов, и уровень воды в федеральной земле поднялась в среднем на 5 метров, затопив сотни домов и улиц. Более 60 000 человек были эвакуированы.
Помимо многочисленных публикаций о «наводнении столетия», Mitteldeutsche Zeitung создала частный фонд «Мы помогаем», с помощью которого удалось собрать миллионы евро пострадавшим от стихийного бедствия и на ликвидацию его последствий. В июне 2013 года наводнение вернулось с новыми силами: если в 2002 году убытки оценивались в миллиард евро, то после 4 недель «на плаву» в 2013 году регион потерял 2,7 миллиарда. Фонд «Мы помогаем» так же, как и десять лет назад, принял активное участие: для пострадавших было собрано более 2 миллионов евро. Газета не оставила читателей и после того, как вода вернулась в свои берега: статьи о судьбе пострадавших и необходимости ремонта городских объектов то и дело появлялись на ее страницах.
Не затухла и деятельность самого фонда: он существует и сегодня, переключившись на разностороннюю помощь нуждающимся детям. В 2017 году в фокусе — поддержка молодых талантов, чьи родители не в состоянии финансово поддержать начинания ребенка. 120 000 евро поделили между 33 организациями, занимающимися детским образованием и развитием. Больше 3000 детей и подростков получили возможность посещать спортивные секции, музыкальные школы и кружки. Деньги идут и на долгосрочные проекты: здоровое питание в школах, завтраки для детей из малоимущих семей, летние лагеря.
— От этой инициативы выигрывают все: ребята получают реальную помощь, а газета — новые истории и репутацию среди читателей, — объясняет Дерк Скрипчак.
«Нельзя смешивать функции»
— Пресса обладает реальной силой и должна вмешиваться в ситуацию, если она того требует, — уверен Дерк. — Мы используем свои возможности далеко не полностью, потому что наша задача — информировать, а не помогать. Если это приведет к положительному результату, то отлично, но это все же не цель.
Еще более категоричен в этом вопросе Сильвио Кисон, внештатный сотрудник Mitteldeutsche Zeitung. Он считает, что нельзя принимать чью-либо сторону, даже если правильный выбор кажется более чем очевидным:
— У каждого общественного института есть своя функция: полиция ловит преступников, доктора лечат больных, а СМИ распространяют информацию. Нельзя смешивать функции.
В противном случае, по мнению Сильвио, издание теряет доверие, с ним читателей, а значит, и прибыль. Более того, формируется негативное представление о СМИ в целом, и люди находят другие источники информации: например, блоггеров, которые и не претендуют на объективность.
Именно так случилось с миграционным кризисом, когда на его пике газеты, в том числе и Mitteldeutsche Zeitung, замалчивали реальные цифры притока беженцев и случаи насилия.
— Цель была благая: газета не хотела провоцировать националистские настроения в обществе, — вспоминает Сильвио.
Но тайное стало явным, и правые силы всей мощью обрушились на «лгущую прессу», нанеся серьезный удар по доверию к ней читателей, от которого пресса Германии полностью не оправилась до сих пор. Поэтому, уверен Сильвио, «СМИ должны делать только свою работу, тогда они смогут делать ее хорошо».
Читайте также:
Как выглядят редакции знаменитых французских СМИ?