Для развития речи ребенка 3–5 лет эффективнее всего обсуждать с ним события прошедшего дня – например, игру на детской площадке или прогулку в ближайший парк. Этот же метод наиболее комфортен для родителей, которые бывают слишком усталыми для того, чтобы вовлеченно читать книжку с ребенком.
К такому выводу в своем исследовании пришли датские ученые вместе с коллегами из США.
Ученые записали разговоры родителей с детьми во время чтения книг с картинками, игры с конструктором LEGO и обсуждения событий прошедшего дня, которые ребенок пережил вместе с родителем. Сразу после эксперимента исследователи провели тест, чтобы оценить словарный запас ребенка.
Во время разговора о прошедших событиях речь родителей была грамматически сложнее, чем во время игры и чтения. Благодаря этому ребенок все больше осваивает распространенные предложения.
По развитию словарного запаса разговор о событиях был так же эффективен, как чтение. В обоих случаях родители чаще задавали вопросы «что?», «кто?», «где?», побуждающие ребенка вспоминать произошедшее, а также «почему?» и «как?», которые развивают мышление.
Как утверждают авторы исследования, живое обсуждение событий — гораздо более естественный и универсальный вид взаимодействия, чем чтение или игра с предметами. И этим в том числе объясняется его высокая эффективность в развитии в раннем возрасте.