Еврокампус

Болонская система: почему ее решили создать и как она устроена

«Европульс» разобрался, зачем в 1999 году в Европе решили создать общеевропейское пространство высшего образования и в чем заключаются плюсы и минусы Болонской системы.

Зачем понадобилась Болонская система?

Накануне ее появления у каждого европейского университета были свои «правила игры»: они регламентировали, как туда поступать, как учиться и преподавать, как выпускаться и на что претендовать с полученным дипломом. И эти правила игры в разных странах далеко не всегда гладко взаимодействовали.

Бюрократическое сопровождение научной деятельности в разных странах сильно различалось, и это мешало создавать условия для совместной работы и ученых, и студентов, которых тоже можно было бы привлекать к исследованиям.

Впрочем, к концу ХХ века не только бюрократические особенности мешали европейским ученым понимать друг друга. Стремление ученых общаться в основном с коллегами-единомышленниками привело к тому, что университеты начали «вариться в собственном соку». Приверженцы одних подходов научной мысли порой имели весьма смутное представление об остальных. Само по себе это не плохо, но для студентов, которые только начинают профессиональный путь, куда выгоднее знакомиться с разными точками зрения.

В то же время бурно развивались общеевропейские рынки, в том числе рынок труда, и стало очевидно, что выпускники вузов разных стран обладают неодинаковыми знаниями и навыками. Специалисту, который собрался работать в другой стране, зачастую приходилось подтверждать на новом месте свой диплом, а то и переучиваться, теряя время и деньги.

Стало очевидно, что нужна система межвузовской коммуникации, которая задавала бы общие правила игры и помогала решить эти проблемы.

Как устроена Болонская система

Болонская система — это подход к организации работы высших учебных заведений, цель которого — создать единое Европейское пространство высшего образования.

Официально Болонская система зародилась в итальянской Болонье в 1999 году, когда министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию о сотрудничестве и развитии. С тех пор развитие этой системы называется Болонским процессом.

Главные практические нововведения Болонского процесса:

  • единая система так называемых кредитов (ECTS) — оценок, которые принимаются любым университетом в рамках системы;
  • двухступенчатая структура высшего образования: бакалавриат и магистратура, к которым добавляется докторантура для тех, кто планирует карьеру ученого. 

Среди основных целей Болонского процесса:

  • повышение мобильности студентов и преподавателей между университетами и странами;
  • повышение качества высшего образования;
  • развитие life-long learning, то есть возможностей учиться, доучиваться и переучиваться в любом возрасте.

На начало 2022 года в Болонском процессе участвовали 48 стран Евразии (среди них все страны ЕС).

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а 6 июня 2022 года Министерство науки и высшего образования РФ сообщило, что все российские вузы из него выходят. Беларуские вузы вслед за российскими тоже покинули Болонский процесс. Сейчас в Болонскую систему входят 46 стран.

Что изменила Болонская система?

- Болонская система объединила 48 стран, которые попытались создать единую с точки зрения стандартов и правил систему высшего образования, - говорит Лариса Дериглазова, профессор кафедры мировой политики Томского государственного университета. - Эти стандарты позволили соединить национальные системы и создать то, что сегодня официально называется Европейское пространство высшего образования – ЕПВО. Несомненный плюс системы - возможность академической мобильности, то есть обучения и преподавания в разных странах без дополнительных подтверждений квалификации на индивидуальном уровне.

За последние десятилетия изменился сам подход к образованию. Профессию теперь сложно стало получить раз и навсегда. Человек за свою карьеру теперь может сменить несколько специальностей, и обучения «у станка» все чаще становилось недостаточно.

Если за новыми навыками человек отправляется в университет, он не хочет тратить время на общие предметы, которые обязательно есть на первых курсах.

Поэтому через несколько лет после запуска Болонского процесса сформулировали новый принцип: чтобы поступать на магистратуру по большинству специальностей, необязательно быть бакалавром в той же сфере.

- Первый диплом я получил по специальности «Международные отношения», а в магистратуре изучал машинное обучение и анализ данных, - рассказывает Максим Карпов, старший преподаватель и младший научный сотрудник факультета компьютерных наук Высшей школы экономики. - Когда я поступал в магистратуру в 2015 году, мой диплом специалиста по международным отношениям позволял мне претендовать на бюджетное место несмотря на то, что профиль был совершенно другой. Надо было только успешно сдать вступительное испытание. С моим бэкграундом это было нелегко, еле-еле хватило баллов для поступления. Но процесс обучения в магистратуре был замечательно устроен: для новичков читались адаптационные курсы по теории вероятностей и статистике, по программированию и дискретной математике, и мне удалось все наверстать. Сейчас, когда Россия вышла из Болонской системы, подобный «образовательный маневр» из глобалиста в дата-сайентиста, скорее всего, будет куда сложнее.

Опасений в свое время тоже было немало, особенно в странах, которым, как и России, пришлось перестраивать систему (этот тернистый путь прошли, например, Германия, Португалия и Италия). Преподаватели и методисты сетовали, что приходится переписывать все учебные планы и программы. Работодатели переживали, что бакалавры не будут справляться со своими обязанностями, а магистры начнут требовать высокие зарплаты. Но ожидаемые преимущества общего пространства высшего образования перевесили эти опасения.

Доступные бакалавриат и магистратура вместо специалитета

В 2005 году на конференции стран-участниц в Болонском процессе закрепили социальный аспект: образование должно стать не только качественным, но и доступным для всех слоев общества. Страны-члены процесса взяли на себя обязательство обеспечить студентов возможностью достойно жить во время учебы. Например, официально работать или снимать жилье на особых условиях.

В 2010 году и цели, и состав «команды» окончательно определились, и на очередной конференции стран-участниц Болонского процесса было подписано соглашение о создании Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), в которое вошли все страны-участницы Болонского процесса.

Чтобы быть членом ЕПВО, страна должна участвовать в Европейской культурной конвенции и заявить, что готова признать цели и внедрять принципы Болонского процесса в собственную систему высшего образования.

Страны взяли на себя три основных обязательства: ввести бакалавриат и магистратуру (на момент присоединения к Болонскому процессу специалитет оставался примерно в 20 странах из 49, которые когда-либо были членами объединения), официально признавать дипломы, полученные в любой из стран ЕПВО, и «обеспечивать высокое качество образования».

Признание дипломов стало нормой в академической среде. Правда, работодатели из коммерческого сектора могут с подозрением относиться к дипломам иностранных или просто неизвестных им университетов.

К 2018 году все страны Европейского образовательного пространства перешли на двухступенчатую модель для большинства специальностей. Среди исключений — некоторые специальности в сфере искусства: в большинстве стран нет возможности быть, скажем, бакалавром по классу фортепиано.

- В большинстве направлений трехступенчатая система - бакалавриат, магистратура и докторантура - работает хорошо, но, например, в Финляндии на медицинских специальностях нет бакалавриата и магистратуры, - говорит профессор Хельсинкского университета Сирке Маккинен. - Диплом в этой сфере получают после 6 лет обучения на специалитете.

В разных странах-участницах Болонского процесса продолжительность обучения в бакалавриате и магистратуре различаются. Так, больше половины стран предлагают в основном трехлетний бакалавриат. Еще в трети бакалавриат длится 4 года (как в России). Магистратура чаще всего длится 2 года (как в России), но встречается и однолетняя, и полуторалетняя магистратуры.

Плюсы Болонского процесса: кредиты и академическая мобильность

Пожалуй, самым очевидным достижением Болонского процесса стали новые возможности для студенческого обмена и в целом учебы за рубежом. Уже через 10 лет после старта Болонского процесса в вузах стран-участниц стало заметно больше иностранных студентов, а в 2019 году европейские страны заняли 24 из 25 лидирующих позиций среди университетов всего мира по доле иностранных студентов (согласно рейтингу U-Multirank).

- Болонская система была создана в первую очередь для стимулирования академической мобильности, - отмечает Олег Хухлаев, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. - Это очевидный плюс, потому что погружение в разнообразные культурные среды является мощным стимулом для развития личности как преподавателя, так и студента. Например, недавние исследования показывают, что повышение межкультурной компетентности способствует росту креативности. А это увеличивает возможность обмена знаниями.

Отчасти новые возможности появились благодаря все той же системе «Бакалавриат + магистратура». Большинство иностранных студентов в европейских вузах закончили бакалавриат в своей стране, а продолжать обучение решили в университетах за рубежом.

Краткосрочные академические стажировки тоже стали удобнее. Единая система кредитов позволила университетам засчитывать своим студентам оценки за зачеты и экзамены, которые те получили в других университетах. Главное для студента — выбрать на стажировке те дисциплины, которые соответствуют программе их «родного» университета.

- Я поехала на стажировку в иностранный университет в самый сложный семестр, когда у меня «дома» было 8 экзаменов и еще сколько-то зачетов, - рассказывает Мария Большакова, магистр юриспруденции, студентка PhD. - Мне перезачли 4 дисциплины, которые я сдавала в Германии. Для этого перед поездкой я их специально выискивала, когда составляла учебный план. На юрфаке, где я училась, есть своя специфика. В Германии учебные дисциплины в основном были связаны с немецким правом. А в российском вузе, естественно, больше упор на российское право. Так что зачли мне предметы, связанные с международным правом и правом ЕС, потому что в Москве мы тоже такое изучали.

Студенческие обмены существовали и раньше, но Болонская система создала для них более удобные условия. Например, европейская программа академической мобильности Erasmus+ примерно на 10 лет старше болонской системы. Но с введением «конвертируемых» оценок университетам стало проще организовывать такие обмены.

… а также доступность высшего образования и международного рынка труда

Согласно независимому мета-исследованию немецкого Института экономики труда (IZA) 2020 года, после начала Болонского процесса во всех странах-участницах выросла доля молодых людей, которые поступали в вузы. Причем чем серьезнее были реформы, чтобы соответствовать требованиям Болонской системы – тем активнее росло число абитуриентов. В результате сейчас в среднем около трети молодых людей в странах Болонского процесса получает высшее образование, тогда как раньше их было около 15%.

Кроме того, в некоторых странах – например, в Германии и Италии — больше студентов стали заканчивать обучение в срок, не уходя в академический отпуск.

Сразу несколько итальянских исследований связали рост числа студентов с введением двухступенчатой системы. Исследователи считают, что свою роль сыграла комбинация факторов, но главное – это сокращение срока обучения.

Благодаря этому общая стоимость первого диплома (бакалаврского) стала ниже, ведь теперь его можно получить не за 5 лет, а за 3 года. Кроме того, выпускник может быстрее выйти на рынок труда и начать обеспечивать себя сам.

- Образование становится все более международным, но и на рынке труда стираются национальные границы, - отмечает Дирк ван Дамм, международный эксперт в области высшего образования и директор DVD EduConsult. - Мы видим, как в этих условиях работодатели международных компаний все охотнее принимают на работу в иностранные филиалы местных специалистов. Конечно, мы не можем это полностью приписать Болонскому процессу, но выравнивание образовательных стандартов играет в этом процессе не последнюю роль.

Минусы Болонского процесса

 - Минус в Болонской системе только один, как и во всех хороших начинаниях: в бездумном и формальном внедрении, - считает Олег Хухлаев, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

С ним согласна и Лариса Дериглазова:

 - В России реализация Болонского процесса была инициирована сверху и реализована как бюрократический проект без учета мнения и интересов университетов. Это привело к невероятной бюрократизации системы высшего образования, что является национально-специфической чертой государственного управления в России, а не обязательным атрибутом Болонского процесса.

В разных странах свое отношение к Болонской системе. Так, в Словении работодатели меньше довольны навыками выпускников бакалавриата и магистратуры, чем специалитета, который был в стране до Болонского процесса. Исследование, проведенное в России, показало, что Болонский процесс никак не повлиял ни на вероятность устроиться на работу, ни на уровень зарплат (возможно, из-за того, что работодатели давно перестали доверять дипломам о высшем образовании, предполагают авторы исследования).

Не минус, но трудность, с которой столкнулось ЕПВО – невозможность отследить одно из принятых странами обязательств — качество образования. Жестких критериев этого «качественного образования» так и не разработали. Кроме того, Европейское пространство высшего образования — добровольное объединение, у которого нет возможности повлиять на не слишком ответственного члена. В результате это обязательство оценивается «на глазок» по трем направлениям: инклюзия, преподавание и подготовленность выпускников с точки зрения работодателей.

Перспективы Болонского процесса

Сегодня, спустя более 20 лет после запуска Болонского процесса, мир изменился. Стали нормой онлайн-занятия и встречи, изменилось отношение к высшему образованию, сместились акценты в самой научной повестке.

В последние годы все более популярными становятся короткие образовательные программы, цель которых – обучить студентам конкретным новым навыкам (например, программировать на определенном языке или проектировать дворы в городской застройке). Сейчас такие курсы стоят особняком и не всегда признаются официально.

В ЕПВО рассматривают возможность встроить их в Болонскую систему, чтобы дипломы о завершении таких курсов признавались бы во всех странах процесса.

Возможно, изменятся и требования к уже существующим дисциплинам, чтобы их принимали на всем пространстве ЕПВО. Например, в условиях глобального изменения климата в большинство предметов предложат включить аспект устойчивого развития: изучая историю, студенты будут обращать внимание на то, как хозяйственная деятельность определенной эпохи повлияла на природу. А, скажем, физики будут высчитывать в параметрах своих экспериментов углеродный след и будут стараться его минимизировать.

Последнее (но не по значимости) нововведение связано с развитием цифровых технологий. Локдауны в 2020 году показали, что это фактор. До какой степени «погружение» в цифровую среду будет способствовать повышению качества образования? Ответы на эти вопросы подскажет время и опыт, который университеты накапливают прямо сейчас.

А может, общество пересмотрит важность высшего образования?.. Этого не исключает Дирк ван Дамм:

- Нужно ли делать высшее образование все более и более массовым? На уровне отдельно взятого человека университетский диплом продолжает играть важную роль социального лифта. Но на уровне общества, по крайней мере в европейском регионе, есть признаки «инфляции» университетского образования и дипломов. Это хорошо видно на платформах для поиска работы, где в списках требований к соискателям дипломы упоминаются все реже. Как это поняли некоторые страны, например, Германия, для процветания общества необходимы также профессионалы своего дела с добротным средним образованием.