Еврокампус

Работа мечты без университетского диплома: как готовят ремесленников в Германии

Как в Германии учатся те, кто решил избежать офисной участи и освоить профессию ювелира, электрика, художника или медбрата, узнала корреспондент «Европульса» в Германии Дана Кулумбаева. Уже состоявшийся плотник-мебельщик и студентка по программе для будущих иллюстраторов поделились своим опытом.

Плотнику Фабиану 35 лет. Он создает мебель на фабрике в городе Бамберге и обожает свою работу. У него есть семья, он занимается йогой и ходит в сауну, ценит музыку на виниловых пластинках и сам играет на барабанах, а еще любит копаться в огороде под окнами квартиры. Друзья называют его «хиппи», и он с ними в целом соглашается.

Когда-то, закончив среднюю школу, Фабиан хотел работать с деревом, но к тому моменту разыгрался экономический кризис. Скрепя сердце Фабиан выбрал «денежную» профессию: отучился на мехатроника и семь лет проработал в международной технологической компании Schaeffler. Кому-то работа в сфере автомобильных инноваций может показаться сказкой, но для Фабиана это был скорее кошмар. «Я был так несчастен и чувствовал себя не на своем месте, что после семи лет в автоиндустрии я наконец решился уйти ради работы мечты».

У Фабиана в то время уже была своя квартира (далеко не каждому немцу в этом возрасте по карману собственное жилье!) и обустроенный быт, он был успешным человеком. Мнения друзей насчет новой с нуля карьеры разошлись. Некоторые не понимали, зачем Фабиан уходит со стабильной и высокооплачиваемой работы, хотя само по себе занятие — плотницкое дело — никого не смущало. Близкие люди, в первую очередь жена и другие родственники, поддержали Фабиана. «От многих я слышал только слова поддержки и уважения», — вспоминает он.

Аусбильдунги, программы средних специальных заведений по-немецки

В Германии университеты не так уж и популярны, хотя учиться в них можно бесплатно. Молодых (25-34 лет) немцев с дипломом о высшем образовании в Германии всего 37%, согласно данным ОЭСР, и это ниже средних по ЕС 43%.

Отчасти дело в том, как устроена система обучения представителей «ремесленных» (то есть не требующих вуза) профессий в Германии, отмечают авторы доклада, составленного в рамках европейской инициативы о развитии высшего образования (согласно ей, к 2030 году 45% молодых людей в Европе будут учиться в университете).

Специальности электрика, дизайнера, стилиста по волосам или бизнес-администратора осваиваются значительно быстрее, чем профессии, требующие университетского диплома, при этом зарплаты у таких специалистов весьма достойные, а «корочка» о высшем образовании в Германии хоть и открывает больше возможностей, но не считается обязательной приметой успешного человека.

Учатся на такие специальности в немецких училищах по программам «аусбильдунг» (Ausbildung) от двух до трех с половиной лет. За практику в компаниях студенты могут получать деньги как за оплачиваемые стажировки (например, это касается медсестер-медбратьев). Именно от компаний приходит запрос на того или иного специалиста, и именно они вместе с аусбильдунгами подбирают теоретическую программу. Как правило, образование бесплатное – платит опять-таки заинтересованная в будущих сотрудниках компания.

Чтобы попасть на аусбильдунг, необходимо пройти собеседование — почти как на работу. Не меньше половины учебного времени студент проводит в компании, отрабатывая навыки, которые изучал в теории. Часто выпускники поступают на работу в «свою» компанию. Но с «ремесленным» дипломом можно учиться дальше, в том числе в университете.

Кем может стать бывший студент психфака

Соня переехала в Берлин с семьей, перед этим отучившись полгода на психолога. По инерции она собиралась и в Германии продолжать учебу по тому же профилю. Для студентов-иностранцев, которые не знают немецкого, в Германии существуют штудиенколлеги (Studienkolleg) — подготовительные курсы при университетах, где абитуриенты занимаются в течение года до начала собственно учебы. Во время этого подготовительного года Соня и поняла, что психология — это «не ее».

«Все казалось очень запутанным здесь, а процесс — бесконечным. Предметы и преподаватели были скучные, непонятные, знаний языка не хватало, и вообще пропала мотивация заново начинать университет, — вспоминает Соня. — Хотелось поменьше теории и бесполезных курсов для галочки».

В результате подготовительные курсы Соня закончила с единственной хорошей отметкой (по немецкому языку) и решением получить профессию иллюстратора в аусбильдунге.

«Я искала курсы по рисованию и истории искусств в Берлине — до этого никогда не рисовала, но любила историю искусств в школе. Наткнулась на школу с красивым сайтом, увидела у них программу аусбильдунга и сразу решила, что хочу учиться там», — рассказывает Соня. В будущем она планирует работать в области книжной иллюстрации, предпочтительно для детской литературы.

По ее словам, семья спокойно восприняла ее решение не продолжать погоню за дипломом.

У многих из Сониных однокурсников профессионального опыта в искусстве нет никакого. Одна из них, которой уже за сорок, никогда этим серьезно не занималась и раньше работала в обычном офисе, говорит Соня: «У нас вместе курс натюрмортов, на нем она аж танцует от радости за процессом». Другой Сонин однокурсник рисовал с детства, но никогда этому не учился, и ему пришлось накопить денег, чтобы уйти с нелюбимой офисной работы и два года посвятить учебе.

Платят ремесленникам в Германии достойно. И хотя с дипломом вуза (особенно уровня магистратуры или PhD) зарплаты в среднем выше, разница между деньгами в некоторых профессиях не особенно заметна.

К примеру, продуктовый технолог с высшим образованием получает плюс-минус столько же, сколько айтишник, отучившийся на аусбильдунге. Для обеих профессий типичная зарплата составляет примерно 3,7–4,7 тысячи евро в месяц. Электрик (3,6–4,5 тысячи евро в месяц) с аусбильдунгом за спиной в среднем получает меньше, чем учитель (4,9–6,7 тысячи) с высшим педагогическим образованием, но больше, чем офис-менеджер (2,8–3,6 тысячи евро) тоже с высшим образованием.

Во многих сферах работодатели особенно ценят диплом аусбильдунга как свидетельство того, что человек умеет выполнять реальные задачи.

Как поступают на программы аусбильдунга

Поступление на аусбильдунг больше похоже на прием на работу, чем на экзамены в университет. От соискателя требуется резюме, в некоторых случаях портфолио, почти всегда не обходится без интервью — его может проводить либо компания, либо школа. Вступительные экзамены — редкость, но встречаются и они. «Нужно было принести несколько своих работ, чтобы показать свой стиль, и продемонстрировать заинтересованность в деле», — вспоминает Соня.

Важную роль играет оформленное по всем правилам резюме. Для немцев очень важны формальности — от стандартных формулировок при описании своего опыта и компетенций до правильного шрифта и отступа, и креативные профессии – не исключение. Маша Шмит, ведущая подкаста «Дабл Трабл», попыталась сделать свое резюме для аусбильдунга запоминающимся. Она искала стажировку в креативном секторе и выбрала для этого яркие шаблоны, но решила посоветоваться с мужем-немцем, какой вариант больше подойдет. Как говорит Маша, у мужа случился «перекос лица», когда он увидел понравившиеся ей варианты. Они сошлись на самом скромном варианте оформления — с голубой полоской по краю листа.

Взрослые люди на аусбильдунге

Группы на программах аусбильдунга, как правило, небольшие — от семи до двадцати человек. Хотя ограничений по возрасту для абитуриентов нет, многие студентов — вчерашние или позавчерашние школьники. Тем не менее, в последние годы все чаще принимают абитуриентов постарше, хотя изучают их резюме пристальнее.

По словам Фабиана, в 2018 году, когда он поступил на плотницкую программу, «взрослых» студентов около тридцати лет было не больше трети. А вот в группе Сони, которая поступила на программу в 2024 году, уже много «совсем взрослых людей, от сорока и до седых волос». Есть и помоложе, но тоже с «предысторией» — например, француз, который приехал сюда по программе Erasmus+ — ему под тридцать.

Тенденцию «взросления» студентов отмечают и профильные сайты, через которые можно подобрать себе программу. Согласно их наблюдениям, компании стали чаще принимать на обучение людей за тридцать, потому что те охотнее остаются работать в «своей» компании и в целом ответственнее подходят к учебе.

Денег, которые приносит оплачиваемая стажировка (она же практика) во время учебы, молодым людям вполне хватает. Их обеспечивают общежитием, а в некоторых случаях и питанием. Но Фабиану, которому нужно было содержать семью, с таким уровнем оплаты было некомфортно. «В отличие от студентов университетов, мы не получали государственных стипендий, а за практику на мебельной фабрике платили всего 360 евро в месяц. Для взрослых людей, у которых есть семья и дети, этого слишком мало». Поэтому немцы, собирающиеся поступать на аусбильдунг, заранее готовят себе финансовую подушку безопасности.

Если учеба не спонсирована компанией, то платить за нее приходится, наоборот, студенту. Например, Соня (вернее, ее мама) платит примерно 5 тысяч евро в год.

Как учат на аусбильдунгах

«Стажировался я в очень профессиональной плотницкой мастерской, смотрел, как проходят занятия в профессиональном училище в Хельсинки, узнал, как выглядит моя профессия в другой европейской стране», — рассказывает Фабиан. Благодаря этой стажировке он понял, насколько консервативной была его программа в Германии. «Все, чему я учился и что мне давали делать, определяла моя компания – и это, к сожалению, очень снижает мотивацию студентов». Зато теперь, когда Фабиан параллельно с работой на фабрике сам стал наставником у будущих плотников, он старается дать практические навыки в контексте, который интересен индивидуально для каждого студента».

У Сони ощущения от программы совсем другие: на ее не спонсируемой компаниями программе студентам поначалу дают возможность попробовать самые разные техники и подходы к созданию иллюстрации. «Есть и живопись с академическим рисунком, и программы вроде Photoshop и Procrate, лекции, зарисовки на улице и в музеях, цветовая теория, основы композиции», — перечисляет она. На воркшопах Соня уже познакомилась с лепкой, литографией и каллиграфией. Пока из всего этого многообразия Соне больше всего понравилось заниматься космической живописью, зарисовывать обнаженную натуру и создавать изображения на айпаде.

Главный экзамен — выпускной проект. Он называется Gesellenstück и переводится примерно как «шедевр», лучшее из [созданных] произведений. Студент должен своими руками сделать проект «от и до». Эта традиция сохранилась с незапамятных времен, когда аусбильдунги только зарождалось.

Не на всех программах аусбильдунга нужно создавать шедевр. Например, будущие медсестры на экзамене должны ухаживать за несколькими пациентами больницы. О своих подопечных они узнают за день до экзамена. Задача — выяснить анамнез и составить план действий (помимо процедур в него обязательно входит работа с их медицинскими документами).

Фабиан построил из цельного ясеневого дерева этажерку под виниловый проигрыватель с пластинками. Она до сих пор у него и используется по назначению. По правилам программы проект с нуля надо было успеть сделать за 80 часов. Все свои действия студент должен записывать — это потом оценивается наряду с дизайном, функциональностью и другими параметрами.

«Я очень гордился результатом. После экзамена традиционно все выпускники программы устраивают выставку своих «шедевров» в училище. Там собираются выпускники и наставники, обсуждают свои работы и процесс их создания, удачи и промахи. Приходят и гости. На мою выставку пришла вся семья, а еще мои учителя математики и искусств из средней школы».

Когда-то подмастерья, завершив свое обучение «шедевром», отправлялись в своего рода паломничество молодого мастера, говорит Фабиан. Они должны были путешествовать пешком, без денег и зарабатывать свои ремеслом. Такое паломничество продолжалось три года с усоловием: маршрут должен пролегать не меньше чем в пятидесяти километрах от родного города.

Учеба после аусбильдунга

Выпускники при желании могут продолжить учиться и совершенствовать свои навыки. Фабиан недавно записался в так называемую школу мастеров — Meisterschule. Это курсы повышения квалификации – учатся на них от 1 года до 4 лет. Есть школы мастеров «с полным погружением» и вечерние курсы для тех, кто не может составить работу.

Выпускник школы мастеров может преподавать в училище или пойти учиться дальше — в университет. «Я работаю восемнадцать лет, но все так же ищу возможность осваивать новое. Может быть, подыщу себе сферу более узкой специализации», — говорит Фабиан. Он подумывает объединить свои специальности — мехатронику и плотницкое дело — и продолжить создавать деревянную мебель, но с «умной» электронной начинкой.