В 2019 году во Франции прошла реформа образования, в результате которой начало обязательного образования сдвинули с шести- на трехлетний возраст. Теперь от 3 до 16 лет дети обязаны учиться, причем обучение на дому разрешается в редких случаях и связано, как правило, со здоровьем ребенка.
Примерно в половине стран Евросоюза обязательное образование начинается до школы. Обычно обязателен последний год детского сада, то есть учеба начинается с 5 лет. Обязательное образование с 3 лет существует только во Франции и Венгрии (по состоянию на 2023 год). С начала XXI века обязательное образование молодеет. В 2023 году в 18 из 27 стран ЕС обязательное образование начинается с детского сада. А десять лет назад таких стран было всего 9
Чему и зачем учатся в детском саду
Одна из важных причин такого шага во Франции — необходимость интегрировать в общество детей из других культур: в частности, выходцев из Африки, которые к началу школы не всегда свободно владеют французским. Другая — всевозрастающие требования к молодым профессионалам и необходимость многое освоить за школьные годы. Считается, что, начав обучать детей раньше, можно добиться лучших академических результатов.
Детский сад стал первой обязательной ступенью образования, по окончании которой ребенок должен уметь выражать свои мысли на французском языке, владеть своим телом и иметь представление о своих физических возможностях, понимать свое место в пространстве и времени, а также знать цифры и понимать концепцию числа и счета.
Малыши 3–6 лет ходят в детский сад 5 дней в неделю. Это может быть частный садик, но куда больше популярностью пользуются государственные сады. До 2019 года существовала еще одна альтернатива — jardin d’enfance, куда принимали детей от 2 до 6 лет, но с 2019 года набор в них не ведется, и в 2023-2024 году эти заведения покинут последние выпускники.
Современная система детских садов во Франции сложилась к началу ХХ века. К тому моменту в стране уже было довольно много государственных материнских школ для детей малообеспеченных жителей, созданных на базе приютов — так государство помогало семьям (в первую очередь женщинам) работать и оставлять детей в безопасном месте.
Становление программ детских садов связано с именем Полины Кергомар, жившей во второй половине XIX и первой половине XX веков. Она делала упор на обучение через игру, а не за партами; развитие не только так называемых элементарных познаний (счета, чтения и письма), но и бытовых навыков и эстетического вкуса. Именно благодаря Кергомар современные французские воспитатели обязаны изучать музыку и нотную грамоту: через песни, танцы и игру на инструментах идет солидная часть общения с детьми.
Кроме того, Кергомар считала, что дошкольные учреждения и школы должны тесно сотрудничать с родителями, чтобы переход из мира семьи в мир социума для детей был как можно более плавным.
На деле французские дети знакомятся с системой образования задолго до 3 лет. Обязательный отпуск по уходу за ребенком во Франции — небольшой по российским меркам, 16 недель. Его можно продлить до года с сохранением рабочего места, но без зарплаты, а положенные в таком случае выплаты невелики (предполагается, что второй родитель почти полностью обеспечивает семью). Но работодатели вправе отказать сотрудницам. В результате немало молодых матерей во Франции выходит на работу спустя 4–9 месяцев после появления на свет нового члена семьи.
Во Франции 42% детей до 3 лет проводят время в яслях или с нянями. За остальными присматривают либо родители, либо другие родственники.
— Я бы хотела остаться с Каролиной дольше, — рассказывает Любовь, бухгалтер из города Ментон на юге Франции и мама двухлетней Каролины. — Но моего работодателя это не устроило. Так совпало, что у нас тогда одновременно несколько женщин были в декрете. И я вышла на работу, когда Каролине было 5 месяцев.
Ясли, частные мини-сады и няни
Поэтому в современной Франции государство предлагает помощь по уходу за детьми начиная с двухмесячного возраста: существуют государственные ясли (crèche), мини-садики (garderies) и няни (assistants maternels), затраты на которых частично возмещает государство.
Разобраться в этой системе будущим родителям помогают еще до рождения ребенка. Муниципалитеты организуют семинары для беременных женщин и их партнеров, где рассказывают в том числе о возможностях по совмещению работы и родительских обязанностей.
Будущие родители узнают, какие условия, плюсы и минусы у каждого из трех основных вариантов: государственных яслей, частных мини-садиков и нянь-помощниц.
Самый желанный вариант — государственные ясли. Они работают 5 дней в неделю и полностью бесплатные, при этом квалификация специалистов и условия для детей там отличные. В яслях существуют разные группы: для совсем малышей и для тех, кто уже ходит и начинает разговаривать.
— В нашей группе дети от года с небольшим до трех, всего около 20 человек. В следующем году Каролина останется в яслях, а часть ее группы перейдет в детский сад, и на их место наберут новых малышей, — поясняет Любовь.
Существуют строгие требования к персоналу — профильное образование — и нормативы: на одну воспитательницу не больше пяти детей, которые не умеют ходить, и не больше восьми «бегунков». Когда в ясли приходит новый ребенок, он закрепляется за воспитательницей, которая становится для него «исполняющей обязанности мамы». Она же поддерживает связь с родителями.
Мест в яслях меньше, чем желающих — по официальным данным, ясли закрывают только 50–60% спроса. Поэтому, как только новый член семьи появляется на свет, родители ставят его в очередь в ясли, а параллельно просчитывают шансы получить место и готовят план «Б».
— Кто получает место в яслях — решает гражданский комитет, — говорит Любовь. Положение в очереди в основном зависит от возраста ребенка и доходов семьи — кто может себе позволить другие варианты, получает место позже. Еще приоритет есть у медицинских работников, пожарных и представителей других общественно значимых профессий вне зависимости от дохода.
— Мы получили место в яслях, когда Каролине был год и три месяца, а на работу я вышла, когда ей было 5 месяцев, — продолжает Любовь. — Пока места в яслях не было, у нас была няня. Нам очень повезло, потому что наша няня-помощница только возобновляла работу после карантина. Обычно очередь у них тоже расписана года на 3 вперед. Часто семьи со вторым или третьим ребенком стараются попасть к «своей» няне и заключают с ней контракты наперед.
Няни и мини-садики — распространенная альтернатива яслям. И то, и другое — платные услуги, но государство частично возмещает родителям затраты. Точная сумма рассчитывается исходя из уровня доходов семьи.
Разница между услугами няни и мини-садика в том, что няня занимается с ребенком дома у семьи, а мини-садик расположен, как правило, на дому у няни и принимает от одного до трех подопечных.
Расписание здесь гораздо более гибкое, чем в яслях: можно, например, оставить ребенка на пару часов в понедельник и на весь день в четверг, а остальные дни «прогуливать» со спокойной душой.
— Когда Каролина только пошла в ясли, она часто болела, и мы оставляли ее дома без справки от врача, — вспоминает Любовь. — Но воспитателям это неудобно, да и отчетность нарушается. Им надо понимать, например, сколько порций заказывать на следующий день (и в яслях, и в детском саду, дети обедают и полдничают. – Прим. «Европульса»). Об отпуске тоже надо заранее сообщать.
Впрочем, и в яслях есть место для гибкости. Каролине пока сложно пять дней подряд проводить целый день вне дома. Поэтому семья Любови организовала свой график.
— Мы ходим в ясли в понедельник и вторник. В среду с дочкой остается муж дома. А четверг и пятница — снова в яслях, — рассказывает она. Но так как это расписание предсказуемо, воспитатели не против.
Чему учат в яслях детей и родителей
Ясли стараются тесно сотрудничать с родителями, чтобы у ребенка формировалось не два отдельных «мира», а один общий. Например, ясли Каролины устраивают тематические недели и приглашают родителей на совместные мастер-классы.
— В декабре у нас была рождественская неделя, и родителей приглашали мастерить елочную игрушку вместе с ребенком, — вспоминает Любовь. — Потом эти игрушки дети вешали на елочку в саду, а после праздника забирали домой.
Кроме того, за несколько месяцев ясли провели неделю чтения, для которой просили родителей принести книжку в группу, неделю «устойчивого развития», когда воспитатели предлагали принести вторсырье для поделки — картон, пластиковые бутылки и так далее. Были еще неделя вкуса, карнавальная неделя и неделя поп-арта.
— У яслей недавно появился свой сайт, где они выкладывают расписание активностей на неделю, — рассказывает Любовь. — Там же можно подробнее узнать тему и что конкретно будут делать дети.
В часы бодрствования в группе организуется несколько параллельных активностей. В одном углу можно попеть песенки, в другом — познакомиться с кухонным инвентарем, в третьем читают книжку. А посередине пространства стоит горка и гамак, где можно полазать.
Параллельно детей (и их родителей) обучают более приземленным, но нужным вещам. Например, для облегчения коммуникации детей учат разным жестам: «Поменяйте мне подгузник» или «Дайте попить». Жест осваивают всей группой в течение недели, предлагая разные контексты его применения.
Помните про один из принципов Полины Кергомар — обучение через музыку? На практике это реализуется в том, что в саду есть песни практически на все случаи жизни: песенка для мытья рук, песенка для одевания. Есть песенки-упражнения, например, чтобы успокоиться. Вот ее текст в свободном переводе:
Руки вверх, на головку, на плечо, шагаем ловко. Руки скрестили, на пояс положили, катушку смотали и помолчали. Тсссс…
Все эти хитрости тоже можно найти на сайте, а также в специальных «тетрадях связи» (cahier de liason). Это традиционный способ общения воспитателей с родителями, который сохраняется и в детском саду, и даже в начальной школе. В тетрадь записываются, зарисовываются и наклеиваются разные понятия, темы и материалы, с которыми ребенок сталкивался в течение дня. С такой тетрадкой родителям легко ориентироваться в жизни ребенка, и обсуждение того, как прошел день, становится куда насыщеннее и предметнее.
К образованию родителей ясли тоже подходят со всей серьезностью. Так, перед зачислением ребенка родители приходят на встречу с психологом. Он рассказывает, как мягко адаптировать малыша к новой жизни и отвечает на вопросы родителей. Первое время родители могут оставаться какое-то время с детьми в яслях, но постепенно это время сокращается. У воспитателей свои методы отвлечь и успокоить ребенка, а еще индивидуальный подход.
Кроме того, администрация яслей знакомит родителей с распорядком дня и общими правилами.
Например, детям запрещено приносить из дома перекус. Если ребенку нельзя есть какие-то продукты, вопрос решается централизованно. Существуют кейтеринговые компании, которые обслуживают сразу несколько детских учреждений, и они составляют и продумывают меню с учетом детских ограничений. В такой нации гурманов, как французы, к проработке меню подходят очень тщательно — смотрят, чтобы сочетались блюда, и ребенок получал бы не только норму калорий и необходимых питательных веществ, но и гастрономический опыт. Каждый день обед состоит из закуски, основного блюда, овощей, молочного продукта и десерта. На полдник подают какой-нибудь десерт и напиток. Раз в неделю предлагается вегетарианское меню.
Еще родителей (и детей) учат при простуде промывать носики. По словам Любови, ее дочка стала спокойно относиться к этой процедуре именно после инструктажа в яслях.
Старше трех лет
Достигнув трехлетнего возраста, уже подкованные дети готовы начать путь от бытовых навыков к абстрактным знаниям. Они покидают ясли и переходят в детские сады.
Так как это обязательная ступень образования, дефицита мест в государственных садиках уже нет. Родители могут записать ребенка и в частный сад (с государственной аккредитацией). Правда, стоимость обучения уже не будут компенсировать.
Как первая ступень школы детский сад во Франции в первую очередь организует для ребенка активную деятельность. А вот обед и продленка — дополнительные опции, которые нужно оплачивать отдельно.
— В саду, куда сейчас ходит моя средняя дочка, занятия проводят с 9:00 до 16:00, с перерывом на обед 12:00-13:35, — рассказывает Анастасия, мама троих детей из Нанта. — В обед можно забрать ребенка домой, либо оставить в школе (обед платный). До и после занятий есть платная продленка. То есть теоретически ребенок может быть в саду с 7:30 до 18:30. Начало, конец занятий и обед разные в разных школах.
В детском саду уже нет долгой многодневной адаптации.
— В первый день разрешают забрать пораньше — до или после обеда, не возвращая потом на занятия — но не все и не всегда, — продолжает Анастасия. — С утра разрешают побыть с детьми чуть дольше в течение первого дня, проводить в класс, но сидеть с ними нельзя.
Если в яслях все функции — и воспитательные, и развлекательные, и бытовые — выполняли воспитательницы, то в детском саду появляются педагоги, которым помогают нянечки. Педагоги ответственны за организацию образовательной и познавательной деятельности, а нянечки обустраивают быт. На такую пару (педагог и нянечка) приходится в среднем 24 ребенка.
— Дополнительно мэрия города нанимает молодежь, которая развлекает детей во время прогулок по территории школы, — говорит Анастасия. — Есть сотрудники, которые следят за порядком в столовой. Если у детей проходят занятия в бассейне, то там с ними есть тренер (плюс их учитель, плюс родители-добровольцы в воде (при необходимости) и на суше). В старшей группе у дочки 10 занятий в бассейне в неделю.
В отличие от ясельных, детсадовские группы собираются строго по возрасту: в младшей группе (дети 3-4 лет) только играют и привыкают к новой обстановке; в средней (4-5 лет) начинают осваивать навыки, которые будут полезны в школе – например, счет; в старшей (5-6 лет) уже вовсю готовятся к школе.
В старшей группе каждую неделю есть занятия французским языком (иностранный иногда преподается в частных садах), счетом, рисованием и прочим креативом, спортом и музыкой. Несколько раз в год организуются выходы «в свет» — в городскую библиотеку, театр, музей, на пикник в парк и так далее. Все такие вылазки проводятся в сопровождении воспитателей и нескольких родителей-добровольцев.
Тематические недели тоже сохраняются. Некоторые, вроде карнавальных и рождественских торжеств, вообще охватывают всю страну, но и более уникальные тематические недели тоже встречаются. Темы могут перекликаться с ясельными — недели вкуса пользуются особой популярностью — а могут быть более глубокими. Например, неделя семейной истории, когда дети рассказывают о своих предках и любимых семейных праздниках. Особенно интересны такие недели в группах, где много выходцев из других культур.
Все люди равны и всех надо уважать
О представителях других культур в группах своих детей вспомнили как Любовь, так и Анастасия. В Ментоне, который находится на границе с Италией, в яслях несколько детей, которые в семье говорят по-итальянски, а в Нанте в категорию иностранцев попадают в основном семьи, где говорят на арабском.
— Дети 3–6 лет обычно достаточно быстро начинают говорить на втором языке, поэтому в детском саду нет дополнительных занятий французским как иностранным, — поясняет Анастасия. — А вот в начальной школе (с 6 до 11 лет) такие дети могут посещать специальные занятия французским языком 1–2 раза в неделю, если они не успевают выучить язык сами.
Помимо представителей других культур, ясли и детские сады во Франции стремятся интегрировать детей с особенностями в развитии. Если такие дети не могут учиться самостоятельно, то к ним привязан тьютор, который с ними ходит на занятия. Этот же тьютор, как правило, сопровождает ребенка и позже, в школе.
— Есть девочка в параллельной группе с тьютором — она легко становится агрессивной, — рассказывает Анастасия. — Детям стараются с малых лет донести, что все люди равны, что есть люди с ограниченными возможностями и с особенностями развития, что это нормально и всех надо уважать.
Прививки и сопли
Во время дошкольного образования свою долю новых «знаний» получает не только мозг и растущее тело человека, но и его иммунная система.
Для зачисления в любое детское учреждение необходимо сделать обязательные прививки. В яслях их всего три, а к началу детского сада должно быть уже 11 (включая ревакцинации).
В яслях каждую неделю медсестра проводит просмотр.
— Если она находит что-то тревожное — раздражение на коже, к примеру, — то отправляет к доктору, — рассказывает Люба.
Если у ребенка высокая температура (после пандемии COVID-19 этот показатель снизили с 38,5 до 38 градусов), воспитатель звонит родителям и просит забрать страдальца домой, а следующий день пропустить в любом случае, даже если состояние ребенка придет в норму. Также дома просят оставаться при подозрении на заразные заболевания, длительном кашле или кожных высыпаниях. После таких симптомов нужно принести справку от врача, что ребенок не заразен. Причем если справку получили утром, то в тот же день можно вернуться в ясли. А сопли никого не пугают — не зря в яслях проводят мастер-класс для родителей по промыванию детских носов.
В детском саду такого пристального контроля уже нет.
— Медицинский осмотр я помню только один, приходил стоматолог, дал рекомендации, — вспоминает Анастасия. Но общее отношение к болезням такое же: «Сопли и кашель — не повод пропускать занятия, если ребенок чувствует себя хорошо. Другие родители не осуждают. Дети болеют много, но их не залечивают.