Образование для «людей будущего»: ключевые навыки
— Образование должно быть основано на современных подходах и постоянно меняться, — говорит профессор. — 40 лет назад учитель был источником информации, потому что информации было мало, ее надо было достать. Сейчас информации полно, необходимо вычленять нужное. Поэтому и роль учителя меняется: он становится спутником ученика, ментором, а не источником знаний.
Базовый навык для создания «устойчивого» мира – умение кооперироваться и работать в команде. По словам Вилли, этот навык надо развивать начиная с детского сада, давая ребятам задания, которые можно выполнить только сообща.
Следом развиваются навыки креативного решения проблем и умения смотреть в будущее. К этому можно приступать уже в начальной школе с помощью проектного образования.
— Когда дети придумывают и делают собственные проекты, а не просто решают задачи из учебника, они учатся планировать, учитывать риски. А самое главное – они видят, что могут реально что-то сделать, получить результат, который повлияет на жизнь их самих и окружающих людей.
Проекты могут быть самыми разными – от сбережения электричества вместе с семьей до изменения меню в школьной столовой. Их не обязательно привязывать к конкретному школьному предмету.
Наконец, в университете предлагается развивать навыки эмпатии и разрешения противоречий между людьми, позициями и целями.
Это поможет «людям будущего» взвешивать интересы всех сторон и постепенно бороться с разными видами неравенства.
— Процесс обучения никогда не останавливается, — напоминает Вилли Линдер. — Важно показать, что учиться – это весело, чтобы молодые люди не боялись осваивать новое.
«Новое» образование: отдельный предмет или целая концепция?
Эту концепцию образования будущего вряд ли получится сжать до одного предмета и преподавать его два раза в неделю. Хотя дискуссии на тему, а не сделать ли отдельные уроки по устойчивому развитию, ведутся.
— В Италии есть очень похожий предмет в школах. На нем ученики обсуждают глобальные вопросы и узнают, как взаимосвязаны темы, которые мы обозначаем как отдельные параметры устойчивого развития. Например, что изменения климата могут усугублять голод, а бедность приводит к оскудению биоразнообразия, — поясняет профессор. – В нашем университете есть похожий курс – правда, он рассчитан на студентов.
А в Австрии есть «уроки счастья» — хотя и не во всех школах, да и зачастую они предлагаются по выбору.
На этих уроках школьников учат понимать, что именно делает их счастливыми на самом деле. Этот навык пригодится им в жизни: то, что вызывает положительные эмоции, может меняться с возрастом, но сохраняется способность осознавать «источники» счастья.
Как дети уже начинают менять мир
Изменения в системе образования могут принести плоды практически сразу, а не через 15-20 лет, когда ученики начнут менять жизнь. По словам Вилли, в Австрии, например, идет активная дискуссия о потреблении мяса. Многие юные австрийцы узнают, как мясомолочная промышленность вредит природе, и приносят эти идеи домой (вместе с более здоровыми привычками питания). А это в свою очередь меняет привычки родителей. Так же обстояли дела, когда в Австрии вводили систему раздельного сбора отходов.
— Конечно, образование не может изменить все, для этого нужны и другие механизмы, — уточняет Вилли Линдер. — Есть законодательные вопросы, на которые ни школы, ни университеты повлиять не могут. Например, вопрос формирования честных цен – чтобы покупать экологические продукты было выгоднее, чем продукты «грязного» производства».
Это еще один важный аспект образования для устойчивого развития: научить детей разбираться, что (или кто) может решить проблему.
Неизвестные профессии будущего
К каким новым профессиям нам готовиться? Пока что человечество этого не знает.
В Австрии, например, действует план по созданию «зеленых» рабочих мест. К 2030 году больше 100 тысяч австрийцев должны быть в них задействованы. И очень многие из этих рабочих мест требуют куда больше IT-навыков, чем конкретных знаний об окружающей среде.
— Концепция устойчивого развития в школе и университете – это путеводитель для всех профессий. Он существует не для того, чтобы развить навыки для конкретных профессий. Мы должны дать ученикам инструменты, чтобы они могли пересмотреть существующие профессии и при необходимости их изменить.
Конечно, новые профессии будут появляться, а какие-то — «умирать».
— Мой отец работал на заводе, его задачей было растворять определенные вещества в кислоте. Эта профессия была опасна и вредна для здоровья, и я счастлив, что сейчас эту работу выполняют роботы, а не люди. Искусственный интеллект и другие новые технологии должны стать частью решения проблем устойчивого развития, хотя это и не панацея.
Как учителя узнают об образовании для устойчивого развития?
Идеи устойчивого развития «зашивают» в самые разные предметы. В Австрии министерство образования регулярно готовит списки тем и методов для школьных учителей.
Например, на уроках истории важно затрагивать тему бедности и жизни обычных людей, а не только заучивать даты исторических событий. А на уроках естественных наук – обсуждать тему мусора.
Кроме того, в педагогических вузах тоже меняется программа. И для студентов, готовящихся стать преподавателями, и для учителей, которые постоянно проходят тренинги для повышения квалификации, существуют курсы об устойчивом развитии и «взаимосвязанности». Они дают основу, и учителю уже легче приспосабливать необходимые темы к своему учебному плану.
Наконец, на сайте ЮНЕСКО есть общие описания и гайдлайны по образованию в интересах устойчивого развития.
Когда впервые заговорили об устойчивом образовании?
Первые идеи о том, как надо воспитывать молодое поколение, чтобы мир стал более «устойчивым», начали появляться еще в ХХ веке. В 1992 году в Рио-де-Жанейро прошла знаковая конференция ООН, посвященная устойчивому развитию. Там объединились два главных направления устойчивого развития – сохранение окружающей среды и достижение социального равенства.
На конференции развитые страны говорили о проблемах экологии: для них главной задачей было сохранение природы. А страны так называемого Юга говорили, что для них главное – избавиться от бедности и догнать развитые страны по уровню жизни. Если для этого придется временно пожертвовать лесами или чистотой воздуха в городах, они пойдут на эту жертву.
В результате концепция образования в целях устойчивого развития (Education for Sustainable Development) появилась благодаря ЮНЕСКО к началу 2010-х годов. По сути, это набор принципов, которым стоит следовать как образовательным системам, так и отдельным педагогам, чтобы воспитать человека будущего.
«Европульс» благодарит Гете-Институт в Москве за помощь в организации интервью. У Гете-Института есть видео-досье (на немецком) «Образование для устойчивого развития», в создании которого принял участие Вилли Линдер.