Еврокампус

Как нужно строить школы и детские сады: последние тренды из Европы

Как построить детский сад и школу такими, чтобы они помогали детям учиться и чувствовать себя благополучно? В Европе активно ведутся исследования и эксперименты в этой области. К каким выводам приходят специалисты, «Европульсу» рассказала сотрудник Всемирного банка, ассоциированный исследователь группы Технического университета Дармштадта (Германия) по городскому дизайну, здоровью и геймификации в градопланировании Мария Устинова.

Открытые и доступные пространства

В Финляндии уже появились строительные стандарты открытых пространств в школе. В том числе это требования к акустике, чтобы в больших помещениях могли одновременно вестись несколько уроков. Концепция таких смешанных классных комнат появилась еще в ХХ веке, но тогда эту идею отвергли — в основном потому, что акустика не позволяла вести несколько уроков сразу.

В европейских школах организуют общие пространства – большой зал, где можно проводить занятия или общие собрания, а можно отдыхать. Или специальные спортивные зоны, куда дети могут приходить в любое время и пользоваться ими без присмотра взрослых.

Наряду с общими пространствами в детском саду и школе должны быть уютные уголки, где ребенок сможет отдохнуть, побыть наедине с собой и переключиться.

Конечно, в европейских школах тоже существуют места, куда детям нельзя, но в целом атмосфера в них более свободная, чем в российских. Здесь нет охранников, и это сразу располагает к большему доверию. В зданиях налажена вентиляция, так что на переменах нет необходимости выгонять детей из класса, чтобы его проветрить.

Фото: Michal Parzuchowski

Природные интерьеры и экстерьеры

Множество исследований показывают, что природные интерьеры хорошо влияют на успеваемость и психологическое состояние учеников. Школьные отметки могут на 16% зависеть от того, в каком помещении учится ребенок. Поэтому в Европе активно используют природные материалы. Например, строят детские сады и начальные школы из дерева. А в России строительство деревянных детских учреждений запрещено, кроме маленьких сельских учреждений в удаленных районах — например, на Алтае.

В странах Скандинавии сейчас многие детские сады оборудованы открытой террасой, где дети спят после обеда, причем отнюдь не только в летнюю жару.

Спортивный зал, который еще и театр

Еще один современный тренд – это гибкие пространства: помещения, которые могут менять свою конфигурацию в зависимости от задач. Спортивный зал, который превращается в театр, школьная библиотека, которая по вечерам открыта для всех горожан, классы со съемными стенами – подобные решения есть в любой недавно построенной европейской школе.

Правда, иногда архитектор не попадает «в десяточку». Например, в одной новой датской школе я видела отличный кабинет директора. Он находится на первом этаже, а от двора его отделяет панорамное окно – это красиво смотрится и создает ощущение пространства. Но оказалось, что когда родители приходят встречаться с директором в этом кабинете, нормально поговорить не всегда удается: дети, которые гуляют во дворе, сразу видят, что пришли чьи-то родители, и начинают подбегать к окну, в результате взрослым сложно сконцентрироваться на беседе.

Фото: Bewakoof

Школы учитывают мнение учеников и местных жителей

Чтобы не действовать наугад, в Европе к решениям стараются привлечь не только профессионалов, но и местных жителей. Причем как тех, чьи дети будут учиться в новом школьном здании, так и тех, кто просто живет по соседству.

Опросы стараются проводить и после того, как здание построено. Например, в Великобритании сейчас идет большая программа строительства новых школ, и после первого этапа там централизованно проводилась оценка зданий после эксплуатации (Post Occupancy Evaluation). Именно на этом этапе учителя и ученики могли поделиться своими соображениями, и их учитывали при дальнейшем благоустройстве школы и при проектировании новых зданий.

В таких опросах все чаще используют мнение детей. Так, для проекта в немецком городе Дармштадте мы проводили исследование для одной типовой младшей школы о том, как ученики воспринимают пространство и чего им не хватает.

Дети, вооружившись планшетом со специальным приложением, фотографировали разные места в школе и классифицировали их по разным признакам («Для чего я использую то место?», «Оно темное или светлое?» и так далее). Помимо интересных результатов мы получили массу отзывов, которые заставляют задуматься о том, что детей надо слушать. Многие говорили, что им было приятно поделиться своим мнением, а одна девочка даже написала, что для нее была важна анонимность опроса, потому что она могла сказать то, что думает, и не бояться, что ее за это будут ругать.

Фото: Gaddafi Rusli

Окно в реальный мир

В той младшей школе города Дармштадта, где мы проводили исследование, не было велопарковки. Школа располагалась в центре города, это постройка 1970-х годов, места мало — не получилось разместить парковку. И оказалось, что из-за этого дети не ездят в школу на велосипеде и вообще не очень уверенно чувствуют себя в седле. Это при том, что Дармштадт – город небольшой, с населением около 100 тысяч человек, и велосипед здесь основное средство передвижения.

Похожая проблема есть и в других немецких школах, особенно того периода постройки. Родители привозят детей в школу на машине, забирают тоже на машине. В результате ребенок слабо представляет, где находится его школа относительно дома и что расположено рядом.

Чтобы знакомить детей с местностью, учителя регулярно совершают вылазки с классом – например, за мороженным. Во время свободного урока весь класс выходит из школы и целенаправленно идет к близлежащему кафе. В результате и прогулка, и изучение местности. Хотя на велосипеде, мне кажется, все-таки лучше.