Еврокампус

Начальные школы в Нидерландах: как это устроено

Согласно международному тестированию школьников PISA (2022 год), 15-летние нидерландские школьники показывают чуть более высокие результаты, чем их сверстники в других развитых странах. Рассказываем, как учат в начальных и средних школах Нидерландов.

«Мне очень нравится, что в Нидерландах все задачи образования привязаны к возрасту ребенка, и никто никуда не спешит, — рассказывает Екатерина, которая 17 лет назад переехала в Гаагу из Минска. – В детском саду единственная задача – это чтобы ребенок не боялся оставаться без родителей и хотел поступить в школу. Для этого их, например, специально знакомят с первоклассниками».

Большинство маленьких нидерландцев начинают ходить в школу с 4 лет (образование обязательно с 5 лет). На первом и втором году обязательного образования собственно образовательных задач тоже не ставят. Для педагогов 4–5-летних детей главное — заинтересовать их процессом учебы и дать им привыкнуть к школьной обстановке.

Причем каждый ребенок имеет полное право пройти этот этап в своем темпе.

«В Нидерландах совершенно нормально относятся к тому, чтобы оставить ребенка на второй год, и на нем из-за этого не будет никакого клейма, — говорит Екатерина. — Перед третьим классом, когда начинается полноценная учеба, педагог вполне может сказать родителям, что ребенку лучше еще поиграть, потому что он не готов к учебе. Так происходит примерно с 5–10% детей. Но этих же детишек вполне могут перевести, скажем, из шестого класса сразу в восьмой, чтобы они себя чувствовали комфортно и по возрасту».

Учеба только в школе, а не дома

В нидерландских школах очень трепетное отношение к посещаемости. Без уважительной причины опаздывать и уж тем более пропускать школу нельзя. «Дети должны приходить в 8:30-8:45, и если вы опоздаете больше двух раз в неделю, будьте готовы к неприятному разговору с учителем», — говорит Ольга, мама двойняшек-второклассников. — Прогулять целый день тоже можно только в исключительных случаях, и это надо заранее обговаривать с учителями.

Зато время вне школы, как считается в Нидерландах, должно полностью принадлежать ребенку и его семье. «Домашнего задания практически не задают. Мне приходилось буквально выбивать домашку у учителей, — вспоминает Екатерина. — Я видела, что моим детям не хватает практики в голландском языке. На встречах с учителем я буквально выпрашивала ссылки на ресурсы, где можно посмотреть или послушать интересные вещи на голландском, или списки пословиц и поговорок — этого точно не получишь за обеденным столом с русскоязычными родственниками. Мне, конечно, всегда шли навстречу, но немного неохотно, потому что учиться надо в школе».

Тематическая учеба

С первых лет в школе, когда предметов еще нет, работа организована по тематическим неделям. У малышей темы наглядные: например, «Музей» или «Книги».

В течение недели выбранный предмет рассматривают и изучают с разных сторон, зачастую организуются тематические вылазки за пределы школы. Но со временем темы становятся более сложными.

«Я была очень приятно удивлена, когда мой сын в начальной школе заявил, что у них будет тема «Победа без проигравших» (так называемая стратегия win-win), — говорит Ольга. У нас в школе такого и близко не было, и сама я это проходила уже когда училась на MBA. А им рассказывали в совершенно доступной форме, как правильно давать фидбэк и позитивную критику, почему это важно. Они и на практике все это отрабатывали».

Большинство тем известно заранее, а вместе с ними — дополнительные мероприятия, вроде походов в музей или строительства ветряной мельницы в парке. «Нидерландцы — короли планирования, — рассказывает Ольга. — У них все известно заранее и разложено по полочкам».

Екатерина добавляет, что расписание тематических недель часто распечатывают и вешают дома на видное место, чтобы ребенок тоже планировал свое время.

Вообще в школах очень много внимания уделяют развитию самостоятельности у ребенка. Так, несмотря на отсутствие привычной домашки и множество «развлекательных» заданий, учебу в школе нельзя назвать простой.

С середины начальной школы у учеников появляются тесты и контрольные с оценками, а 3–4 раза в год проводятся так называемые срезы по всем предметам.

Максимум самостоятельности

Подготовка к этим срезам — отдельный вид учебы. Учителя рассказывают, как важно планировать подготовку, и помогают школьникам эффективно распределять время. Постепенно ответственность за планирование и подготовку полностью переходит к ученику. «Вообще с 12 лет здесь принято относиться к ребенку как ко взрослому человеку, — рассказывает Екатерина. — В школе этому тоже учат — отстаивать свои интересы, а не следовать советам других».

По словам Екатерины, однажды в средней школе ее сын, как ей казалось, стал страдать от сильной неуверенности в себе. Когда она рассказала об этом учителю на личной встрече, учитель повернулся к ее сыну и сказал: «Твоя мама считает, что у тебя есть эта проблема, ты с ней согласен? Я буду что-то делать только если ты тоже считаешь, что над этим надо поработать».

Как школа общается с родителями

Однако нельзя сказать, что родителей не вовлекают в школьную жизнь. В Нидерландах есть специальное приложение для общения учителей и родителей. Оно по-голландски структурировано, никакого спама. Там объявляют тематические недели, прописывают, какая помощь нужна, скажем, в организации предстоящей поездки, и так далее.

Если у ребенка был конфликт в классе, учитель сразу даст об этом знать родителю, при этом передаст только факты и не будет давать случившемуся никакой оценки. Как правило, он рекомендует обсудить случившееся с ребенком. Если нужно, учителя обязательно устроят встречу поссорившихся детей и их родителей, на которой конфликт разбирают со всех сторон и ищут решение, которое всех устроит.

Помимо этого, 2–3  раза в год проходят плановые личные встречи. Учитель приглашает родителя одного из учеников и обсуждает все успехи и трудности ребенка в трехстороннем формате (сам «виновник» встречи тоже обязательно присутствует и принимает активное участие).

«Учителя всегда хвалят ребенка. Даже если по 10-балльной нидерландской системе оценок у него в основном шестерки, все равно говорят, что он молодец и старается», — рассказывает Екатерина. При этом львиная доля времени на встрече уделяется не успеваемости, а вопросам комфорта ученика и тому, и как сделать его школьные будни приятнее. Учитель при этом всегда обращается сначала к ученику, а уже потом к родителю, подчеркивая тем самым ценность ребенка как самостоятельной личности.

Даже двойняшек Ольги никогда не приглашают на встречи вместе. Кстати, в нидерландских школах двойняшек в обязательном порядке «расселяют» по разным классам, чтобы сократить риск конкуренции между ними.

Разные школы для разных типов личности

С начала средней школы начинается разделение учеников в зависимости от уровня их успеваемости и склонностей. Те, кто хорошо управляется с теоретическими знаниями, поступают в VWO, немного напоминающие российские гимназии. Обучение в них длится 6 лет, и его цель — подготовить школьника к учебе в университете — классическом, естественнонаучном или гуманитарном.

Вторая разновидность средней школы называется VMBO, и это подготовка специалистов рабочих профессий. Туда поступают ученики, склонные к работе руками, которым важно видеть немедленный результат своего труда. Обучение в VMBO длится 4 года и открывает дорогу к дальнейшему профессиональному образованию (аналог профессиональных училищ).

Существует и промежуточный вариант, он подходит школьникам с «инженерным» складом ума. Они любят что-то делать руками, но при этом не боятся сложных теоретических выкладок. Такие школьники распределяются на программы HAVO длительностью 5 лет. Выпускники HAVO чаще всего поступают в технические вузы.

«Нет образования высшего и низшего»

В Нидерландах это распределение происходит на несколько лет раньше, чем в большинстве других стран, причем не только в Европе, но и за ее пределами. Но несмотря на судьбоносность этого решения, детей никто не «тянет».

«Нет образования высшего и низшего, — объяснял Екатерине директор школы, когда она искала место для своей старшей дочери. — Есть образование, подходящее конкретному ребенку и не подходящее. Наша задача — сделать так, чтобы каждый член общества нашел свое место и с удовольствием и гордостью выполнял работу, которая будет ему подходить».