Элефсис (Греция): город-мистерия
На первый взгляд греческий Элефсис производит впечатление промышленного города-трудяги. На 30 тысяч населения приходится два сталелитейных и цементных завода, два промышленных порта и два нефтеперерабатывающих предприятия, причем одно из них — крупнейшее в Греции. Но под этими приобретениями индустриальной эпохи скрывается один из самых мистических городов Греции: место Элевсинских мистерий и родина Эсхила, античного драматурга и создателя жанра трагедии. Организаторы программы года Культурной столицы поставили задачу интегрировать эти два лица Элефсиса.
В течение двух тысячелетий (примерно с 1600 года до нашей эры по 400 год нашей эры) Элефсис (или Элевсин) был одним из пяти священных городов Греции. Все они расположены неподалеку от Афин, и каждый связан с различными ключевыми ритуалами.
Здесь проводились Элевсинские мистерии — таинства, посвященные богиням плодородия Деметре и ее дочери Персефоне. По преданию, у их истоков стояла сама Деметра. Богиня скиталась по Аттике в поисках пропавшей дочери, прелестной Персефоны, и на землях Элефсиса нашла приют и отдых. Наконец она отыскала Персефону в загробном царстве — его владыка Аид украл девушку и сделал своей женой. На неожиданном семейном совете порешили, что Персефона будет жить с Аидом полгода, а потом вернется в мир живых — и наступит весна. Так появились времена года.
Торжества в честь появления весны и осени (а вследствие этого лета и зимы) проводились в начале осени и длились 9 дней. Участники собирались в Афинах, там несколько дней постились, совершали омовение в море и другие обряды. На шестой день они шли по Священной дороге из Афин в храм Деметры в Элефсисе. А главные ритуал, которые проводились в этом храме, были настолько тайными, что точное их содержание неизвестно по сей день (отсюда и название — мистерии).
Очертания Священной дороги легли в основу идентичности Элефсиса как культурной столицы. А основные мероприятия, которые организует город в 2023 году, символически называются мистериями.
Представить себя участником мистерий удобнее всего на месте древнего акрополя и святилища Деметры. От античных построек — греческих и римских — остались величественные руины, а в музее при них есть макеты древнего города.
Здесь можно погулять между мраморными колоннами больших и малых пропиле́й, пройтись по Священной дороге, постоять на месте храма Деметры или Артемиды (богини охоты, еще одной дочери Деметры, сводной сестры Персефоны). Можно заглянуть в священный колодец, из которого, по преданию, пила сама Деметра, когда искала свою дочь. На священных камнях, где тысячелетия назад танцевали жрецы, в наши дни проводят концерты живой музыки, ставят театральные постановки и танцевальные представления.
Элевсинские мистерии были важной частью религиозной жизни древних греков, потом пользовались большой популярностью у богатых римлян, пока император Феодосий I не запретил все античные религиозные культы в 392 году. После этого город стал терять былое влияние. Окончательно Элефсис превратился в «маленькую деревню», как его называют в документах византийские чиновники и путешественники, после опустошительного набега готских племен в 396 году.
«Второе дыхание» города открылось в XIX веке с приходом индустриальной эпохи. Благодаря удобному положению и глубоким бухтам — практически готовым грузовым портам — Элефсис стал транспортным узлом, связывающим Афины с торговыми партнерами за морем, а вскоре и самостоятельным промышленным центром. Вслед за протянувшейся веткой железной дороги (Пирей – Афины – Коринф — Патры) здесь стали появляться промышленные предприятия.
Кстати, первый железнодорожный вокзал, построенный в Элефсисе, тоже принимает участие в программе Культурной столицы. Он работал по прямому назначению с 1884 по 2001 год (после этого пассажирские и транспортные поезда развели по разным станциям). После закрытия станции здание вокзала простояло без дела почти 15 лет, прежде чем его покрасили и отремонтировали. Сначала в нем расположился офисный центр, но с приближением года Культурной столицы в нем все чаще стали проводить культурные и социальные мероприятия. Сейчас двухэтажное здание планируют отдать местным культурным организациям и оборудовать там молодежный центр для жителей Элефсиса и его окрестностей.
Но вернемся в XIX век. Вместе с бурным экономическим ростом в Элефсис пришли проблемы любого индустриального города: загрязнение окружающей среды и разобщение горожан, ряды которых пополнялись за счет приезжих. В результате город чуть не потерял свое лицо.
С начала XXI века Элефсис постепенно возвращает статус культурного центра. Заводы и фабрики устарели, грязное производство останавливалось. В стенах старых заводов разворачиваются арт-пространства.
Пожалуй, самый яркий пример такой метаморфозы — старая мыльная фабрика (Palaio Elaiourgeio), как ее по-свойски называют местные жители. Фабрика Чарилау была первым крупным предприятием, построенным в Элефсисе. В 1875 году братья Чарилау, представители греческий диаспоры, решили перенести свою мыльную фабрику из Афин, где несколько лет безуспешно боролись с конкурентами, в Элефсис. В то время через город как раз тянули железную дорогу, и Элефсис должен был стать транспортным узлом. Это сулило большой спрос на товары первой необходимости, и предприниматели не прогадали.
К середине ХХ века производство выросло в разы. Помимо мыла фабрика производила разные растительные масла, корма для животных и другие продукты химической промышленности. Но из-за потрясений мировых войн фабрика пришла в упадок и в 1960 году прекратила работу. Здания стояли без дела несколько десятилетий, пока в 1995 году их не приспособили под фестиваль Эсхилия — один из старейших в Греции.
В амфитеатре на две тысячи зрителей, специально оборудованном среди фабричных построек, по сей день ставят трагедии знаменитого уроженца Элефсиса.
Постепенно помимо амфитеатра на заводе появились модные галереи, выставочные пространства и коворкинги. А в ближайшем будущем власти города собираются перенести сюда археологический музей Элефсиса. Таким образом, бывшая мыльная фабрика объединит все три важнейшие вехи в жизни города — античную, индустриальную и современную.
Тимишоара (Румыния): на перепутье культур
Тимишоара — культурный и деловой центр западной Румынии и «плавильный котел» в миниатюре. Город в разные времена входил в состав Венгерского королевства, Османской и Австро-Венгерской империи, пока наконец не отошел к Румынии по итогам Первой мировой войны. Минареты соседствуют здесь с православными храмами и барочными фасадами зданий, за которые город называют «маленькой Веной».
Здесь побывала монгольская конница, обустроились сербы, евреи, немцы — всего тридцать с лишним народов и народностей. Тимишоара — единственный город в Европе, где работают три государственных театра на трех разных языках (румынском, венгерском и немецком).
Первое упоминание о Тимишоаре датируется 1212 годом: город, названный в честь реки Тимиш, значится в списке земель венгерского короля Андраша II. На самом деле через Тимишоару течет река Бега, а Тимиш находится в 10 километрах к югу. Есть версия, что Тимиш изменил русло, а когда-то действительно тек через Тимишоару. Но это не точно.
Как бы ни называлась водная артерия города, она прекрасна. Исторический центр расположился на ее левом берегу, а вдоль русла раскинулись парки и сады, где часто выступают музыканты и уличные театры.
Тимишоара вообще очень зеленый город. Даже на центральных площадях каменные мостовые соседствуют с газонами и целыми цветочными коврами. Каждый год ландшафтное оформление города (виды цветов и трав, формы кустарников и так далее) обновляется.
Самый известный «зеленый остров» Тимишоары — парк Роз — был специально спроектирован для выращивания и демонстрации роз. Он открылся в 1891 году, тогда в нем росло около двух тысяч разновидностей роз. Эта коллекция пополняется и сегодня, и с середины весны до начала осени посетители могут наслаждаться видом и ароматом этих цветов. Вход в парк платный, открыт круглый год.
Следом за венгерской главой в истории Тимишоары наступает турецкая эпоха — в середине XVI века Тимишоару завоевала Османская империя. До наших дней сохранилось не так много следов турецкого периода. Спустя еще 160 лет Тимишоара вновь стала европейской — город отошел к Австро-Венгрии. Сегодня это пестрое наследие сохранилось в замке Корвинов (родовом гнезде венгерского феодального дома Хуньяди), расположенном на холме в центре города. Во-первых, замок Корвинов — это старейшая из сохранившихся построек в Тимишоаре (середина XV века), а во-вторых, сейчас в здании работает краеведческий музей.
Замок напоминает средневековую крепость с элементами готики и даже с нотками турецкого влияния. Здесь ежегодно проходят многочисленные исторические праздники и слеты реконструкторов-медиевистов. В нынешнем виде его отстроили в 1856 году, увеличив окна и сделав всю конструкцию более легкой.
При всем космополитизме в облике Тимишоары все-таки преобладает австрийский лоск в стиле барокко и модерна. Вообще Тимишоара может похвастаться самым большим архитектурным ансамблем исторических зданий в Румынии — их около 14,5 тысячи.
Чтобы почувствовать себя в «маленькой Вене», стоит зайти на Домскую площадь (она же площадь Объединения или Юнион-сквер) в самом сердце города.
Площадь окружают дворец, два кафедральных собора (один римско-католический, другой сербский православный), а также очень живописное здание, «напоминающее кусок торта», как пишут в путеводителях. Это дом аптекаря Соломона Брюка, выстроенный в смешанном стиле модерн и сецессион и обыгрывающий венгерские народные мотивы (например, часть его фасада облицована традиционной керамической плиткой). На первом этаже до сих пор работает аптека, открытая Брюком в 1910 году. Несмотря на то, что здание перестраивалось и реставрировалось, в аптеке сохранилась часть интерьера и старинная мебель.
В Австро-Венгерский период Тимишоара стала настоящим экспериментатором и пионером в сфере урбанистики. В 1884 году она стала первым городом в Европе и вторым в мире, улицы которого стали освещаться электрическими фонарями (Тимишоару опередил только Нью-Йорк).
Это вдохновило организаторов мероприятий Культурной столицы сделать девизом Тимишоары «Блистай! Освети свой город!» (Shine your light! Light up your city!)
Еще раньше, в 1867 году, в Тимишоаре появился трамвай — в десятке первых в континентальной Европе. Правда, работал он не на электричестве, а на конной тяге. В активно разрастающемся городе конка связала два удаленных района и помогала быстро доставлять грузы между фабриками или на железнодорожные станции.
До сих пор общественный транспорт Тимишоары отличается удобством. По центру удобно передвигаться на трамваях — уже электрических, а в более новые районы можно доехать на троллейбусе или автобусе.
Кроме того, в Тимишоаре есть бесплатный городской прокат велосипедов. А в 2023 году, в рамках мероприятий Культурной столицы, по городу можно будет прокатиться на воссозданном трамвае-конке.
Собственно румынской Тимишоара стала только в 1918 году — таковы были условия вступления Румынии в Первую мировую войну на стороне Антанты. Но чтобы почувствовать себя в Румынии, туристу придется выехать за пределы города.
В окрестностях Тимишоары расположены исторические виноградники Recas, куда можно попасть с экскурсионной программой или в индивидуальном порядке. Их упоминание датируется XV веком, они ровесники замка Хуньяди, с котором мы уже знакомы. Больше пяти веков местные виноделы совершенствовали свое искусство, даже в период османского владычества (хотя мусульмане-турки не употребляют алкоголь и не жалуют его производство).
Веспрем — Балатон (Венгрия): больше, чем курорт
Озеро Балатон — одна из самых узнаваемых достопримечательностей в Венгрии, но за плеском его волн и бокалом вина с местных виноградников немногие туристы (да и местные жители) видят богатое культурное наследие этого региона. В 2023 году третья культурная столица Европы — Веспрем — будет исправлять эту несправедливость.
Веспрем находится в 110 километрах от Будапешта и в 14 от озера Балатон. Это один из древнейших городов Венгрии. Его основал на рубеже Х и XI веков легендарный король Иштван I, принесший христианство в Венгрию и благодаря этому канонизированный. На самом деле на месте Веспрема была еще более древняя крепость, заложенная, вероятнее всего, франками в эпоху самого знаменитого представителя династии Каролингов — Карла Великого (VIII век).
Хотя заложил город Иштван Святой, главной исторической персоной Веспрема стала его жена, Гизела Баварская. Именно в этом городе она была коронована и стала первой королевой Венгрии (сам Иштван был помазан на царство в родном Эстергоме). Иштван и Гизела учредили венгерский епископат, благодаря чему встроили Венгрию в католический мир. И вот с 1009 года все католические епископы, а позднее архиепископы Венгрии живут в Веспреме — они-то и короновали венгерских королев на протяжении почти тысячелетия. Поэтому Веспрем до сих пор известен как город королев.
С именем Гизелы связано сразу несколько городских достопримечательностей. На Крепостном холме, том самом, где располагалась древняя франкская крепость, есть часовня Гизелы. И хотя историки приводят железобетонные доводы в пользу того, что постройка датируется XIII веком, легенда утверждает, что ее заложила лично королева (напомним, она жила на два столетия раньше). Часовню несколько раз перестраивали, но внутри сохранились древние фрески, напоминающие византийские. Сегодня в часовне Гизелы расположена небольшая выставка церковного искусства и действующий храм.
Часовня пристроена к величественному собору Святого Михаила. Вот он действительно был заложен при Иштване и Гизеле, в 1001 году, и в нем проходили все коронации королев вплоть до начала XX века (после чего Венгрия перестала быть монархией). Здание много раз достраивалось и перестраивалось, поэтому сейчас экстерьер храма представляет собой хитросплетение архитектурных стилей от романского до барокко. От первого храма сохранились алтарь и так называемая нижняя церковь, где выставляли для почитания мощи святых.
Напротив собора туристов снова поджидает Гизела. Ее именем назван епархиальный музей, где выставлены церковные ценности и утварь, бывшие в ходу с XV по XX век. А на самой вершине Крепостного холма величественно стоят сами Иштван и Гизела — памятник святым поставили в честь 900-летия смерти короля Иштвана в 1938 году. Что интересно, на момент установки памятника официально святым был признан только Иштван. Его супруга была канонизирована только в 1975 году.
Иштван и Гизела не оставили после себя наследников, и после смерти мужа Гизеле пришлось несладко. На престол взошел племянник Иштвана Петр Орсеоло, он конфисковал всю собственность тетки, а саму ее заключил под стражу на семь лет. Из этого заточения Гизела, урожденная герцогиня Баварская, вернулась на родину и удалилась в монастырь, где стала аббатисой и жила еще много лет.
Традиционно в мае веспремцы отмечают Дни Гизелы — это исторический фестиваль, кульминация которого — красочный парад с Гизелой и Иштваном во главе (их, как правило, выбирают среди местных жителей голосованием). Обычно торжества организуют во вторые выходные месяца, ближайшие к именинам Гизелы (отмечаются 7 и 21 мая), но в год, когда Веспрем носит титул культурной столицы Европы, торжества продлятся целую неделю.
Вообще выйти за границы — временные и пространственные — это миссия Веспрема как культурной столицы. Девиз года: «За пределы» (BEYOND). Организаторы мероприятий собираются распространить культурную жизнь в общем-то провинциального города за пределы выходных и праздников. «Долой скучные вторники!» — призывает официальный сайт.
К тому же организаторы решили не ограничиваться своим городом, а «втянуть» в мероприятия культурной столицы все населенные пункты на северном побережье озера Болотон.
Один из флагманских проектов года — изучение местных низовых инициатив. На что направлены волонтерские проекты? За какими видами творчества предпочитают коротать вечера пенсионеры? Что стремятся сохранить общества, связанные с культурой горнодобывающих поселений? Организаторы уверены, что если копнуть глубже, окажется, что Балатон может предложить туристам не только водные виды спорта и местное вино.
На обложке: замок Корвинов (Тимишоара)