Совместное чтение
Я прочитала своим детям, а потом внукам бессчетное количество книг. Мои книжные полки до сих пор ломятся от наших любимых детских книжек. Нет ничего лучше, чем совместное время с ребенком, проведенное в компании хорошей истории.
Важно, чтобы родители и преподаватели читали детям вслух, даже когда те уже научились читать сами. Так легче обсуждать прочитанное. Читая вслух, взрослый может сразу определить, какие моменты кажутся ребенку интересными, трудными или, скажем, пугающими. О них можно поговорить сразу, не откладывая в долгий ящик.
Многие книги дают возможность обсудить сложные темы с детьми дома или в школе (в начальных школах Финляндии на 1 взрослого приходится всего 7 детей. – Прим. «Европульса»). Все это подпитывает мотивацию ребенка.
Мотивация читать — искреннее желание и радость, а не принуждение
Единственная мотивация к чтению — искреннее желание и радость, а не принуждение. И в Финляндии большинство родителей и учителей понимает, что заставлять ребенка что-то делать — это самый верный способ убить в нем энтузиазм. Роль родителя или учителя — в том, чтобы открыть глаза ребенка на преимущества чтения, и дать ему возможность самому продолжать путь в этом направлении.
Есть несколько простых правил, которые родители должны помнить. Для обучения новому навыку всегда нужно время, терпение и ощущение безопасности. Лучше всего забыть об оценках и второстепенных требованиях. Взрослые должны обеспечить ребенку комфорт, чтобы тот практиковался в новом навыке в собственном темпе.
Каждому нужен индивидуальный подход, а не единая программа
Все дети индивидуальны, и разным детям нужны разные книги. Нет таких книг, которые должны полюбить все маленькие читатели. Развивать интерес ребенка к чтению проще, если богат выбор книг и тем. Тогда больше шансов, что какие-то из них подойдут именно ему, учитывая разные факторы — от уровня понимания до грамотности.
Личная заинтересованность ребенка в чтении начинается, когда он понимает, что читать нужно не чтобы ублажить взрослых и даже не ради знаний. Для некоторых заветный путь лежит, например, через разные способы интерпретировать текст, через разыгрывание истории по ролям, музыку или изобразительное искусство.
Финские библиотеки, например, предлагают много разнообразных услуг, и это позволяет знакомиться с книгой не только через чтение.
Рекомендации Финского читательского центра
В Финляндии медсестры детских поликлиник рассказывают родителям о важности совместного чтения с детьми. Причем, что важно, это должно быть чтение вслух родителями. В Финском читательском центре говорят, что такой опыт дает ребенку фору в стартовых навыках при поступлении в школу.
И такое чтение может быть не только дома. В поликлиниках родителям предлагают читать вслух ребенку во время приема, чтобы он не так нервничал.
Чтобы приохотить родителей к чтению вслух, уже в роддоме при выписке родители получают не только коробку для новорожденного, но и книгу — сборник стихов. Два года подряд книги получали и тоддлеры – в их случае это были сказки для ежевечернего чтения перед сном.
А как не растерять привитую в раннем детстве любовь к чтению? Специалисты Финского читательского центра рекомендуют помочь подростку «встретиться» с литературой за пределами книги. Поэтические слэмы, рэп, художественная декламация – все это может стать дорогой к удовольствию от художественной литературы. Эти разнообразные сценические формы хороши так называемым «коллективным языком». Ведь в старшей школе главенствует индивидуальное чтение, тогда как для подростков важен коллективный опыт в своей возрастной группе.
А может быть, родители просто не знают, что их ребенок любит литературу? Ведь теперь книгами чтение не ограничивается, и «сидеть» подросток может не просто в чате, а в чате-фикшне, где история развивается в формате цепочки сообщений.