Берлинале: город не спит
Воскресный вечер в Берлине; пешеходные улочки недалеко от Потсдамской площади. Обычно в это время здесь пусто, и ни один магазин не работает – в воскресенье немцы отдыхают в кругу семьи. Но в дни Берлинале все иначе: улицы забиты людьми от мала до велика. Иностранные языки смешиваются в один веселый гул. Магазины работают допоздна, а рядом с ними открылись ресторанчики на колесах с мексиканской, немецкой и даже уругвайской кухней.
Правда, на улице долго никто не задерживается, и не только потому, что февраль в этом году в Берлине выдался зябким. Просто все самое интересное происходит внутри тех самых зданий, около которых людей еще больше, чем у уличных кафе. Это кинотеатры, принимающие у себя в этом году 68-й международный кинофестиваль Берлинале.
Таких кинотеатров по всему городу несколько десятков, и в каждый из них уже за час до начала показов выстраивается немаленькая очередь – чаще всего места в билете не указываются, и лучше прийти заранее, чтобы сесть поудобнее. В Berlinale Palast, самое грандиозное здание фестиваля, ведет красная ковровая дорожка. По ней проходят известные режиссеры и актеры на премьеру собственных картин, но уже через несколько часов их сменяют обычные зрители. Всего 21 тысяча гостей из 130 стран, 330 тысяч проданных билетов.
Чем заняты киноманы
По мнению английского режиссера иранского происхождения Бабака Джалали, приветливость Берлинале для обычного зрителя и есть его главное достоинство:
— Посмотрите, сколько людей со всего мира приехало. Каждый из них может просто купить билет, попасть на мировую премьеру и стать частью этого большого события.
Билеты можно купить в торговом центре в минуте от Berlinale Palast. Чувствуется немецкая организованность: отдельная касса для премьерных показов, отдельная – для обычных. В среднем билеты стоят от 8 до 15 евро. Студентам же лучше всего купить абонемент на ту или иную секцию, включающий все ее фильмы – за 20 евро. Если билетов не осталось, рано терять надежду – у кинотеатров дежурят перекупщики, хотя заплатить придется больше.
Атмосфера на показах напоминает скорее театр, чем кино: бокал вина перед просмотром, аплодисменты в конце фильма. Если картина публике не по вкусу, люди встают и уходят, ведь еще можно успеть на другую премьеру неподалеку.
— Каждый раз выбираю с трудом, на что пойти, ведь одновременно идет около трех-пяти фильмов, и промахнуться очень обидно, — делится немецкая студентка в очереди на итальянскую премьеру «Моя дочь».
Работу фестиваля обеспечивают сотни человек. Это секьюрити — молодые люди в красных шарфах, всегда готовые подсказать, куда идти; билетеры и пиар-агенты, обеспечивающие связь кинематографистов с прессой.
Журналисты повсюду: для них билеты на все сеансы бесплатны и ежедневно организовываются закрытые пресс-показы. После просмотров – фотосессии и пресс-конференции с режиссерами, актерами и продюсерами фильмов, на которых каждый может задать свой вопрос, если, конечно, будет достаточно настойчив: желающих много. Есть у прессы и свой штаб с горячим кофе, компьютерным залом, вай-фаем и волшебной кассой с бесплатными билетами — правда, только на день вперед. Но и за ними с восьми утра выстраивается очередь, а к вечеру на половину фильмов билеты заканчиваются.
Киноманов легко распознать в любой части Берлина по фирменной красной сумке Берлинале: в этом году каждый из журналистов получил такую в подарок, а остальные гости могли купить ее в сувенирных магазинах. Со своим рюкзаком во многие кинозалы не пускают, и так организаторы решили проблему.
Где найти звезд
Если же звезды на экране уже не вызывают восторга и хочется увидеть их вживую, можно попытаться пробиться к красной ковровой дорожке через десятки фотографов. Впечатления не из самых приятных – они очень громко кричат, чтобы знаменитости посмотрели в их сторону, да и толкаются профессионально.
В этом году многие звезды отказались от откровенных платьев и высоких каблуков. Ограничились джинсами и футболкой, поддержав запущенную немецкой сценаристской и актрисой Анной Брюгерманн компанию #Nobodysdoll («Не чья-то кукла»).
Есть другой способ оказаться ближе к звездам – раздобыть билеты на бранч по случаю премьеры или на коктейльную вечеринку того или иного кинофонда. Например, Гете-Институт традиционно устраивает свой Гете-завтрак в первую субботу Берлинале с 10:30 в уютном берлинском офисе на Вайнмайстерштрассе.
Если ищете кого-то конкретного – через хештеги и геопозицию в Инстаграме можно выследить почти любого на кинофестивале.
Вкусное кино
Всего на Берлинале в этом году показали больше четырехсот картин, в основном международные и европейские премьеры, разделенные по секциям: «Короткий метр», «Перспективы немецкого кино», «Панорама» и другие. Есть среди секций и особенные — например, «Кулинарное кино».
Всего в секции девять фильмов, пять из которых после просмотра можно буквально попробовать на вкус: за ужином, приготовленным лучшими поварами мира по мотивам той или иной картины.
— Вкус — понятие, которое относится далеко не только к пище, это важная категория и для искусства. Хотя есть ли между ними разница? Ведь мы как раз-таки хотим напомнить, что кулинария и есть искусство, — объясняет концепцию «Кулинарного кино» директор секции Томас Штрук.
Все блюда на ужинах вегетарианские, и это не только прихоть «крестного отца» секции и директора всего фестиваля Дитриха Косслика, который не ест мясо. Штрук связывает такое меню в первую очередь с экологией:
— Мы понимаем «питание» очень широко, поэтому фильмы касаются не только еды, но также затрагивают вопросы окружающей среды.
Внимательное отношение здесь и к напиткам. После премьеры документального фильма о грузинском виноделии «Наша кровь — вино» зрителей пригласили на ужин в ресторан напротив. Уже в фойе их угостили тем самым вином, за изготовлением которого они следили на экране. Когда гости расселись, немецкий шеф-повар Михаэль Кэмп, обладатель двух звезд кулинарной премии «Мишлен», рассказал гостям, как он интерпретировал традиционные грузинские блюда на своей кухне. За их приготовлением гости могли наблюдать на большом экране в зале.
Гости, садившиеся за стол незнакомцами, покидали его друзьями за полночь, сытые и довольные.
Алло, мы ищем таланты
Такие ужины – далеко не единственный пример тесного взаимодействия зрителей с фильмами. Секция «Таланты Берлинале» открывает двери нескольких берлинских театров 250 молодым кинематографистам различного профиля, чтобы вовлечь их в дискуссию друг с другом и со зрителями в разных форматах: воркшопы, круглые столы, лекции.
— В этом году мы сделали фокус на секретах киноиндустрии, — рассказывает директор секции Флориан Вегорн. — Причем речь идет как об общих режиссерских, операторских или других приемах, так и о секретах конкретных фильмов, которые зрители обсуждают с их создателями после просмотра.
«Таланты Берлинале» ежегодно оказывает финансовую поддержку наиболее перспективным картинам, но для поиска финансирования на фестивале есть и отдельная платформа — «Европейский кинорынок». Здесь встречаются покупатели и продавцы мира кино, смотрят товар и заключают сделки. В 2018 проекту удалось побить рекорд прошлых лет и привлечь более десяти тысяч посетителей.
— В этом году нам исполняется 30 лет, — делится руководитель проекта Мэтьюс Воутер Кноль. — Как и любой человек в этом возрасте, «Европейский кинорынок» задается вопросами: куда двигаться дальше? Что стоит поменять? Чего мы добились? Мы постарались ответить на эти вопросы и укрепить свои позиции.
Кино или реальность?
Берлинале дает гостям возможность пообщаться не только с создателями, но и с героями фильмов. В рамках проекта «Кинопрогулки» зрители заходят в гости к героям документальных короткометражек о жителях Восточного Берлина, чтобы посмотреть фильмы вместе с героями на их домашнем диване и спросить о том, о чем в фильме они не рассказали. Стефани Редпат, одна из участниц «Кинопрогулки», в полном восторге:
— Это потрясающее ощущение — гулять по этой части города из квартиры в квартиру, видеть, как эти люди живут в кино и в реальной жизни. Хотя к концу прогулки кино и реальность фактически становятся одним целым.
За десять дней фестиваля эта грань действительно пропадает. Успеть хочется так много, что люди спят, едят и даже работают в кинозалах, выходя только для того, чтобы обсудить впечатления и через пятнадцать минут зайти в соседний зал. Сами жители города уже привыкли к ежегодному торжеству и иронизируют над чересчур счастливыми гостями:
— Конечно, для города это огромный плюс – фестиваль приносит ему немалый заработок и увеличивает его культурное значение, — говорит уроженец Берлина Клеменс Гайдель. – Но я уже устал ежегодно наблюдать эти до невозможности важные лица, так и кричащие о том, что они приехали на кинофестиваль и больше всех понимают в кинематографе.
Так или иначе, Берлинский фестиваль уже 68 лет бесперебойно поставляет эмоции от просмотра лучших фильмов берлинцам и гостям города. Всем скептикам придется потерпеть, 69-й фестиваль уже запланирован с 7 по 15 февраля 2019 года.