Евроэкспресс

Как проходит Берлинский кинофестиваль: киноманы, звезды, организаторы и жители Берлина

Корреспондент «Европульса» съездил на Берлинале и узнал, как ходить на несколько фильмов за день, где искать звезд и почему на кинофестивале не только смотрят, но и едят.

Берлинале: город не спит

Воскресный вечер в Берлине; пешеходные улочки недалеко от Потсдамской площади. Обычно в это время здесь пусто, и ни один магазин не работает – в воскресенье немцы отдыхают в кругу семьи. Но в дни Берлинале все иначе: улицы забиты людьми от мала до велика. Иностранные языки смешиваются в один веселый гул. Магазины работают допоздна, а рядом с ними открылись ресторанчики на колесах с мексиканской, немецкой и даже уругвайской кухней.

Правда, на улице долго никто не задерживается, и не только потому, что февраль в этом году в Берлине выдался зябким. Просто все самое интересное происходит внутри тех самых зданий, около которых людей еще больше, чем у уличных кафе. Это кинотеатры, принимающие у себя в этом году 68-й международный кинофестиваль Берлинале.

Таких кинотеатров по всему городу несколько десятков, и в каждый из них уже за час до начала показов выстраивается немаленькая очередь – чаще всего места в билете не указываются, и лучше прийти заранее, чтобы сесть поудобнее. В Berlinale Palast, самое грандиозное здание фестиваля, ведет красная ковровая дорожка. По ней проходят известные режиссеры и актеры на премьеру собственных картин, но уже через несколько часов их сменяют обычные зрители. Всего 21 тысяча гостей из 130 стран, 330 тысяч проданных билетов.

Andreas Teich © Berlinale 2015

Чем заняты киноманы

По мнению английского режиссера иранского происхождения Бабака Джалали, приветливость Берлинале для обычного зрителя и есть его главное достоинство:

— Посмотрите, сколько людей со всего мира приехало. Каждый из них может просто купить билет, попасть на мировую премьеру и стать частью этого большого события.

Билеты можно купить в торговом центре в минуте от Berlinale Palast. Чувствуется немецкая организованность: отдельная касса для премьерных показов, отдельная – для обычных. В среднем билеты стоят от 8 до 15 евро. Студентам же лучше всего купить абонемент на ту или иную секцию, включающий все ее фильмы – за 20 евро. Если билетов не осталось, рано терять надежду – у кинотеатров дежурят перекупщики, хотя заплатить придется больше.

Атмосфера на показах напоминает скорее театр, чем кино: бокал вина перед просмотром, аплодисменты в конце фильма. Если картина публике не по вкусу, люди встают и уходят, ведь еще можно успеть на другую премьеру неподалеку.

— Каждый раз выбираю с трудом, на что пойти, ведь одновременно идет около трех-пяти фильмов, и промахнуться очень обидно, — делится немецкая студентка в очереди на итальянскую премьеру «Моя дочь».

Работу фестиваля обеспечивают сотни человек. Это секьюрити — молодые люди в красных шарфах, всегда готовые подсказать, куда идти; билетеры и пиар-агенты, обеспечивающие связь кинематографистов с прессой.

Журналисты повсюду: для них билеты на все сеансы бесплатны и ежедневно организовываются закрытые пресс-показы. После просмотров – фотосессии и пресс-конференции с режиссерами, актерами и продюсерами фильмов, на которых каждый может задать свой вопрос, если, конечно, будет достаточно настойчив: желающих много. Есть у прессы и свой штаб с горячим кофе, компьютерным залом, вай-фаем и волшебной кассой с бесплатными билетами — правда, только на день вперед. Но и за ними с восьми утра выстраивается очередь, а к вечеру на половину фильмов билеты заканчиваются.

Киноманов легко распознать в любой части Берлина по фирменной красной сумке Берлинале: в этом году каждый из журналистов получил такую в подарок, а остальные гости могли купить ее в сувенирных магазинах. Со своим рюкзаком во многие кинозалы не пускают, и так организаторы решили проблему.

Jan Windszus © Berlinale 2010

Где найти звезд

Если же звезды на экране уже не вызывают восторга и хочется увидеть их вживую, можно попытаться пробиться к красной ковровой дорожке через десятки фотографов. Впечатления не из самых приятных – они очень громко кричат, чтобы знаменитости посмотрели в их сторону, да и толкаются профессионально.

В этом году многие звезды отказались от откровенных платьев и высоких каблуков. Ограничились джинсами и футболкой, поддержав запущенную немецкой сценаристской и актрисой Анной Брюгерманн компанию #Nobodysdoll («Не чья-то кукла»).

Есть другой способ оказаться ближе к звездам – раздобыть билеты на бранч по случаю премьеры или на коктейльную вечеринку того или иного кинофонда. Например, Гете-Институт традиционно устраивает свой Гете-завтрак в первую субботу Берлинале с 10:30 в уютном берлинском офисе на Вайнмайстерштрассе.

Если ищете кого-то конкретного – через хештеги и геопозицию в Инстаграме можно выследить почти любого на кинофестивале.

Richard Hübner © Berlinale 2018

Вкусное кино

Всего на Берлинале в этом году показали больше четырехсот картин, в основном международные и европейские премьеры, разделенные по секциям: «Короткий метр», «Перспективы немецкого кино», «Панорама» и другие. Есть среди секций и особенные — например, «Кулинарное кино».

Всего в секции девять фильмов, пять из которых после просмотра можно буквально попробовать на вкус: за ужином, приготовленным лучшими поварами мира по мотивам той или иной картины.

— Вкус — понятие, которое относится далеко не только к пище, это важная категория и для искусства. Хотя есть ли между ними разница? Ведь мы как раз-таки хотим напомнить, что кулинария и есть искусство, — объясняет концепцию «Кулинарного кино» директор секции Томас Штрук.

Все блюда на ужинах вегетарианские, и это не только прихоть «крестного отца» секции и директора всего фестиваля Дитриха Косслика, который не ест мясо. Штрук связывает такое меню в первую очередь с экологией:

— Мы понимаем «питание» очень широко, поэтому фильмы касаются не только еды, но также затрагивают вопросы окружающей среды.

Внимательное отношение здесь и к напиткам. После премьеры документального фильма о грузинском виноделии «Наша кровь — вино» зрителей пригласили на ужин в ресторан напротив.  Уже в фойе их угостили тем самым вином, за изготовлением которого они следили на экране. Когда гости расселись, немецкий шеф-повар Михаэль Кэмп, обладатель двух звезд кулинарной премии «Мишлен», рассказал гостям, как он интерпретировал традиционные грузинские блюда на своей кухне. За их приготовлением гости могли наблюдать на большом экране в зале.

Гости, садившиеся за стол незнакомцами, покидали его друзьями за полночь, сытые и довольные.

Piero Chiussi

Алло, мы ищем таланты

Такие ужины – далеко не единственный пример тесного взаимодействия зрителей с фильмами. Секция «Таланты Берлинале» открывает двери нескольких берлинских театров 250 молодым кинематографистам различного профиля, чтобы вовлечь их в дискуссию друг с другом и со зрителями в разных форматах: воркшопы, круглые столы, лекции.

— В этом году мы сделали фокус на секретах киноиндустрии, — рассказывает директор секции Флориан Вегорн. — Причем речь идет как об общих режиссерских, операторских или других приемах, так и о секретах конкретных фильмов, которые зрители обсуждают с их создателями после просмотра.

«Таланты Берлинале» ежегодно оказывает финансовую поддержку наиболее перспективным картинам, но для поиска финансирования на фестивале есть и отдельная платформа — «Европейский кинорынок». Здесь встречаются покупатели и продавцы мира кино, смотрят товар и заключают сделки. В 2018 проекту удалось побить рекорд прошлых лет и привлечь более десяти тысяч посетителей.

— В этом году нам исполняется 30 лет, — делится руководитель проекта Мэтьюс Воутер Кноль. — Как и любой человек в этом возрасте, «Европейский кинорынок» задается вопросами: куда двигаться дальше? Что стоит поменять? Чего мы добились? Мы постарались ответить на эти вопросы и укрепить свои позиции.

© Lia Darjes / EFM 2017

Кино или реальность?

Берлинале дает гостям возможность пообщаться не только с создателями, но и с героями фильмов. В рамках проекта «Кинопрогулки» зрители заходят в гости к героям документальных короткометражек о жителях Восточного Берлина, чтобы посмотреть фильмы вместе с героями на их домашнем диване и спросить о том, о чем в фильме они не рассказали. Стефани Редпат, одна из участниц «Кинопрогулки», в полном восторге:

— Это потрясающее ощущение — гулять по этой части города из квартиры в квартиру, видеть, как эти люди живут в кино и в реальной жизни. Хотя к концу прогулки кино и реальность фактически становятся одним целым.

За десять дней фестиваля эта грань действительно пропадает. Успеть хочется так много, что люди спят, едят и даже работают в кинозалах, выходя только для того, чтобы обсудить впечатления и через пятнадцать минут зайти в соседний зал. Сами жители города уже привыкли к ежегодному торжеству и иронизируют над чересчур счастливыми гостями:

— Конечно, для города это огромный плюс – фестиваль приносит ему немалый заработок и увеличивает его культурное значение, — говорит уроженец Берлина Клеменс Гайдель. – Но я уже устал ежегодно наблюдать эти до невозможности важные лица, так и кричащие о том, что они приехали на кинофестиваль и больше всех понимают в кинематографе.

Так или иначе, Берлинский фестиваль уже 68 лет бесперебойно поставляет эмоции от просмотра лучших фильмов берлинцам и гостям города. Всем скептикам придется потерпеть, 69-й фестиваль уже запланирован с 7 по 15 февраля 2019 года.