Пловдив – город из древнего мира
Пловдив — это фактически античный музей под открытым небом. Весь исторический центр представляет собой срез архитектурных древностей – базилики, термы, акведук, античный стадион, городские постройки… Здесь сохранился даже один из древнеримских амфитеатров – он стоит в самом центре города, используется для музыкальных событий и до сих пор может похвастаться отменной акустикой.
Неудивительно: ведь Пловдив старше Рима, Константинополя, Афин и Карфагена. Он считается ровесником Трои и Микен, хотя точную дату «рождения города» определить пока не удается — примерно 6000 год до н. э. И как он только не звался! Пловдив поочередно носил имена Эумолриоса, Кендрисоса, Филипополиса, Пулпудевы, Тримонциума, Улпии, Флавии, Юлии… Всего около шестидесяти названий.
В Пловдиве сохранился тысячелетний колорит, который идеально подчеркивается окружающим город горным массивом Родопы. Вдобавок таинственности нагоняет стойкая легенда о том, что под всеми холмами Пловдива проходит скрытый туннель с несметными древнеримскими и византийскими богатствами. Слухами мир полнится, и из года в год сюда прибывают… кладоискатели, бродящие в окрестных горах в надеже на чудо. Иногда кто-то находит то старинные монетки, а то и античную вазочку.
Здесь совсем легко представить, что время повернуло вспять и принесло в Древний Рим. Правда, придется допустить, что и тогда уже строили широкие торговые улицы, на которых открывались брендовые магазины и дорогие рестораны.
Но все-таки у Пловдива есть не только античное прошлое, но и сугубо болгарское, южнославянское с примесью балканской цыганщины. Корни эти отчетливо видны, например, в местных ремеслах: традиционное и самое популярное народное ремесло в регионе — это мокрое валяние, ручное изготовление из войлока игрушек, одежды, обуви, даже предметов интерьера. Прослеживаются те самые корни и в местной кухне, которая зовется фракийской кулинарией; ее специалитеты — рисовая баница (очень вкусный пирог), буранията (кислая капуста с рисом или шпинатом), фракийские блинчики с кукурузной мукой и трахана — пряный суп на высушенном ферментированном козьем или овечьем молоке с помидорами.
Культурная программа Пловдива будет разворачиваться под девизом «Вместе» на базе четырех тематических платформ: «Наследие», «История», «Ритм современной жизни» и «Актуальные проблемы и их преодоление». За этим сухим описанием кроется около трехсот различных событий − кинофестивали, кулинарные праздники, табачный фестиваль, выставки уличного искусства, детские ярмарки, концерты, танцевальные марафоны и конкурсы, театральные представления, развлечения на воде, геймерские и аниме-фестивали, образовательные форумы.
Проводить их планируется вместе с болгарскими городами Софией, Варной и Велико Тырново. И, конечно, центральные события должны отразить культурные особенности региона – а для Пловдива это традиционное искусство балканских народов.
Программа рассчитана на весь год, но летом мероприятий больше, и они веселее. Стоит ли туристам их посещать? Однозначно да, а особенно тем, кто интересуется историческими реконструкциями. Значительная часть концертов и фестивалей, вписанных в круглогодичную программу культурной столицы, пройдет именно на территории древнего города.
Матера — город пещерных домов
Итальянская Матера до недавнего времени была обращена скорее в прошлое, чем даже в настоящее, не говоря о будущем: она славится включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО городом пещерных домов, занимающим огромную часть ее исторического центра.
Пещерный город Матеры возник в глубокой древности, в эпоху неолита. Сначала люди селились в естественных гротах горной породы, на которой стоит город. Туф и известняк оказались очень податливы в обработке, и можно было легко надстраивать целые этажи, балконы и лестницы. Возникали дома, многоуровневые улочки и дворы, лестницы, ведущие чуть не в небеса, храмы, чудом удерживающиеся на гребне утеса. Трудно даже вблизи понять, где скальная порода, а где построенная человеком стена.
В VIII веке в Матеру стали массово прибывать на поселение византийские монахи, и среди местных строителей начался период храмов. В итоге сегодня в этом пещерном городе стоит более сотни церквей, разнообразных и по архитектуре, и по ландшафтному решению.
До середины XX века в пещерах по-прежнему жили люди, деля тесные «квартиры» с козами, курами, овцами. Затем правительство Италии приняло решение о расселении Матеры, однако многие пещерные жители с трудом согласились покинуть свои дома ради нового жилья. Гроты пытались замуровывать, а люди продолжали цепляться за привычный хаос пещер.
Ныне тот район Матеры − он называется Сасси – официально необитаем, однако остается живым и многолюдным: практически большая часть домов по-прежнему населена. Говорят, в этих гротах легче переносить летний итальянский зной.
На этих улочках кое-где в причудливых домах — где окошки крошечные, а колоннами часто служат сталактиты и сталагмиты — теперь открыты отели для ценителей экзотики. Но, хотя недостатка в туристах нет, Матеру нельзя назвать популярным туристическим маршрутом. Во-первых, она расположена далеко от всех популярных итальянских городов, и неудобно к ней добираться, если только не брать напрокат автомобиль. Во-вторых, осмотрев пещерный город, приходится признать, что больше тут пока делать нечего.
Новый статус культурной столицы это исправит. «Открой будущее», — призывает нас девиз ее программы. В числе прочих мероприятий в плане стоит работа над новым образом города как будущей туристической Мекки. В конце концов, прославленные итальянские регионы уже не могут предложить пресыщенному путешественнику ничего нового, а Матера собирается не столько вспоминать свое историческое прошлое, сколько решать вопросы инноваций в культуре и социуме – впрочем, тоже через это прошлое. Так, достижения эпохи Возрождения помогут освоить эстетику чисел и роль математики в искусстве.
Недавно в Матере появилось невероятное предложение: ночной тур по подземным камерам. Так называются пустоты, возникавшие в течение веков под пещерным городом. Туф – мягкая, пластичная порода, и постепенно вниз уходили целые помещения. Сверху давили надстраиваемые без конца новые этажи и целые здания, город погружался вглубь скал, проваливались целые здания, мельницы, торговые помещения, часовни.
Тур не имеет ничего общего с привычными комнатами страха в развлекательных парках: здесь все настоящее, и страшно будет тоже по-настоящему.