Жюль Леотар, изобретатель обтягивающего спортивного костюма с шортами, никогда не метил в модельеры. Его страстью была воздушная гимнастика. Это он создал новую цирковую дисциплину — упражнения на воздушной трапеции.
В классическом варианте этого номера участвуют двое. Один акробат исполняет трюки на раскачивающейся трапеции, другой — на своей трапеции, вися на ней на согнутых в коленях ногах. Руками он ловит напарника и забрасывает его на снаряд между трюками. Это не только делает номер более эффектным, но и позволяет сэкономить время, чтобы после каждого трюка гимнасту не приходилось снова залезать на трапецию, которая расположена высоко под потолком.
Это стало революцией в мире акробатики. Никогда до этого исполнитель не был настолько зависим от способности надежно держаться за снаряд. Причем хорошее сцепление нужно обеспечивать не только руками, но и ногами. Поэтому и возникла необходимость придумать что-то вместо длинных штанин, главенствующих в то время в цирке: с ними куда больше риска соскользнуть с трапеции.

Жюль Леотар родился в 1838 году во французском городе Тулузе в семье владельца гимнастического зала и бассейна. Окруженный с малых лет гимнастами и гимнастическим оборудованием, Жюль в раннем возрасте начинает экспериментировать в свободное время. Пока это только хобби, его основной план — стать адвокатом. Он хорошо учится и в конце 1850-х годов заканчивает юридический факультет, но меняет свои планы и вместо юридической практики начинает карьеру циркового гимнаста и акробата.
В 1859 году он впервые выступает с номером «Летающая трапеция». Номер показывают в Париже, в цирке «Наполеон» (позже переименован в Зимний цирк). Леотар буквально летает по воздуху между тремя висящими под потолком трапециями — и делает это в обтягивающем розовом комбинезоне с короткими штанинами! Так публике был представлен спортивный купальник, который сам Жюль называл «maillot», что с современного французского переводится в зависимости от контекста и как «купальник», и как «майка», и как «спортивная форма».
Специальные костюмы для цирковых артистов появились во второй половине XVIII и были вдохновлены военной формой. Вообще значительная часть представления была аллегорией военных действий — выступления на лошадях были неотъемлемой частью цирка, а воинственный красный — основным цветом. Со временем костюмы становились легче (например, вместо куртки, которую надевали поверх рубахи, появлялись легкие накидки, а потом и просто драпировка на самой рубахе). Но до 1859 года выступать в обтягивающем тело наряде никому в голову не приходило.
Хотя позже о Жюле Леотаре постоянно писали газеты, данные о его юности отрывочны и противоречивы. Есть даже несколько версий года его рождения (1838, 1842, 1843). Поэтому как именно появился на свет новый цирковой номер и костюм для него, мы в точности не знаем.
По самой распространенной версии, Жюль разрабатывал трюк самостоятельно (по другой версии, ему помогал отец и был его напарником-ловцом). В некоторых источниках упоминается, что Жюль подвесил свои первые трапеции над бассейном и использовал воду в качестве страховочной сетки. Возможно, это и натолкнуло его на мысль придумать костюм, который позже оказался удивительно удобным для купания.
Страховочные сети появились позже, а пока что Жюль Леотар выступал в лучшем случае над матрасами.

Номер Жюля Леотара имел огромный успех. Этому весьма способствовала внешность Жюля — он был молод и красив, а регулярные занятия гимнастикой сделали его тело мускулистым и точеным. И он, в отличие от многих современников, не стесняется это показывать. В своей бессменной «купальной» униформе он выступал в Париже, Вене, Санкт-Петербурге, Лондоне, даже ездил с гастролями в США. Он летал над манежами самых известных цирков, но не только. Его коронным номером было выступление прямо над столиками, за которыми ужинали зрители.
Уже при жизни Леотара его трюки начали копировать, а вместе с ними — и его «купальник». Но впервые костюм назвали его именем только спустя 16 лет после ранней и внезапной смерти гимнаста. В возрасте 32 лет во время гастролей в Испании он скоропостижно скончался от инфекционной болезни — скорее всего, от оспы.
Трико и купальники
Откуда же пришло вдохновение Леотара? Возможно, его действительно навели на мысль купальные костюмы того времени. Впрочем, в его время этот элемент гардероба был привилегией очень богатых людей, а «простые смертные» купались в исподнем. К тому же в середине XIX века мужские купальные костюмы выглядели по-разному в зависимости от места и контекста.
Так, в Англии в первой половине века ввели запрет на купание голышом для мужчин на национальном уровне (раньше это было в порядке вещей). А вот во Франции общих правил не было, и города могли принимать свои директивы. Например, в городе Аркашон, который находится в трехстах километрах от Тулузы на побережье Атлантического океана, за 12 лет до дебюта Леотара вышло распоряжение мэра, по которому мужчины должны были купаться в «свободных штанах», да еще и держаться от женщин «как можно дальше».
Но в то же время в городах все чаще появлялись публичные бассейны, и в них было не редкостью увидеть мужчину в укороченных штанах, даже шортах.

Другой вид одежды, который, вероятно, вдохновлял Леотара — это трико. Обтягивающие вязаные штаны были известны с незапамятных времен. Начиная с XIV века, когда вязание начало массово распространяться в Европе, вязаные чулки надевали под доспехи, а позже такие брюки стали одеждой бедняков. Но именно в ХIX веке с развитием трикотажной промышленности появилась возможность делать вязку достаточно тонкой, чтобы трикотажные изделия из шерсти или хлопка можно было носить в качестве нижнего белья – чем и воспользовались все без исключения слои общества. Методы вязания становились более разнообразными, при этом процесс автоматизировался. Именно доступность трикотажа позволила спортивным купальникам, «потомкам» костюма Леотара, стать массовым элементом одежды.
Леотар без Леотара
Поначалу купальник воспринимался исключительно как мужской элемент одежды.
В английском языке есть несколько названий обтягивающего эластичного костюма для гимнастики, балета, акробатики, цирка (попросту – трико), и одно из них, leotard, отсылает именно к Жюлю Леотару. Leotard чаще всего используют в США. А на родине Жюля, во Франции, распространен термин justaucorps, что в переводе значит «прямо у тела», то есть «плотно прилегающий».
В 1867 году, когда Жюль Леотар был в зените славы и в центре скандала из-за своего развода с итальянской актрисой, британский поэт Джордж Лейбон и композитор Гастон Лайл создали песню «Daring young man on a flying trapeze» (Дерзкий молодой человек на воздушной трапеции), которая стала настоящим хитом. На нее создано множество каверов, а в середине 1930-х она вдохновила американского драматурга Уильяма Сарояна на создание пьесы, которую год спустя экранизировала Paramount Pictures. В песне героиня влюбляется в акробата, который выступает на трапеции, и — неожиданный поворот сюжета — он обучает ее своему искусству, после чего она надевает его костюм и выступает перед публикой. И никто не замечает подмены. Скорее всего, это происходит потому, что в то время женщина в облегающей одежде была полным нонсенсом.
Коллеги по цеху Жюля Леотара сразу оценили новый костюм. Обтягивающие комбинезоны с шортами начинают носить цирковые силачи и другие гимнасты.

К началу XX века будущие купальники проникают в среду профессиональных танцев, и тут уже оказываются востребованными не только у мужчин, но и у женщин. Сначала их носили только на репетициях, но постепенно удобные и не сковывающие движения костюмы стали появляться и на сцене. Среди революционерок, решившихся на такой шаг, была Айседора Дункан. Она отказалась от корсетов, который носили танцовщицы начала ХХ века в пользу свободных псевдогреческих хитонов и купальников.
В 1920-1930-х годах спортивные купальники наконец начали оправдывать свое имя — именно в этот период начали появляться женские слитные купальники, подчеркивающие, а не скрывающие фигуру. Сначала это произошло в США, чуть позже и в Европе отказались от целомудренных, но крайне неудобных купальных платьев с длинными панталонами и свинцовыми утяжелителями для юбок.
В середине ХХ века спортивные купальники прорубили окно из спортивного и профессионального мира в мир моды. Если раньше они были, как правило, однотонными, то в 1940-1950-х годах сценические купальники обретают яркие краски, блестки, перья и другие украшения. Например, в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» танцовщица, которую играет Мэрилин Монро, и ее напарница выступают в блестящих леотарaх.

Настоящим бумом купальников стали 1970-е годы. В то время появились принципиально новые синтетические материалы — лайкра и спандекс. Их нити отлично тянулись и без труда возвращались в изначальное состояние, не теряя форму. Первые леотары были шерстяными и хлопковыми. Они тянулись в основном за счет вязки и быстро теряли форму после носки и стирки. Сначала им на смену пришел более ноский полиэстер, и наконец, в 1970–1980 годах современный вид купальникам придали сверхэластичные синтетические волокна.

Параллельно с этим набирала популярность аэробика, неотъемлемой частью которой стали яркие обтягивающие купальники.
Появились купальники с застежками, которые частично решали главную проблему этой одежды с точки зрения повседневного использования — ходить в туалет стало проще. Но все равно в наши дни леотары по-прежнему – удел спортсменов и танцоров, а не модников.
Текст создан на основе материалов крупнейшей европейской онлайн-библиотеки Европеана.