Евроэкспресс

Вело-эко-Копенгаген

«Более половины жителей Копенгагена каждый день ездят на работу или на учебу на велосипеде. Две трети депутатов крутят педали по пути в парламент! Я тоже езжу в офис преимущественно на велосипеде. А что: это здоровее, экологичнее, дешевле, чем на машине. Мы недавно подсчитали, что велосипедов в городе уже в пять раз больше, чем машин. И уже больше, чем людей», — мэр Копенгагена Фрэнк Йенсен с гордостью рассказывает о своем уникальном городе, который многими международными исследованиями признан одним из лучших для жизни на планете. Очевидно, что тут дело не только в развитой велокультуре.

Будущее на пороге

Знаменитый датский архитектор, дизайнер, специалист по градостроительству Ян Гейл однажды случайно стал автором неологизма «Копенгагенизация», ставшего популярным термином у современных урбанистов. Не углубляясь в научные тонкости, суть этого понятия именно в развитии велодвижения. «Автомобили перестанут быть личным транспортом. Города вернутся людям: в них снова будет приятно ходить пешком, гулять, ездить на велосипеде. Наступит расцвет общественного транспорта, особенно метро. И это будет по-настоящему интеллектуальная транспортная система, гораздо лучше сегодняшней. Велосипеды станут частью этой системы», – рассуждает Ян Гейл о будущем городов, к которому, с разной скоростью, но так или иначе придет абсолютное большинство мегаполисов, причем европейские города – в авангарде, а Копенгаген – так вообще во главе этой всей «колонны». В Дании, кстати, совсем недавно появилась важная услуга: по интернету можно арендовать на вокзале велосипед, и он будет ждать вас буквально на выходе из вагона. Велосипеды де-факто там стали уже частью общественного транспорта, хотя для этого и понадобилось немало лет.

4742421226_fc226dc893_b
Фрэнк Йенсен выступает на форуме VeloCity

В Копенгагене, и правда, будущее, каким его видит Ян Гейл, уже на пороге. Жители города ежедневно проезжают свыше 650 тыс. км на метро и почти в два раза больше (!) на велосипеде. Личный автотранспорт тут рядом уже не стоит по пробегу. Около 390 км велодорожек, особые преимущества на тротуарах, свои «умные» светофоры, обеспечивающие зеленую волну для двухколесного транспорта, навесные велошоссе и магистрали – велосипедный рай, не иначе. Причем авторитетно признанный: Копенгаген много лет возглавляет (иногда чередуясь с Амстердамом, который тоже стремительно развивает велокультуру) рейтинг Copenhagenize Index (именно: названный в честь себя!), считаясь велосипедной столицей мира. «И мы на этом не останавливаемся. Сейчас в городе строится еще 26 велосипедных суперхайвеев, некоторые протяженностью более 20 км, которые помогут жителям пригородов быстрее добираться до центра на велосипеде без светофоров и препятствий», — добавляет мэр Йенсен.

Легко дышать

16812611266_d2ed30be86_z
Вполне реальное соотношение видов транспорта в Копенгагене на этой фотографии

Учитывая все вышеперечисленное, тот факт, что воздух Копенгагена является одним из самых чистых в мире, в принципе, не удивляет. Не приходится сомневаться и в амбициозных планах властей столицы к 2025 году превратить Копенгаген в первый мегаполис мира с нулевыми выбросами углерода в атмосферу. За последнее десятилетие выбросы уже сократились почти на 40%. Среди недавних новостей в тему: транспортное управление закупило и оснастило почти 300 городских автобусов новейшими системами очистки выхлопных паров, которые нейтрализуют до 98% углеродных выбросов. Так, шаг за шагом, город идет к намеченной цели.

Через 10 лет, по расчетам специалистов, Копенгаген сможет полностью перейти на энергоснабжение из возобновляемых источников – мэрия активно реализует множество проектов по развитию солнечной и ветряной энергии, модернизацию домов и квартир так, чтобы максимально сократить потребление энергии и повысить ее КПД. Работа, между тем, предстоит внушительная, ведь в датской столице живет более 540 тыс. человек (без учета пригородов), а к 2025 году, по прогнозам, численность населения вырастет еще на 100 тыс. человек.

Каждому – по парку

Если старые здания приводятся к современным экостандартам с помощью новейших технологий, то новое строительство в Копенгагене уже изначально ведется буквально по требованиям будущего. Например, с 2010 года в городе действует закон, согласно которому все новостройки – от жилых комплексов до офисных зданий или паркингов – должны оснащаться зелеными крышами или зелеными насаждениями на фасадах. Дело, разумеется, не в цвете краски: речь идет о полноценных садах, скверах, газонах и зонах отдыха в минимальной близости от жилых и офисных помещений. Согласно требованию мэрии, каждый житель Копенгагена должен иметь парк в шаговой доступности – в пределах 15 минут ходьбы максимум.

6266375970_b733c1f616_b
Зелень и современная архитектура — модный датский тандем

Еще одна гордость местных экологов – вода. После реконструкции водных каналов вода в гавани столицы настолько чистая, что в ней можно купаться, а порт из непрезентабельного промышленного объекта превратился в полноценную зону отдыха, приятную для глаз. Радуют взор и улицы, на которых нет бесконечных рекламных щитов и растяжек…

Визитная карточка

И еще факт о чистоте. Точнее, об отходах. Только около 2% всех городских отходов Копенгагена попадают на свалку. Мусор, конечно же, сортируется, и примерно 40% отходов сжигается, чтобы полученной энергией отапливать целые районы. Остальное запускается во вторичную переработку.

Несколько лет назад в датской столице прошла акция «Вместе против пищевых отходов»: организаторы бесплатно угощали всех желающих блюдами, приготовленными из продуктов, которые должны были попасть на свалку – естественно, не потому, что испортились, а просто потеряли товарный вид. Акция привлекла внимание общественности к проблеме, и, видя интерес горожан, некоторые предприимчивые бизнесмены даже поспешили открыть такой эко-ресторан Rub&Stub, который работает исключительно на «списанных» продуктах. Поставки осуществляются централизованно: нетоварного вида овощами, товарами с испорченной упаковкой и т.п. с рестораном делятся фермеры, магазины и булочные. За три года своей работы Rub&Stub продал 3,5 тонны еды, предотвратив ее бессмысленную утилизацию на свалке.

Еще одно уникальное эко-заведение открылось этим летом: ресторан Stedsans, появившийся на зеленой крыше одного из офисных центров, совершенно не производит отходов и выращивает многие продукты для своего меню прямо там же, на крыше. По сути Stedsans – это городская мини-ферма, с огородом, теплицами и даже небольшим курятником.

Вообще местная кухня – это, определенно, визитная карточка Копенгагена. Стоит вспомнить хотя бы нордическую кухню знаменитого заведения Noma, бронировать столики в котором нужно за несколько месяцев… Копенгаген по праву признан гастрономическим центром Скандинавии — 12 «мишленовских» звезд на относительно небольшой город. Так что, велосипедисты и гурманы, у вас еще есть сомнения, где провести следующий отпуск?

8760867097_9e94182f4c_z
Блюда в меню Noma зачастую выглядят весьма необычно, например, как этот «нордический кокос»