Книжное депо
Когда-то это было главное ремонтное депо Нидерландской железной дороги. Теперь там, где ремонтировались поезда, стоят книги.
Библиотека города Тилбурга на юге Нидерландов разместилась в этом здании 1932 года постройки, можно сказать, по счастливому случаю. Поначалу город хотел снести всю застройку индустриальной зоны, возникшей вокруг железнодорожной станции, и возвести новый район с нуля. Однако разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис заставил Тилбург оставить здание депо «в живых», чтобы сэкономить бюджет на строительство библиотеки.


Архитекторы, которых пригласили руководить трансформацией здания, поставили себе такую задачу: по максимуму оставить видимыми индустриальные конструкции и сохранить историческую атмосферу. С внушительных стальных колонн высотой 18 метров даже не до конца счистили старую краску: архитекторы хотели, чтобы библиотека напоминала посетителям о почти столетнем возрасте депо, для которого было возведено это здание.

На бывших железнодорожных путях стоят столы, в которых роль основания играют кузовные опоры с колесами, и столы действительно можно перемещать по рельсам. Придумано это было не ради дизайна (хотя столы действительно выглядят эффектно), а для того, чтобы трансформировать пространство в зависимости от роли, которую оно должно сыграть. Например, днем посетители библиотеки работают с книгами, а вечером здесь появляется свободная площадка для перформансов.

Современные библиотеки – это не только книги (или даже не столько книги), и библиотека Тилбурга не стала исключением. В общем пространстве площадью 11 квадратных километров с помощью тканевых экранов и стен символической высоты выгородили уютные залы для лекций и семинаров, выставок и творческих лабораторий. И даже сделали игровую зону для геймеров.
Как утверждает коренная жительница Тилбурга, администратор библиотеки Марике Факелдей, почти у каждого тилбуржца найдется родственник или знакомый, который когда-то работал в этом депо. Поэтому, считает она, библиотека для горожан значит гораздо больше, чем просто место, где можно взять книгу или устроить кинопоказ.
Солодовое творчество
Похожая история произошла и в небольшом портовом городе Эбельтоф на восточном побережье Дании. Только фабрика, построенная в 1861 году и проработавшая до 1998 года, уже разваливалась на глазах.


Когда-то в этом краснокирпичном, характерном для той эпохи комплексе делали из ячменя солод — один из ключевых ингредиентов для приготовления пива. После закрытия фабрики ее корпуса оказались без хозяина и стали ветшать.
Бывшей солодовне уже грозил снос, но вмешались местные жители. Не желая терять часть истории своего города, они собрали средства, заказали архитекторам, инженерам и строителям проект реновации, и у фабрики началась новая жизнь.

Было решено во что бы то ни стало сберечь своеобразие солодовни и ее атмосферу. Поэтому пространство за краснокирпичными стенами сохранило свой выразительный индустриальный акцент и ни на секунду не дает забыть о своем прошлом. Здесь тоже оставили на стенах старые слои краски – и местами из-под них проступает красный кирпич, напоминая о промышленном характере зданий. Частью дизайна стали заботливо отреставрированные элементы фабричного оборудования возрастом полтора столетия.
Бывшая солодовня стала культурным центром с творческими мастерскими. Места хватило всем: библиотеке, музею и архиву, концертному холлу и театральному залу, выставочной галерее, художественным мастерским и даже скейт-площадке. А чтобы отдать дань уважения первоначальной функции фабричного комплекса, в одном из зданий открыли пивной паб и мини-пивоварню.
Фабрика молодежи
В 1903 году Камил Фабра построил в Барселоне текстильное предприятие. Это был известный промышленник, экс-мэр и филантроп (например, благодаря ему на горе Тибидабо в Барселоне построили обсерваторию). Как утверждается в газетной статье того времени, новая фабрика первой в Испании начала производить искусственный шелк и катушки с нитками для швейных машин. Но к началу XXI века она перестала приносить доход и была выставлена на продажу.


Реконструированные бывшие фабрики, цеха или электростанции (все это называется индустриальной архитектурой), как правило, принимают в своих стенах разнообразные культурные объекты – музеи, художественные мастерские, выставочные залы. Нередко в таких зданиях размещаются офисы, куда реже — жилье. И уж совсем никогда – социальное жилье.
Но фабрика в Барселоне стала исключением из этого правила. Муниципалитет вложился в 46 квартир для молодежи: из-за высоких цен на рынке недвижимости аренда все чаще становится не по карману молодым людям.
Двухкомнатные квартиры средней площадью 64 квадратных метра город стал сдавать за 400–500 евро в месяц. По подсчетам муниципалитета, это около 60% среднестатистического дохода молодежи в Барселоне.
С жильцами в бывшей фабрике соседствуют художественные мастерские, репетиционные помещения, столярный коворкинг и небольшой зал, в котором можно играть спектакли или устраивать концерты. Чтобы для всех нашлось место, двухэтажная фабрика стала четырехэтажной. Никаких надстроек, просто высота стен позволила сделать дополнительные уровни.
Индустриальное наследие архитекторы скрывать не стали. Наоборот, выставили напоказ «скелет» здания – например, стальные с заклепками опоры в репетиционном зале. А чтобы смягчить прямолинейность металла и кирпича, сделали дерево одним из ключевых отделочных материалов.
Культовая квартира
И снова жилье для молодых людей, только на этот раз в… бывшей церкви.

В Германии и протестантская, и католическая церкви стали терять паству. Мало прихожан — значит, часть церквей пустует. Пустующие церкви продаются с молотка желающим и начинают новую жизнь, только уже в другом качестве (как, кстати, и в Великобритании; «Европульс» писал об этом несколько лет назад).
Так произошло и с церковью Герхарда Ульхорна в Ганновере. В построенном в 1960-х годах внушительном здании с куполом 21-метровой высоты появилось жилье для сдачи студентам местного университета: от студий в 16 квадратных метров до полноценных квартир площадью 46 «квадратов». Цена вопроса — 300-650 евро в месяц при том, что среднестатистическая комната с общим санузлом в «коммуналке» для студентов обойдется в 400 евро. В «культовом» же жилье у каждого есть своя ванная и туалет.
Переделать единое пространство церкви под такую задачу было непросто; еще сложнее — сохранить геометрию интерьера, а не «нарезать» его порциями разного метража. Тем не менее, архитекторам удалось оставить узнаваемой структуру бывшей церкви: несмотря на то, что ее объем разделили на два этажа, она по-прежнему освещается через окна в двускатной крыше купола.
27 квартир заняли оба этажа основного пространства, а общая кухня разместилась там, где раньше стоял орган. Что касается алтаря, то его оставили в том же виде, в котором он был, и даже сохранили там крест — чтобы полностью не исчезла эта страница истории города.
Вертикальный городской огород
Под Парижем есть особо ничем не примечательный городок Ромэнвиль, а в городке – район социального жилья, построенный еще в 60-х годах прошлого века. «Без дела» остался лишь один обширный участок, который пустовал до недавнего времени.
Когда мэрия спросила жителей района, чего им не хватает, они ответили: рынка с местными овощами и фруктами. Так на месте пустыря появился… не совсем рынок, а целый город-огород, как зовут его местные жители.

Прежде всего, это настоящая ферма прямо посреди города. В ней, как в большой многоярусной теплице на шести этажах (в общей сложности это почти квадратный километр) зреют салат и кабачки, петрушка и тимьян, крыжовник и малина. На спрятанном от глаз подвальном этаже растут грибы шиитаке и салатный цикорий. Все это продается на рынке, который находится на первом этаже. А чтобы все ромэнвильцы могли покупать урожай, муниципалитет компенсирует семьям со сложным материальным положением от 15% до 25% потраченной суммы.
Но замысел к одному огороду с рынком не сводился. Ферму возвели с еще одной целью: просветительской. Поэтому в городе-огороде открылись тематические кружки для школьников, где учат, как сажать и выращивать растения, как выбрасывать поменьше продуктов и как правильно питаться. Чтобы знания были практическими, существует отдельный «педагогический» огород, где можно наблюдать за своими успехами в сельском хозяйстве.

Экологическая тема здесь во всем. В местной столовой подают выращенные на этажах овощи-фрукты в посуде из переработанного картона; ромэнвильцев призывают приносить в местный компостер остатки еды (она станет экологичным удобрением), а в строительстве использовался вторично переработанный бетон.
На обложке: бывшая фабрика в Барселоне Fabra i Coats