Евротренд

Человек vs алгоритмы: что может искусственный интеллект

Джоанна Зелинска, профессор новых медиа и коммуникации колледжа Голдсмитс в Лондоне, — об искусственном интеллекте и том, что он может сделать для искусства, вместо того, чтобы копировать Ван Гога.

Человек приносит хаос

Существует мнение, что только у нас, людей, есть душа, которая способна на созидание. Я не большой сторонник концепции души ни в религиозном, ни в гегелианском смысле (то есть души как единой движущей силы мира). Но я точно знаю, что в отличие от стройных искусственных алгоритмов люди склонны привносить долю хаоса. То есть мы здорово умеем нарушать правила. Иногда это результат нашей глупости, иногда – любопытства.  Но в результате получается та пустота, которую надо заполнить – зачастую так и рождаются новые идеи и технологии.

На фото: Джоанна Зелинска. Фото: Ann Veronica Janssens

Гибридный интеллект

Сегодня в информационном пространстве доминируют (и борются) два противоположных мнения об искусственном интеллекте (ИИ). Одни считают, что это панацея — придут машины, начнут работать за нас, а мы будем за ними наблюдать и заниматься более полезными и приятными делами. Другие, наоборот, видят в искусственном интеллекте величайшую угрозу нашего времени. Мне кажется, и те, и другие задают не те вопросы. По-моему, надо думать не о том, как научить искусственный интеллект делать то же самое, что умеем делать мы (или предотвратить это). Важно создать условия, чтобы человек и искусственный интеллект работали вместе и создавали что-то принципиально новое.

Зачем искусству ИИ

Произведение искусства никогда не имеет ценности само по себе – оно всегда ценно потому, что его создали в определенной культурной среде. Поэтому мне не нравятся такие эксперименты, когда нейронную сеть обучают рисовать в манере Ван Гога или Пикассо, или писать музыку в стиле мастеров барокко, а потом спрашивают у экспертов, подлинное это произведение или нет. Роль искусственного интеллекта в искусстве – создавать новые связи и ставить новые вопросы.

Кто зависим от алгоритмов?

Людей и машины часто противопоставляют, потому что человек действует по своей воле, а для робота существуют четкие программы. Но, если присмотреться, оказывается, что и действия людей во многом алгоритмизированы. Однажды я наблюдала за работой суда присяжных, и это очень яркий пример такого алгоритма: все участники следуют жесткой процедуре. Более того, когда присяжные приводят аргументы, они всегда используют стандартные клише из одного набора. Ни о какой креативности там говорить не приходится.

Так же выглядят и некоторые литературные произведения (в основном детективы и любовные романы): возникает ощущение, что многие из них написаны роботами. Сюжеты следуют по одной и той же дуге, герои похожи, развязка тоже одинаковая.

Искусственный интеллект вторгается в личное пространство…

В качестве эксперимента я около двух лет я везде носила на шее миниатюрную фотокамеру, которая была запрограммирована делать снимки. Что именно снимать – камера «решала» сама. В результате у меня оказалось огромное количество фотографий – людей, мест, предметов. Пересматривать эти фото – как проживать жизнь заново.

Это еще одна из особенностей нового времени – вам предлагают пережить свою жизнь (а иногда и не только свою) сколь угодно много раз. Это уже стало товаром на рынке.

Например, Google недавно выпустил свою умную камеру Google Clips (похожую на ту, что носила я), которую компания позиционирует как средство запечатлеть важные моменты жизни близких, когда вас нет рядом. Например, первые шаги ребенка. С одной стороны, это действительно помогает оставаться на связи, но с другой – вы все время должны быть начеку, все время готовы к тому, что вас снимают.

Звучит как претензия на ваше личное пространство? Как ни странно, когда я ходила с камерой, которая записывала все, что я вижу, никто не попросил меня прекратить или не снимать его. Я всегда объясняла людям, что я делаю, особенно если появлялась в публичных местах, например, если читала лекции. Людям было интересно, многие даже специально позировали.

… но молодое поколение не против

Молодое поколение — например, мои студенты — не воспринимает эти технологии как нечто из ряда вон выходящее и не считает технологии распознавания лиц или чат-ботов тем самым искусственным интеллектом, который несет потенциальную угрозу. Они как молодые рыбы в одной притче. Плывут две молодые рыбы, навстречу им рыба постарше. «Как сегодня водичка?» — приветствует их старая рыба. – «Какая водичка?» — удивленно переглядываются молодые.

Сейчас будет интересно проследить за обсуждением разных специалистов: писателей, философов, которые смогут посмотреть на систему снаружи и понять, что же такое вода, то есть цифровая реальность, в которой мы живем.



«Европульс» благодарит Британский Совет за помощь в проведении интервью.

Читайте также

Зачем роботу быть похожим на человека?

Евротренд