Торговать краденными предметами искусства просто. Во всяком случае – проще, чем наркотиками или оружием. Прибыль на этом рынке колоссальна, а сам рынок – огромен, особенно в последние десятилетия, когда со стороны коллекционеров, инвесторов и музеев вырос спрос на искусство.
Только в одном 2020 году Интерпол насчитал более 850 000 краденных произведений искусства, изъятых полицией по всему миру. Больше половины из них были найдены в Европе. И учитывая, что это только те преступления, которые удалось раскрыть, реальный масштаб торговли культурными товарами, вероятно, намного больше, пишет Еврокомиссия в Плане действий ЕС по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей.
Технологии для защиты культурных ценностей
Обнаружить «липовый» провенанс картины или статуэтки сложно. Не проще и идентифицировать их и установить правовой статус. Во-первых, в отличие от оружия или наркотиков, для этого требуются специфические знания. Во-вторых, если артефакты не зарегистрированы ни в одном каталоге (что чаще всего происходит, если они были украдены на археологических раскопках или в горячих точках), то отследить их до того, как они будут проданы, очень трудно.
Наконец, арт-рынок – удобное «место» для того, чтобы совершать преступления. В интернете на условиях полной анонимности одним щелчком мыши можно купить статуэтку доколумбовой эпохи или древнегреческие монеты. Старинная дверь ливанского кедра, церковные колокола, плитка времен царя Навуходоносора – всего несколько примеров того, что продавалось на Ebay.
Во время эпидемии COVID-19, когда пришлось развивать онлайн-каналы торговли, преступники начали продавать артефакты даже в соцсетях – например, в Фейсбуке.
Чтобы вернуть произведение искусства законным владельцам, нужно многое. Расследования требуют специальных знаний в этой области и участия множества разнообразных органов власти (полиции, таможни, пограничной службы, министерства культуры и судебных органов), часто с участием различных юрисдикций из-за трансграничного масштаба многих дел.
И без технологий здесь никуда. Это и программное обеспечение для каталогов украденных артефактов, и воздушное наблюдение с помощью дронов для защиты культурных ценностей (например, на раскопках), и инструменты онлайн-расследования — в том числе основанные на искусственном интеллекте (ИИ). Так, с помощью ИИ можно непрерывно сканировать интернет для поиска изображений или других «следов» украденных произведений искусства, которые были выставлены на продажу. Есть и приложения, которыми пользуются полицейские: так, можно сфотографировать обнаруженный артефакт и по фотографии проверить, не числится ли он в розыске.
Три проекта, которые обещают сделать поиск украденного эффективнее, а защиту артефактов надежнее, запустили сейчас в Евросоюзе.
К работе привлечены специалисты из технических университетов и лабораторий, эксперты, представители музеев, а также полиция и таможенные службы. Команды всех трех проектов внимательно следят за успехами друг друга и участвуют в совместных мероприятиях. Цели у проектов общие, однако конкретные задачи несколько разнятся.
Маркировка артефактов по типу цифрового отпечатка
Команда проекта AURORA работает над созданием маркировки артефактов по типу цифрового отпечатка.
Подход в принципе не нов, многие музеи помечают экспонаты секретными кодами, надеясь таким образом избежать опасности потерять их навсегда в случае кражи. Однако единой системы музейных кодов не существует, их нельзя распознать где-то, кроме данного музея, а значит, культурные ценности не получится отследить в случае кражи.
Мародерство, подделка, контрабанда ценностей — все это само по себе настоящее бедствие для мирового наследия. Однако есть еще одна угроза для украденных или фальсифицированных произведений искусства: они буквально теряют себя. Перемещаясь подпольными каналами, они могут полностью утратить идентификацию — сведения о своем происхождении, судьбе, исторической подоплеке и культурной традиции, к которой принадлежат, о реальной стоимости. Теряется смысл подлинности, аутентичности, и даже попав в руки к эксперту в конце концов, произведение искусства рискует получить ложное заключение и липовый провенанс. Без специальной маркировки его культурное «сиротство» становится практически необратимым.
AURORA хочет восполнить этот пробел.
Блокчейн для защиты культурных ценностей
Представитель одного из участников проекта, Венгерского национального музея, доктор Луиза Варга утверждает, что разрабатываемая специалистами AURORA новая маркировка (для которой используют миниатюрные цифровые устройства и «облачные» технологии), эффективна, безопасна, невидима невооруженному глазу. Но главное — она надежна, потому что распознается системой-блокчейном.
Блокчейн — не уникальная технология, она уже применяется для создания защищенных баз данных во всем мире, поскольку сводит риск воровства данных к нулю. Это что-то вроде непрерывной цепочки информационных блоков, которая одновременно хранится на множестве компьютеров, при этом подделать или удалить их невозможно. Специалисты приходят к выводу, что только с применением блокчейна можно достичь максимальной прозрачности и достоверности информации о культурных предметах, что является и защитой от подделок.
Правда, внедрение блокчейна в культурной сфере происходит не так легко и быстро, как хотелось бы: сложно бывает обеспечить достоверность данных об объекте или определить права собственности. А ведь каждый тип произведений искусства — картины, статуи, археологические находки и древние артефакты, инкунабулы и оружие, утварь и драгоценности — имеет свои особенности, требующие специальных исследований и тестов. Не хватает информации по тысячам культурным объектам, отсутствует единая система идентификации, далеко не всегда специалисты из сферы культуры готовы идти на сотрудничество и предоставлять запрашиваемые данные — вот лишь небольшой перечень типичных проблем.
Цифра vs культура: какие здесь есть препятствия
Новизна технологий, которые использует AURORA, непривычна для культурной сферы. Музейные работники, искусствоведы, галерейщики и эксперты в области искусства — не те люди, которые отлично разбираются в цифровых нюансах. Они либо не понимают их, либо не хотят вникать, либо сомневаются в их безопасности, ведь существуют определенные требования к хранению предметов искусства и пользованию ими.
Существуют, к примеру, виртуальные туры и онлайн-музеи, которые дают возможность пользователям со всего мира знакомиться с коллекциями, не выходя из дома, внутренние системы штрих-кодирования, позволяющие отслеживать местонахождение экспонатов на складах и вести электронный учет движения предметов, специализированные боксы и контейнеры для защиты картин или драгоценных изделий от пыли, света, насекомых и механических повреждений. И нужно свести воедино эти различные, обычно не связанные между собой технологии, каждая из которых имеет свои ограничения и возможности.
Вот почему приходится решать параллельно еще одну задачу: необходимы посредники между технической стороной и культурной. Сегодня мир меняется и развивается так стремительно, что просто необходимо одновременно с внедрением передовой цифры заниматься просвещением работников культуры, создавать информационный мост между «технарями» и «культурологами». В идеале — прекратить демонизацию новейших цифровых разработок и сделать их доступными без дорогостоящего оборудования или долгого обучения. Правда, пока только предстоит понять и решить, как лучше все это осуществить. Работы невпроворот! Но это как раз тот самый случай, когда, вложив огромные усилия и время в создание ресурса, можно получить результат на долгие годы.
Список украденного в мобильном приложении
Проект ANCHISE посвящен созданию и тестированию нового приложения — набора инструментов для проверки культурных ценностей на таможенном контроле. Технологии приложения включают 3D-фотограмметрию (процесс воссоздания объекта для изготовления его точной 3D-модели), спектрально-флуоресцентный анализ для аутентификации объектов и, конечно, искусственный интеллект.
Проект работает с экспонатами из «красных списков» Международного совета музеев (ICOM). В списки заносятся культурные ценности, которые могли быть вывезены мародерами из горячих точек планеты (такие как Афганистан, Сирия, Венесуэла, Мали, Эквадор, Йемен и другие), и которые подлежат конфискации властями. Цель таких списков — привлечь внимание сотрудников таможенных органов, полицейских, владельцев художественных салонов и потенциальных покупателей. В приложении ANCHISE также будут значиться лучшие эксперты, с которыми можно связаться по этому вопросу.
«Красные списки» сегодня актуальны как никогда в связи с происходящими в мире политическими пертурбациями и войнами. Так, волнения на Ближнем Востоке усугубили мародерство, буквально разграбление национального достояния Йемена, Сирии, Афганистана, и контрафакт хлынул на рынок.
Исследователи из ANCHISE совместно с участниками проекта ENIGMA решают еще одну задачу — разрабатывают способы защиты от мародеров археологических памятников. Необходимы инструменты для мониторинга объектов — в первую очередь, в зонах конфликтов — с помощью дистанционного зондирования: например, съемки дронами или спутниками.
Найти артефакт или… восстановить его
Эффективным оказался такой подход: с использованием оптических и радиолокационных данных отслеживаются изменения объекта культуры на постоянно обрабатываемых спутниковых изображениях. Получив информацию, можно оповещать полицию о незаконных действиях вроде раскопок в любой точке планеты. А точность обнаружения малейших изменений в объекте обеспечивает ИИ, поэтому никакой ложной тревоги.
Этим и занимается проект ENIGMA. А кроме того, он учит искусственный интеллект непрерывно искать и находить в Интернете изображения и информацию о культурных и исторических объектах, которые подергаются риску быть разграбленными или уничтоженными.
Попутно идет тестирование инструмента для поиска награбленных культурных ценностей в базах данных Международного совета музеев (ICOM) и полиции.
Но это еще не все задачи проекта. Спасение предметов искусства подразумевает не только поиски украденного или попытки предотвратить мародерство. Нередко произведения искусства оказываются повреждены или даже уничтожены. Реконструкция по частичной информации — вот что предлагает ENIGMA.
Происходит это так: предмет «собирается» в 3D-формате по фотографиям или рисункам, включая фрагментарные, а затем ИИ анализирует 3D-форму и пытается смоделировать геометрию и структуру всех объемов предмета для его аккуратного восстановления
Детальность готовых изображений достигает нескольких сотых миллиметра, и при этом технология позволяет снимать отдельные слои для правильного построения объема. В буквальном смысле можно воссоздать статую, от которой сохранилась едва ли треть, или восстановить вазу из черепка.
Как будто в мире никогда и не было ни грабителей, ни горячих точек, ни «черных археологов».
На фото: плакат выставки «L’image volée» в Фонде Прада. Полицейский передает упакованные рамы украденных картин коллеге у входа в Парижский музей современного искусства после кражи пяти картин 20 мая 2010 года. По оценкам прокуратуры, вор-одиночка украл пять картин общей стоимостью 500 миллионов евро, включая работы Пикассо и Матисса.