На сайте проекта собраны фото и видео быта жителей разных стран с разным достатком. Так, участники (в основном семьи) показывают, как (и чем) они чистят зубы, где спят и на чем добираются на работу — всего около 200 категорий.
По концепции проекта все участники живут на одной очень длинной улице, а их «адрес» зависит от уровня потребления: сколько в среднем тратит один взрослый член семьи в месяц (по его словам). При расчете учитывается уровень цен в стране и то, ведет ли семья натуральное хозяйство.
В результате Dollar Street дает возможность сравнить, как устроен быт в семьях, которые живут, скажем, на 1000 долларов в месяц, в Румынии, России и Сиднее.
— Анна, почему вы создали этот проект?
— Одна из главных причин, почему меня так привлекали фотосвидетельства (и создание Dollar Street), была в том, что я довольно мало путешествовала и хотела получить представление о том, как живут люди в других странах. В СМИ мы видим исключения из правил «нормальной жизни»: протесты, недосягаемую жизнь богачей, чрезвычайные ситуации и их последствия, экстраординарных людей…
Большинство туристов специально едет в такие места, где можно прикоснуться к чему-то экзотическому, фантастическому или красивому, а вот повседневную жизнь они практически не наблюдают. Тем не менее, возвращаясь домой, они рассказывают о том, «как живут люди» в стране, которую они посетили, хотя их представление очень однобокое… Чтобы понять, какова настоящая жизнь в других странах, нужно забыть как пугающие новостные репортажи, так и свой личный опыт в экзотических поездках. Я хотела, чтобы Dollar Street стал такой стартовой точкой, от которой могут отталкиваться те, кто хочет понять повседневную жизнь людей со всего света.
— Что было для вас самым важным открытием, которое вы сделали благодаря проекту Dollar Street?
— Самый удивительный для меня инсайт от проекта Dollar Street состоит в том, что у людей одного достатка дома очень похожи, вне зависимости от того, где они живут, какую религию исповедуют и к какой культуре принадлежат. Мы видим сходства среди людей с одинаковым достатком из разных стран и огромные вариации внутри стран в зависимости от достатка семьи. Таким образом, у нас часто больше общего с людьми из других стран с тем же уровнем потребления, чем с нашими согражданами, если они тратят больше или меньше нашего.
На самом деле примерно это мы и надеялись обнаружить, когда запускали проект. Но пока ты не соберешь материал, ты не можешь быть уверен в выводах.
Интересно посмотреть, как люди отвечали на вопрос, что они мечтают купить в будущем и как эти мечты варьируются от одной семьи к другой. Часто это требует больших накоплений — например, для покупки машины или возможности отправить детей учиться в университет.
А когда смотришь на любимые вещи в разных домах, легко выделить несколько типов подходов. Иногда люди больше всего ценят устройства, которые делают жизнь проще (как правило, технику), а иногда это вещь, связанная с приятными воспоминаниями, вроде свадебных фотографий.
Еще из интересного лично для меня — замок на входной двери. Это ключ к приватности. Попробуйте представить себе жизнь без места, где вы можете чувствовать себя в безопасности и хранить свои вещи.
— Как в дальнейшем будет развиваться Dollar Street?
— Раньше мы только сотрудничали с фотографами, которые приезжали к семьям и снимали все на месте, но со временем мы разработали инструкцию и теперь принимаем материалы (фото, видео и небольшая анкета — Прим. «Европульса») напрямую от волонтеров, либо привлекаем фотографов и копирайтеров в разных странах.
Но в последние годы наш фокус сместился. Теперь нас интересуют замеры знаний людей о мире вокруг них — соответствуют ли действительности их представление? Сейчас мы разрабатываем курсы на основе всего этого. Готовим бесплатные образовательные материалы на разных уровнях. Так что Dollar Street, конечно, важен, но скорее как концепция и источник материалов для более масштабной истории.