16.03.2018

На велосипеде по Европе в поисках инфраструктуры: история активистов на бамбуковом тандеме

Он из Австрии, она из Польши: Ева и Роланд Клосс познакомились в Вене в университете и поняли, что у них одна любовь на двоих – велосипеды.

Вскоре они создали организацию Crossover, чтобы объединять городские инициативы по развитию велодвижения, и задумали уникальную акцию: проехать по странам Центральной, Восточной и Северной Европы на самодельном тандеме из бамбука (так экологичнее) и встретиться с велоактивистами и мэрами городов, чтобы рассказать про пользу велосипедов.

На велосипеде через границы

Роланд: Мы специально начали со сложного отрезка пути – с Восточной Европы. Выехали из Вены, отправились к югу через Венгрию и Румынию к Черному морю, потом проехали по территории Украины, Молдовы, Польши, Беларуси, Латвии, Литвы и Эстонии. На пароме добрались до Стокгольма – и тут началась другая часть нашего маршрута – мы попали в «велосипедный рай».

В Стокгольме мимо нас проезжало по 110 велосипедистов за минуту — столько мы насчитали. Из Швеции мы отправились в Данию, затем в Германию и Чехию и, наконец, вернулись в Австрию. Всего наш маршрут составил около 6 тысяч километров.

Проехав его на велосипеде, мы сэкономили около 1,5 тонны выбросов углеводородов по сравнению с аналогичной поездкой на машине.

Тандем на всю жизнь

Ева: Вернувшись в Вену после 6 месяцев путешествия, мы решили, что не хотим ломать наш тандем. Так что теперь наш тандем на всю жизнь.

Роланд: Специально для путешествия мы сами сделали тандем из бамбука — он экологичней обычного, ведь мы использовали гораздо меньше «грязных» материалов (в первую очередь, металла). К тому же бамбуковый корпус легче и гибче, чем любой металлический.

Почему тандем? Потому что с ним было проще выяснить, насколько удобна городская велоинфраструктура. Если на тандеме ехать комфортно и маневрировать не страшно, то и на обычном велосипеде все будет хорошо.



Ева: С непривычки на тандеме ездить сложнее, чем на обычном велосипеде. Когда я впервые села на тандем, я чуть было не отказалась от нашей поездки. Но когда привыкаешь, становится очень комфортно.

Ты должен очень хорошо чувствовать партнера и понимать, что он хочет. Тот, кто сидит сзади, тоже участвует в поворотах, например – помогая своим весом. А на ровной дороге, наоборот, он может расслабиться или снять видео на телефон.

11 тысяч километров по Европе на мотоцикле за 23 дня: личный опыт

Цель – Восточная Европа

Роланд: Мы сами из стран Центральной Европы, в наших родных городах велодвижение еще не очень развито. В моей родной Вене только 7% поездок совершается на велосипедах, на личных автомобилях – 28%, и эти личные автомобили занимают 80% пространства дорог.

Ева: Велосипедная инфраструктура гораздо лучше развита в Западной Европе, но в Восточной Европе уже очень много организаций и активистов, которые хотят ездить на велосипеде. К сожалению, уровень смертности среди велосипедистов тут до сих пор в несколько раз выше, чем в западноевропейских странах.

Поэтому мы решили познакомиться с велоактивистами из Восточной Европы, поделиться своим опытом и, может быть, в чем-то помочь. А еще нам было важно встречаться с представителями городских администраций и показывать им, как выгодно развивать велосипедную инфраструктуру в городах.

Роланд: Мы всегда задавали мэрам городов два вопроса: как сегодня обстоят дела с велосипедистами в вашем городе и есть ли у вас план развития велосипедного движения.

Велосипедная инфраструктура «для галочки»

Роланд: Проблема, с которой мы больше всего сталкивались в путешествии по восточноевропейским городам, – это видимость велосипедной инфраструктуры, которая явно была сделана «для галочки».

Например, в городах были станции велошеринга, но совсем не было инфраструктуры для велосипедистов. Или разметка была неудобная, развороты невыполнимые на велосипеде. В Кишиневе, столице Молдовы, разметка велодорожек была проведена прямо по ступенькам. А город очень холмистый, и нам постоянно приходилось слезать с тандема, чтобы нести его вверх или вниз по лестницам.

Во время путешествия мы предлагали устроить велопрогулку всем мэрам городов, в которых останавливались, их заместителям, да и просто желающим. С нами прокатилось 30 мэров или их замов из 10 стран. 5 человек предпочли свои велосипеды, а на тандеме ехали мы с Евой.

Ева: В белорусском городе Гродно мы обнаружили, что велосипедистам запрещено ездить по проезжей части – можно только по тротуарам. Пришлось нам возить мэра на тандеме тоже по тротуарам. Потом мы выяснили, что через неделю после того, как мы уехали, мэр два часа ездил на велосипеде по городу с активистами, а потом обсуждал с ними, как улучшить ситуацию.

 

Куда ведут велосипедные дороги

Роланд: Отдельная история была с тем, как добраться от одного города до другого. Сложнее всего нам пришлось в Румынии. Там не было никакой велосипедной инфраструктуры между городами, и было очень много машин. В Украине было проще – там тоже не было велодорожек, но и движение было менее плотное. Единственные две страны Восточной Европы, где мы периодически находили велосипедные дороги между городами – это Польша и Венгрия.

Есть проект Евросоюза по строительству велосипедной инфраструктуры между городами – треки EuroVelo, они нам тоже попадались, но пока они незаконченные. Однажды в Латвии мы ехали по незаконченной трассе EuroVelo 13. В какой-то момент мы совсем потерялись в лесу, и вдруг вышли на берег реки к очень красивому мосту для пешеходов и велосипедистов. Жаль, что ни до, ни после него дорожки пока не было – ждем 2020 года, когда EuroVelo 13 закончат.

Зато в Швеции и Дании всегда и везде были велосипедные дорожки. Есть на кого равняться!

Ева: После Северной Европы мы значительно ускорились – в Дании и Германии уже была отличная велосипедная инфраструктура. Мы все равно встречались с мэрами и активистами, но чувствовалось, что для них такие встречи не в диковинку. В этих странах очень много разных велосипедных инициатив, общественных организаций и активистов – не революционеров, как в Восточной Европе, а профессионалов.


«Европульс» благодарит VI международный зимний Велоконгрессе в Москве за помощь в организации интервью.

logo