Евротренд

Почему жить экологично сложнее, чем кажется: опыт европейцев

«Зеленый» образ жизни, не вредящий окружающей среде, вошел в моду – и на этом стараются заработать недобросовестные производители, зачастую вводящие покупателей в обман насчет истинной экологичности своих товаров и услуг. Где потребители в Европе находят подвох и что со всем этим делать, «Европульс» спросил у немецкой журналистки Катрин Хартманн, автора книги «Конец сказки: как индустрия захватывает здоровый и экологический стиль жизни».

Гринвошинг – «зеленое» промывание мозгов

Слово «Гринвошинг» получилось из brainwashing, что переводится с английского как «промывание мозгов», и green — «зеленый». Это уловки, к которым прибегают компании, чтобы повысить «экологичную» привлекательность своего бренда. Такой недобросовестный маркетинг превозносит экологичность компании или продукта в то время, как на самом деле он ничем не отличается от «неэкологичных» аналогов.

Это может быть игра слов на этикетке, которая ничего не значит, но хорошо воспринимается покупателями. Например, «Соль без вредных ГМО»: соль – это минерал, в ней нет ДНК и она в принципе не может содержать генно-модифицированные организмы.

А иногда это откровенное вранье. К таким относятся, заявления авиакомпаний, что путешествие на самолете меньше вредит окружающей среде, чем поездка на гибридном автомобиле (который работает и на электричестве, и на бензине). На самом деле даже обычный автомобиль в длинных поездках (от 500 километров) выбрасывает на 20% — 25% меньше парниковых газов, чем приходится на каждого пассажира самолета.

Каким бывает гринвошинг

Гринвошинг есть двух типов – направленный на потребителей и направленный на политиков, говорит Катрин Хартманн, которая последние 10 лет занимается проблемой гринвошинга.

— Самый распространенный – это когда компании пытаются выглядеть более «зелеными» в глазах потребителей, — объясняет Катрин. – Чаще всего это большие компании, которые получают огромные прибыли за счет дешевых массовых продуктов. Они не готовы терять рынок, поэтому всячески пускают пыль в глаза покупателей. И это работает, потому что покупателям гораздо легче поверить в эту «зеленую ложь», чем изменить свои привычки.

Такой гринвошинг дает ложную надежду: вы можете не менять свои привычки и при этом заботиться о природе. Все, что для этого нужно, – покупать не простые товары, а экологичные. На самом же деле в лучшем случае вы меняете шило на мыло, а в худшем – наносите природе еще больший ущерб.

— В современной системе от гринвошинга не застрахован никто, даже сознательные покупатели, — уверена Катрин.

К примеру, приверженцам веганства, которые из-за заботы об экологии отказываются от всех продуктах животного происхождения, стали предлагать «растительное молоко». Но изготовление одного из самых популярных видов растительного молока – миндального – наносит окружающей среде куда больший вред, чем производство обычного. Чтобы получить всего 100 миллилитров миндального молока, требуется примерно 100 литров воды. А учитывая, что миндаль растет в довольно засушливых странах и обрабатывать орехи лучше всего на месте, производство такого молока больно бьет по экосистемам.

Второй тип гринвошинга – это когда компании убеждают власти в том, что дополнительные законы и ограничения, связанные с экологией, вводить не нужно: мол, сами компании знают о ситуации и готовы принимать решительные меры. Но как только контроль ослабевает, они жертвуют экологией ради прибыли.

Гринвошинг на полке супермаркета

Один из самых показательных примеров гринвошинга в Германии – история с пальмовым маслом.

— Это началось около пяти лет назад, когда власти ЕС обязали производителей продуктов указывать, какое именно масло они используют, — рассказывает Катрин. – Раньше на всех упаковках значилось просто «растительное масло».

Но растительные масла бывают разными.

— Пальмовое масло используют международные продуктовые корпорации, потому что оно им очень дешево обходится. А его низкая стоимость достигается за счет нещадной эксплуатации природы экваториальных стран, а заодно и их жителей. Пальмовые плантации – это огромные территории, засаженные только одним растением – пальмами. Это очень плохо для экосистемы, природные сообщества разрушаются до основания, — поясняет Катрин. – Еще одна проблема в том, как при этом обходятся с местными жителями. Во-первых, их часто просто прогоняют с их земли без какого-либо возмещения ущерба, во-вторых, заставляют работать в нечеловечески тяжелых условиях и очень мало платят за это.

Такое положение дел немцам не понравилось – о том, как производится пальмовое масло, знали многие, вспоминает Катрин. Но скоро в магазинах появились продукты на «экологичном» пальмовом масле – по крайней мере, так утверждали их этикетки. Покупатели успокоились и вернулись к своей обычной продуктовой корзине, тем более что пальмовое масло есть в доброй половине всех продуктов в супермаркетах Германии и других европейских стран.

— Работая над фильмом «Зеленая ложь», мы пытались выяснить, существует ли экологичное пальмовое масло, — рассказывает Катрин. Мы побывали на разных плантациях, но никаких особых отличий между экологичным и неэкологичным маслом не нашли. В идеальном мире продукты с такими ингредиентами вообще не должны попадать в продажу. Пока что европейцы могут только узнать, где пальмовое масло содержится, и не покупать такие продукты.

«Зеленой» ложью грешат не только производители продуктов питания. Сейчас экологичными хотят выглядеть производители одежды, бытовой химии и других товаров, но не стоит с ходу верить их «зеленым» этикеткам.

— Гринвошинга больше всего в супермаркетах, среди недорогих товаров. Большим международным компаниям довольно легко придумать свой экологичный знак на этикетке и уйти от необходимости что-то действительно менять. Поэтому тем, кто хочет избежать гринвошинга, я бы посоветовала покупать товары у местных производителей: у них меньше возможностей сильно навредить природе, к тому же они полностью на виду у властей своей страны.

Как в Евросоюзе делают законы экологичными и как компании пытаются их обойти

Фактически единственный способ в корне изменить ситуацию – это поменять правила игры, то есть законодательство. Евросоюз – один из мировых лидеров в этой сфере.

Например, помимо того самого закона, который вынудил производителей указывать присутствие пальмового масла в составе своего продукта, есть немало других инициатив в сфере сельского хозяйства. Сейчас Европейский союз разрабатывает единую маркировку органических продуктов и вырабатывает соответствующие требования. До сих пор единые стандарты уже были в некоторых странах ЕС (например, в Дании), но в основном компании сами создавали критерии своего органического лейбла и зачастую замалчивали неудобные подробности.

Уже сейчас европейские фермеры, даже если они не претендуют на статус органических, обязаны выращивать свои фрукты, овощи и злаки только с определенными удобрениями и пестицидами – которые меньше вредят окружающей природе. Этот список постоянно обновляется.

Еще одно очень важное направление работы связано с улучшением качества воздуха. По данным Еврокомиссии, 25% вредных выбросов в Европе приходится на транспорт, а в городах эта доля может превышать 50%. Поэтому Евросоюз решительно взялся за «озеленение» транспорта, что не могло не сказаться на производителях автомобилей.

Сначала компании пытались перехитрить систему. В 2015 году в Европе стали появляться автомобили на «чистом дизеле». Через два года оказалось, что новый мотор выбрасывает ничуть не меньше вредных веществ, чем старый, а его испытания проводились неправильно – оттуда и «радостные» показатели. В результате уже в 2017 году тесты для новых автомобилей ужесточили и и обновили европейские стандарты качества воздуха, зафиксировав их в документе ЕU Air Quality Directives.

Как европейцы сами борются с гринвошингом

— Главное, что всем людям надо понять для борьбы с гринвошингом, – это что мы не только потребители, — уверена Катрин. – Мы можем не только принимать личные решения о покупках: мы можем объединиться и влиять на систему. Потому что в современном мире у компаний слишком много возможностей пудрить нам мозги. Сообщества могут гораздо больше противопоставить обществу потребления и гринвошингу, чем человек в одиночку, и этим надо пользоваться.

С 2011 года, когда произошла трагедия на атомной электростанции Фукусима в Японии, в Германии решили отказаться от атомной энергетики, а образовавшийся недостаток энергии восполнить за счет угля. Внезапное ухудшение качества воздуха и воды (у некоторых жителей угледобывающих районов из крана периодически начала течь черная вода) заставило немцев сплотиться и бороться за свои права.

Жители выходили на демонстрации, НКО писали петиции – за несколько лет к борьбе за экологию присоединились сотни людей и множество самых разных объединений от соседских общин до церковных организаций. В результате в 2018 году в Германии торжественно закрылась последняя шахта. И хоть уголь еще кое-где используется, он вряд ли долго протянет, считает Катрин. За эти годы в Германии появились и окрепли компании по производству энергии из возобновляемых источников, и в первой половине 2018 года 42% энергии в Германии производили именно они.

Но не стоит расстраиваться, если душа не лежит к активным протестам.

Зарождающаяся экономика совместного потребления может быть уверенным ответом гринвошингу.

— Вместо того, чтобы идти на поводу у моды и каждый сезон закупать новую одежду, многие европейцы устраивают специальные вечеринки. На такой вечеринке надоевшую кофточку можно поменять на кардиган подруги, который на вас смотрится гораздо лучше, чем на ней.

А вместо того, чтобы покупать новые гаджеты или утварь, можно чинить старые – в Германии и других европейских странах появляются стихийные мастерские, где соседи могут поделиться опытом по починке порванного провода зарядки для телефона или разбитой чашки, а изобретатели придумывают новые материалы, с которыми ремонт сделать может любой человек.

Даже в вопросе покупки продуктов сообщества помогают. В разных европейских странах создаются объединения фермерских рынков, где покупатели могут заглянуть в глаза человеку, который вырастил ту самую морковку и испек тот самый хлеб, которые они собираются купить. Своего «личного поставщика» можно найти и не выходя из дома – на специальных платформах для прямых заказов, где фермеры и отмечают, куда они могут доставить свою продукцию.

Словом, победить гринвошинг вполне возможно. И хоть для этого действительно придется изменить свои привычки, это изменения будут не напрасными.

Интервью с Катрин Хартманн прошло в рамках фестиваля EcoCup. «Европульс» благодарит за помощь организаторов фестиваля и Гете-Институт в Москве.