Евротренд

Пора и честь знать: почему в Европе вынуждены бороться с массовым наплывом туристов и как это делают

В 2017 году термин «овертуризм» замелькал в научных статьях и в публичном пространстве. Так называется проблема тех стран, которые пользуются настолько большим спросом у путешественников, что из блага он превращается в зло. «Европульс» выяснил, как в Европе ищут баланс между гостеприимством и благополучием местных жителей и экосистем.

По данным Всемирной туристской организации, до пандемии COVID-19 количество иностранных туристов в Европе в течение пяти лет росло рекордными темпами — по 7% в год (в 2019 году Европа приняла гостей 1,3 миллиона раз). Ожидается, что к 2025 году объем европейского туризма вернется к доковидному уровню и продолжит свой рост.

Почему много туристов — это плохо?

Первые в мире выступления против массового туризма появились задолго до термина «овертуризм». Еще в середине 1990-х годов волна протестов прокатилась по городам Испании, Франции, Мальты и Италии. В предковидные годы такие выступления стали практически обыденностью в Барселоне, Майорке, Венеции и других туристических точках притяжения.

Европейская комиссия по туризму определяет этот феномен как ситуацию, когда влияние туризма (самих туристов и подстраивание местной инфраструктуры под их нужды) мешает функционировать местным сообществам.

Эти сбои проявляются по-разному.

Во-первых, туристически привлекательные районы оказываются в распоряжении туристов, а не местных жителей. От вечной толчеи и шума отдыхающих местные жители начинают испытывать психологический дискомфорт и стресс.

Наиболее перегруженные туристами города Европы

  1. Дубровник, Хорватия (на 1 жителя приходится 36 туристов)
  2. Венеция, Италия (21)
  3. Брюгге, Бельгия (21)
  4. Родос, Греция (21)
  5. Рейкьявик, Исландия (16)
  6. Флоренция, Италия (13)
  7. Ираклион, Греция (13)
  8. Амстердам, Нидерланды (12)
  9. Дублин, Ирландия (11)
  10. Таллин, Эстония (10)

Во-вторых, в центре популярных у туристов городов жителям приходится бороться за общественные пространства – например, за досуговые центры для пожилых людей или молодежи. Для девелоперов гораздо выгоднее отдать это место ресторану или сувенирному магазину. Если городские власти идут на поводу у предпринимателей, жители могут реагировать весьма бурно.

В-третьих, из-за ориентированности предпринимателей на туристов растут цены, в том числе на аренду недвижимости. Страдают не только жители, но и экономическая активность в городе – стоимость сдачи офисных площадей тоже растет.

В-четвертых, дополнительная световая, шумовая и «мусорная» нагрузка держит в напряжении целые экосистемы. Даже безобидные на первый взгляд туристические развлечения могут таить опасность для местных флоры и фауны. Так, в 2019 году биологи с Тенерифе (Испания) забили тревогу из-за модного увлечения – туристы стали строить на пляже башенки из гальки и выкладывать фото построек в Instagram. В норме нижняя часть камня обрастает микроскопическими водорослями, которые становятся первой ступенью местной пищевой цепочки. Если камни постоянно поднимать, водоросли погибают и обрекают на голод рачков, рыб и рептилий.

Согласно исследованию комитета Европарламента по транспорту и туризму, в Европе овертуризм чаще затрагивает природные места отдыха (например, побережья и острова), а не большие города. И страдает в основном именно окружающая среда, хотя в прессе по понятным причинам больше внимания уделяется проблемам людей.

Почему возникает овертуризм?

Первые исследования о влиянии туристов на местные сообщества появились еще в последней четверти ХХ века. Так, в 1975 году профессор экономики из Йоркского университета Джордж Докси разработал Индекс раздражения, который показывает, как меняется отношение местных жителей к туристам в зависимости от количества «приезжих».

Он выделил четыре стадии: эйфорию (туристов мало и местные им очень рады), апатию (туристы становятся «частью пейзажа» для местных жителей, но особенно на их жизнь не влияют), раздражение (туристы начинают вызывать у местных неприязнь) и антагонизм (туристов становится настолько много, что местные относятся к ним с нескрываемой неприязнью).

По данным исследования международной группы ученых, небольшая продолжительность пребывания туристов в городах становится одним из факторов овертуризма. Чем меньше у человека времени — тем больше он стремится «пробежать» по основным достопримечательностям, что создает ажиотаж в отдельных местах. А средняя продолжительность времени, проведенного в городах туристами, упала на 15% в период с 1995 по 2015 год.

В 2017 году Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) совместно с консалтинговой компанией McKinsey & Company создал первый в мире метод диагностики овертуризма. Среди 9 показателей помимо соотношения числа туристов и местных жителей есть, например, динамика роста междугородних поездок и перелетов за последние годы и соотношение авиаперелетов в туристический сезон и в несезон.

Эту диагностику провели в 68 городах мира, среди которых антилидерами оказались Венеция и Дубровник. В обоих городах шесть показателей из девяти оказались в зоне риска. Для сравнения, Москва (единственный российский город в исследовании) рискует только по одному показателю: львиная доля туристической нагрузки не распределена равномерно, а приходится на теплое время года.

Города с наиболее высоким риском овертуризма

  1. Амстердам, Нидерланды (4 показателя из 9 находятся на критичном уровне)
  2. Чунцин, Китай (4 из 9)
  3. Канкун, Мексика (4 из 9)
  4. Дубай, ОАЭ (4 из 9)
  5. Максу, Китай (4 из 9)
  6. Мекка, Саудовская Аравия (4 из 9)
  7. Рим, Италия (4 из 9)
  8. Варшава, Польша (4 из 9)

У комитета Европарламента по транспорту и туризму есть свой инструмент диагностики овертуризма, созданный именно для Европы. Он подходит для анализа как больших городов, так и сельских или природных туристических направлений. Среди индикаторов есть такие, как количество туристов на квадратный километр, соотношение количества туристов и местных жителей или доля съемного жилья через Airbnb.

Карта риска овертуризма в европейских регионах: от наименьшего (зеленый цвет) к наибольшему (оранжевый и красный цвета). Источник: комитет Европарламента по транспорту и туризму

Согласно полученным данным, из-за большого туристического потока чаще всего страдает природа. Самая распространенная беда — загрязнение. Чтобы устоять под напором отдыхающих, пляжам и национальным паркам нужны отлаженные системы сбора и утилизации мусора, а также водопровод и канализация (многим туристическим городам тоже приходится оптимизировать жилищно-коммунальную инфраструктуру из-за наплыва приезжих).

Кроме того, природные уголки подвергаются вытаптыванию (из-за чего страдает биоразнообразие флоры и фауны), шумовому и световому загрязнению. Не последнюю роль играет стремление отдыхающих прихватить на память какую-нибудь мелочь вроде шишки или ракушки — небольшая, казалось бы, потеря, которая на самом деле грозит оскудением местной экосистемы. Взамен туристы могут принести виды-захватчики: семена на подошвах ботинок, насекомых на одежде или споры грибов. При неблагоприятном стечении обстоятельств эти «пришельцы» могут расплодиться и серьезно потеснить аборигенов.

Какие есть способы борьбы с овертуризмом?

Чаще всего, согласно исследованию Европарламента, местные власти прибегают к трем стратегиям борьбы с последствиями овертуризма. Первая: ограничить число туристов, регулируя возможность снимать жилье или посещать определенные достопримечательности. Вторая: разводить потоки туристов по времени посещения достопримечательности. Третья — предписать туристам вести себя определенным образом, вводя штрафы.

1. Ограничить сдачу жилья туристам

Жилье — самое очевидное место старта. Если на природе проблему легко решить централизованно (ограничить строительство новых отелей на побережье или выделить специальные места для кемпингов в национальном парке), то в городе это регулировать сложнее. Ведь каждая квартира — это потенциальное жилье для туристов, если владелец жилплощади решит превратить ее в гостиницу и сдавать не постоянным арендаторам, а посуточно. В результате страдают не только те, кто живет в одном подъезде с постоянно меняющимися туристами, но и жители всего квартала.

По данным британского Королевского общества сертифицированных экспертов в области недвижимости, с появления сервиса Airbnb в 2008 году и до последнего доковидного 2019 года в популярных городах уверенно росла доля сдаваемых для туристов квартир. Изначально сервис задумывался как элемент экономики совместного пользования (любой владелец квартиры, который планировал отъезд из дома на продолжительный срок, мог сдать свою жилплощадь за плату или присмотр за хозяйством). Но за 10 лет площадка фактически стала каталогом доступного для туристов жилья без посредников. В результате в обычных квартирах жилых кварталов стали круглый год останавливаться туристы. Например, в 2019 году в Барселоне 88% жилья на Airbnb сдавалось дольше, чем 60 дней в году.

Города стали вводить новые правила для владельцев жилья. Например, в Праге и Париже ограничивают число дней, в течение которых квартиры можно сдавать на короткий срок (то есть туристам, а не полноправным жильцам); в Амстердаме ввели полный запрет кратковременной сдачи жилья в самых туристических частях города; в Лиссабоне домовладельцам предложили сдавать квартиры городу — владелец получает гарантированный доход, а мэрия может выбирать арендаторов, не нарушающих покой соседей.

2. Управлять потоками туристов

Города, где много «однодневных» туристов (в основном они находятся на побережье и принимают гостей с круизных лайнеров) вынуждены регулировать движение толпы напрямую. Так, в Венеции с 2021 года круизные лайнеры уже не приплывают в центр города; в Портофино (Италия) ввели штрафы для туристов, которые чересчур долго задерживаются у достопримечательностей, создавая заторы на улицах, с этого года; Неаполь (Италия) сделал одностороннее движение на одной из своих самых популярных у туристов улиц, а в Барселоне (Испания) запретили большие туристические группы.

3. Изменить поведение туристов

Распространенная мера — штрафы за нарушение спокойного течения местной жизни. Их особенно часто вводят в сельских и природных местах. Как правило, туристы — городские жители, и не все могут догадаться, например, чем нельзя подкармливать лебедей.

Чаще всего встречаются предписания не сорить и соблюдать тишину, но есть и неординарные требования. Например, власти Сардинии предложили запретить туристам приносить свои подстилки и сумки на пляж Ла Пелоза, чьи белые пески находятся под охраной. В своих вещах человек может унести с собой песок — гордость и визитную карточку места. Учитывая количество отдыхающих, даже незначительная горстка в пляжном полотенце может привести к плачевным последствиям. Правда, предложенную в 2018 году меру пока не приняли.

Впрочем, города тоже не отстают в вопросах «воспитания» своих гостей. В Венеции запрещено разгуливать по городу в купальнике и перекусывать на ступеньках мостов и в других романтичных местах, оставляя за собой горы мусора. Купание в фонтанах Рима обойдется в 450 евро штрафа. А в Брюгге (Бельгия) туристу придется раскошелиться на 250 евро, если он в организованной группе будет слушать «кустарного» экскурсовода. Экскурсии здесь могут проводить только лицензированные гиды, а для групп больше 25 человек обязательно использовать наушники — чтобы громкими рассказами не беспокоить горожан. Для нелицензированных гидов предусмотрены отдельные штрафы.

Часто под запрет попадает употребление алкоголя: на Балеарских островах запретили «пьяный туризм», то есть ночные экскурсии по барам и продажу спиртного по ночам, а в Праге под опалой оказались «пивные велосипеды» — развеселые экскурсии по городу, где совмещается дегустация местных сортов пива, рассказ о чешской столице и поездка на 10-местном педальном монстре. Недавно Амстердам обязал рестораны и бары в центральной части города закрываться не позднее двух часов ночи по выходным дням, чтобы не беспокоить шумом местных жителей; кроме того, после часа ночи туристов вовсе перестают пускать в эти популярные кварталы.

От вредного туризма к ответственному

По мнению экспертов из Европейской комиссии по туризму, даже весь этот комплекс мер не способен полностью решить проблему последствий овертуризма.

«В то время как европейская экономика туризма прокладывает путь к восстановлению после двух лет спада из-за карантинных мер, нужно принимать во внимание влияние, которое туризм оказывает не только на экономику, но и на социальную сферу и экологию», — отмечает Диого Пасиенсия, консультант Европейской комиссии по туризму. Он считает необходимым комплексно проанализировать туризм как явление и разработать не менее комплексный подход к решению сложившихся проблем.

В качестве такого целостного видения развивается концепция устойчивого или ответственного туризма. Многие европейские города уже нащупывают свои варианты целостного решения. Например, в Стокгольме основной акцент делают на экологию и устойчивое развитие. Организаторы туристических услуг — от жилья до питания — должны минимизировать вредное влияние на окружающую среду и местное сообщество: использовать экологически чистые материалы и локальные продукты, поддерживать местных предпринимателей и информировать туристов о том, как на самом деле живут (или жили в прошлом) там, куда они на время приехали погостить.

Поделиться в соцсетях