Рождество — всегда повод подумать о благотворительности. Банально? Быть может. Но вовсе не обязательно быть оригинальным, чтобы жить со смыслом. Корреспондент «Европульса» в Бельгии Татьяна Крылова — о праздничной атмосфере в Европе, но не о елочных огоньках или рождественских джинглах.
Говорят, общество меняется тогда, когда оно готово к переменам, а человек — когда он открыт к новому. При всех проблемах, с которыми сталкиваются сегодня жители Старой Европы, при всех дискуссиях о судьбах Евросоюза после брексита, миграционном кризисе или выборах в Нидерландах, Франции и Германии в 2017 году, один важный принцип все-таки укоренился в общественном сознании в большинстве европейских стран. Принцип простой: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому.
Быть может, именно это движет людьми, активность которых становится значительно заметнее ближе к концу года – всякого рода добровольцев и волонтеров, неравнодушных и не проходящих мимо тех, у кого жизнь в силу разных причин сложилась менее удачно.
Не удивляйтесь, если в декабре к вам на входе в магазин будут обращаться люди с предложением в придачу к вашим обычным покупкам купить еще пару лишних пакетов молока, банок консервов, пачек макарон или предметов гигиены типа зубной пасты и щетки или стирального порошка и передать им на выходе: эти продукты потом станут частью набора для кого-нибудь из нуждающихся.
Излишки продукции фермеров, подлежащие уничтожению, или продукты и товары на грани истечения срока годности, но еще вполне качественные, которые супермаркеты не имеют права выставлять на продажу и обязаны утилизовать (часто просто уничтожить) – они составляют значительную часть благотворительных взносов в продовольственные и вещевые банки ассоциаций помощи. Выгода взаимна: у ассоциаций есть постоянный надежный источник продуктов, а фермерам или директорам магазинов не нужно заботиться об утилизации.
Десятки разнообразных инициатив постоянно находятся на слуху у моего бельгийско-французского-немецкого окружения в том числе и благодаря рекламе на государственных телеканалах.
Кто-то собирает деньги на различные медицинские проекты. Другие поддерживают неимущих, и это не только раздача горячих обедов. Это и бесплатные услуги социально-юридического характера: помогают восстановить документы, устроиться на ночлег или отправить детей из малоимущих семей в городские центры досуга.
Кто-то передает средства, собранные от продажи рождественских открыток, свечек и другой «мелочевки», которую можно купить на стендах на станциях метро, в пользу собственных проектов. Другие собирают ненужные игрушки, чтобы в канун Рождества постараться осчастливить как можно больше детей, чьи родители не могут позволить себе лишние расходы. На таких пунктах сбора часто можно увидеть, как люди приходят целыми семьями – воспитательный момент важен, как и умение поделиться чем-то, которое таким образом незаметно прививается с детства.
Добровольцами могут быть все – от активистов, занимающихся этим делом полный рабочий день, до людей, которые оказывают помощь тогда, когда они имеют возможность это сделать. Зачастую ими движет желание сделать мир вокруг себя чуть лучше. Начать с себя, со своей улицы, коммуны, района, привлечь друзей и знакомых – обычное дело. Потребность души? Социальный заказ общества? Мотивы различны, важен результат.
Предновогодние «корпоративы» тоже могут принести пользу: так, на них устраивают благотворительную вещевую лотерею. Например, мы с коллегами в декабре собираемся на дружеский ужин, во время которого с шутками и смехом проводим небольшой аукцион. На продажу может быть выставлено что угодно – от бутылки вина и шоколадного Деда Мороза до набора кухонных ножей, от книг до пешего тура с гидом по Альпийским предгорьям. Главное – продавать столь умело, чтобы заинтересовать окружающих и выручить как можно больше. Итоговая сумма переводится в пользу какой-либо ассоциации – в прошлом году «Врачи без границ» получили от нас чек на 1580 евро, в этом – на 1200 евро, а мы приятно и с пользой провели время в компании друг друга. Традиция продолжается!
Материалы по теме:
Help wanted!