Евротренд

Вокруг света на электромобиле

Вибе Воккеру 29 лет, он недавно закончил магистратуру в родных Нидерландах по направлению «Управление мероприятиями». Но вместо того, чтобы организовывать свадьбы или встречи на высшем уровне, он решил отправиться в кругосветное путешествие на электромобиле и по пути посмотреть, как в разных странах реализуют проекты устойчивого развития.



А чтобы наверняка познакомиться с местными жителями, Вибе усложнил себе задачу, решившись путешествовать совсем без бюджета. Эта практика носит название Plug me in («подключи меня»): на сайте проекта желающие помочь путешественнику предлагают ему ночлег, еду и зарядку для электромобиля. «Европульсу» Вибе Воккер рассказал о своем проекте и впечатлениях от России, где он провел в дороге две недели.


Сколько ты уже в пути?

Полгода: я стартовал 15 марта из голландского города Хаутем. За это время я успел побывать в тринадцати европейских странах и в России. Сейчас я в Польше, а дальше мой путь лежит через Болгарию и Ближний Восток в Сингапур. Там я планирую переправиться на пароме в Австралию, где и закончится мое путешествие. Это случится примерно через 7-8 месяцев, и всего в пути я проведу около полутора лет. У меня нет четкого маршрута: я прокладываю путь в зависимости от того, где мне предложат ночлег, еду или зарядку для автомобиля.

vibe_marshrut


Найти таких «помощников» сложно?

Совсем нет. Обычно, прежде чем приехать в новую страну, я провожу «подготовительную работу» на своем сайте и в соцсетях, а еще обо мне часто пишут в местных газетах, что тоже помогает.

Людей, которые приглашают меня остановиться у них, в столицах всегда больше, чем в небольших городах, конечно. Несколько раз их даже было слишком много, и мне приходилось просто выбирать наугад. Но бывает и так, что я не могу найти место для остановки, тогда я прошу всех поделиться моим запросом по их внутренним каналам.


Какой российский город тебе больше всего понравился?

Я побывал в Санкт-Петербурге и Москве, Новгороде, Твери, Выборге, Ржеве, Валдае, Великих Луках и нескольких деревнях и селах. И конечно, я под впечатлением от Санкт-Петербурга, потому что там очень красиво. Но маленькие города гораздо интереснее, потому что они очень самобытные, более «русские» по своей сути.


Какое впечатление на тебя произвели россияне?

Большинство людей в России очень гостеприимны. Они не только накормят тебя и дадут ночлег, они еще и снабдят провизией в дорогу и обязательно узнают, доехал ли ты до следующего пункта назначения. Мне уделяли много времени, показывали окрестности…

Но в России мало кто находил мои контакты в интернете для связи. Например, в Санкт-Петербурге обо мне написали в нескольких газетах, но даже после этого мне не сразу предложили место для ночлега. А в Финляндии обо мне написала всего одна газета, и тут же на моем сайте и в Фейсбуке я получил приглашение от 50 человек.

Кстати, я обнаружил интересную особенность. Несколько раз  в России мне приходилось просить помощи прямо на улице, и самыми радушными оказывались люди, которые с виду совсем такими не выглядели. Я понял, что в России людей точно не стоит судить по внешнему виду.


Что стало самым сложным в путешествии по России?

Больше всего проблем у меня было с языковым барьером. Мне часто приходилось прибегать к помощи гугл-переводчика, чтобы объяснить, кто я и что мне нужно. Я даже выписал несколько предложений на русском, которые не раз выручали меня.

vibe_v_rossii


А как тебе дороги? В России есть поговорка, что есть две беды – дороги и дураки…

В основном я ехал по большим трассам, и они очень даже ничего. Но когда заезжаешь в маленькие города и поселки, тут начинаются сложности. Я старался не ездить в темноте, потому что очень легко не заметить яму на дороге, а для машины это опасно. Хотя все могло быть хуже.


Бывали случаи, когда зарядку для машину не удавалось найти вовремя и аккумулятор садился в чистом поле?

Я всегда очень тщательно планирую свой маршрут, но бывало всякое. Первый раз я приблизился к опасно низкому уровню заряда при пересечении границы России с Латвией. Я торопился, и когда наконец оказался на территории Латвии, уровень заряда батареи был всего около 15%, а мне предстояло проехать еще четверть запланированной на тот день дистанции. Тогда мне пришлось бросить машину и пойти на поиски того, кто согласился бы мне помочь. Добрый человек наш елся быстро, но это был тот случай, когда я почувствовал себя на тонком льду. Впрочем, мне кажется, это тоже интересный опыт.


Твоя машина не всегда была электрокаром, правильно?

Да, это была обычная машина, которая работала на бензине, а потом ее переделали в электрическую. Сам я мало что сделал: в основном машину для этого проекта готовила компания, которая занимается электрокарами. Помимо нового электрического двигателя мне установили компьютер, который управляет всеми системами машины.

Когда я начал путешествие, ее пробег уже был около 15 тысяч километров, а сейчас на спидометре 25 тысяч. На 1 километр пробега она потребляет 50 киловатт-часов, емкость аккумулятора – 30 тысяч килоампер. Заряда хватает примерно на 12 часов. Меня это вполне устраивает — значит, мне надо заряжаться только раз в день (редко когда чаще), каждые 200 километров. Это очень хорошие характеристики для электрокара.


После нескольких месяцев в пути у тебя не появилось желание что-либо поменять в автомобиле?

Моя машина, пожалуй, не лучший вариант, если цель – это добраться из пункта А в пункт Б: скорость у нее – всего 40 километров в час. Но мне такой вариант подходит идеально. Большинство автомобилистов в дальнем путешествии сидят весь день в своем коконе, а я использую перегоны как возможность посмотреть, по каким удивительным местам я еду.

Есть и еще один плюс: обычно люди доезжают от Петербурга до Москвы за день. А мне пришлось несколько раз останавливаться в маленьких городах и деревеньках, и таким образом я смог увидеть настоящую Россию.


Что станет итогом твоего проекта?

Точно сделаю документальный фильм, посвященный «экологической» части моего проекта – по пути я интересуюсь проектами, связанными с устойчивым развитием в разных странах. Особенно меня интересуют проекты, направленные на создание биологических решений или распределение энергии, потому что они хорошо продуманы и эффективно реализуются в разных странах. Например, в Швейцарии есть замечательный Kompotoi: ребята занимаются изготовлением деревянных туалетных кабинок, которые потом используются на фестивалях. Но кроме кабинок они занимаются еще одним важным делом: собирают и разделяют их содержимое после фестиваля, чтобы производить из этого компост. И получается, что через несколько лет на месте, где проводился фестиваль, растет новый газон, удобренный тем самым компостом. Получается замкнутый круг.

Я понял, что пути достижения устойчивого развития очень разные: это, скорее, стиль жизни. Этот опыт вдохновил меня, и сейчас я чувствую в себе готовность открыть свою «зеленую» компанию. Очень надеюсь, что мне удастся найти свою нишу, и звезды сойдутся. Это моя заветная мечта.