Евротренд

Зачем перекрашивать «панельки»? Интервью с венгерским исследователем цвета Габором Тари

Зачем городу нужен цвет и что можно с его помощью сделать? Этот вопрос мы задали венгерскому исследователю цвета, преподавателю Будапештского университета технологических и экономических наук и Метрополитен-университета Габору Тари, у которого уже есть опыт «перекраски» одного из панельных районов Будапешта.

— Если спросить кого-нибудь, зачем городу цвет, вам, вероятно, ответят, что это красиво и поднимает настроение. Это «правильный» ответ?

— Правильный, но банальный. Гораздо убедительнее прозвучит другое: цвета вселяют надежду на то, что с нами может произойти еще много увлекательного и прекрасного. Это можно сравнить с поездкой на курорт из нашего серого панельного дома на окраине, где плотность визуальных впечатлений практически нулевая. Квартал красиво раскрашенных пятиэтажек в Уйпеште (IV район Будапешта) уже напоминает городок с целебными источниками где-нибудь в венгерской провинции — так что цвета могут придать атмосферу курорта нашему постоянному месту жительства, хоть совсем чуть-чуть.

— То есть мы перестаем воспринимать свой район как откровенно не самый радостный.

— Не только. Из-за того, что цвета могут разбавить атмосферу окраин города, бедной на стимулы и довольно удручающей, вернуть нам воспоминания о прошлом в достойном и аутентичном виде, благодаря этому район может обрести такие особенности, ради которых туда будут приезжать уже и из других частей города. Это все можно отнести к влиянию цвета. Ведь потом в Уйпеште потихоньку открыли кафе, посадили растения, образовался своего рода мини-центр города, и люди начали чувствовать себя гораздо лучше.

Был очень трогательный момент, когда один пожилой житель дома сказал мне после перекраски огромного панельного здания: «Мы теперь как будто возвращаемся не домой, а в шикарную гостиницу!». Таким образом, помимо общего благоустройства, обновления и очищения городского пейзажа, мы оказали и моральную поддержку — в первую очередь это касается пожилых жителей, которые, к сожалению, из-за своего возраста уже смирились с тем, что с ними ничего нового и интересного не случится. Третий плюс заключается в том, что стоимость квадратного метра в отремонтированном и утепленном, а значит, и более выгодном с точки зрения коммунальных платежей доме увеличивается.

Фото: Gábor Tari

— Почему тогда «перекраска» районов не становится распространенной практикой, если и жители, и «гости» этих районов довольны? Это же выгодно всем.

— В теории да: район становится интереснее, когда в нем есть разные зоны с разной атмосферой, не сплошная бежевая или грязно-белая застройка. К сожалению, в нашей стране зачастую знают и любят только эти цвета. Люди даже не представляют, насколько красивым может быть более необычный цвет, особенно если выбирать приятные для глаза оттенки. К сожалению, на практике такие проекты не всегда удается реализовать, ведь они, как правило, долгосрочные, а если, например, в местных органах власти происходят перестановки в результате муниципальных выборов, то процесс согласования зачастую приходится начинать заново.

— В России тоже есть подобный опыт ухода от безрадостных оттенков. Самый известный, наверное – это «расцвеченное» старое типовое жилье в северных регионах России, включая Арктику – начиная с 2000-х годов там стали перекрашивать фасады и даже делать муралы. Все тогда отмечали, что это помогло сделать жизнь во время полярной ночи не такой депрессивной.

— Да, как я уже упоминал, цвета говорят людям, в том числе и старшему поколению, что с ними все еще может произойти что-то интересное, что будущее может быть комфортным. Молодые люди живут с этим чувством как с данностью, поэтому они счастливее, больше смеются, хотя и не осознают этого. В 50 — 60 лет эта жизнерадостность начинает немного угасать, поэтому пожилые люди в богатых странах одеваются ярче и стараются больше путешествовать. Но повседневные жизнерадостность и энергия также очень важны, чтобы мы могли начать день, чтобы не чувствовали, что все бессмысленно. Я помню, какую эйфорию у нас в Венгрии вызывали в 70-х и 80-х годах насыщенные визуальными стимулами пешеходные улицы в западных странах, множество магазинов, вывесок, особые цвета фасадов и порталы, где можно было купить интересные вещи — все это сулило захватывающее и прекрасное будущее. Кроме того, цвет играет важную роль в том, чтобы люди не отворачивались от своего, не хотели куда-то уехать.

— Вы выступаете за использование цветовых решений в рамках единого архитектурного плана района или за то, чтобы застройщики и собственники сами выбирали цвета для зданий, пусть и в пределах определенной гаммы?

— Мы заранее готовили материалы с вариантами цвета и формы для некоторых типов панельных домов в нескольких районах. Так утвердить это в официальных органах проще, поскольку можно ссылаться на эти материалы: вот здесь прописано то-то и то-то. Вы можете выбирать из предложенных вариантов при запросе нового разрешения.

Фото: Gábor Tari

— Жители должны принимать участие в выборе цветовой палитры?

— Панельные дома — и так не самый выдающийся элемент венгерской архитектуры, и если мы устроим беспорядок с перекраской после утепления, то можем нанести еще больший ущерб. В случае с панельками выбор цветов для города – дело аристократическое, а не демократическое. Но нам нужно найти способ дать жителям почувствовать свою причастность к этому процессу. Например, дизайнер придумывает формы, а жители могут сами выбирать цветовые вариации. Раздражающие цвета жителям не следует даже предлагать — да и в частных домах стоит запретить оттенки, которые будут диссонировать с соседними строениями или близлежащими историческими зданиями…

— У российского императора Александра Первого был указ, согласно которому фасады всех домов должны были быть выдержанными в пастельной цветовой гамме, без «кричащих» и темных оттенков, которые использовались до этого. Приветствовался светло-желтый, бледно-зеленый, светло-серый, белый.

— Что ж, эта установка была несколько принудительной, но теперь это в прошлом, а сейчас нам приходится к ней приспосабливаться – но только при реконструкции старых зданий. В этой сфере есть и много других проблем: например, на каком варианте остановиться при реставрации замка, если за последние несколько сотен лет было несколько десятков реноваций?

— В ходе вашей реставрации дворца Эстерхази в Фертеде вы вернулись к его исходному цвету, насколько я понимаю.

— Я нашел несколько исторических картин дворца, запрятанных в других дворцах, и мы принимали решение, основываясь на них.

— Похожая история произошла с Михайловским замком в Санкт-Петербурге, который однажды был перекрашен, и со временем стало казаться, что так и было. Только в 1990-х годах в ходе реставрации обнаружили остатки первоначальной краски под штукатуркой одного из фасадов, и замку вернули его оригинальный цвет пламени. Стоит ли оставлять привычный нам цвет памятников истории и архитектуры или нужно восстанавливать тот, который был им дан «при рождении»?

— Я считаю, что исследование цвета таких зданий очень важно, и по возможности их изначальный цвет следует восстанавливать. Конечно, могут быть исключения. Например, если он очень неприятен для глаза сегодня, или если с тех пор рядом было возведено более заметное здание, к цвету которого необходимо «приспосабливаться». В таких случаях мы полагаемся на опыт и чувство цвета дизайнера, чтобы найти разумный компромисс. Слегка корректируя исходный цвет, он создает баланс между современными и историческими вкусами. По моему опыту, колористических знаний среднестатистического архитектурного бюро для этого недостаточно, требуется диплом инженера по динамике цвета и большой художественный талант.

Дворец Эстерхази в Фертеде и Михайловский замок. Фото: Gábor Tari / Wikimedia Commons

— Монохромные районы имеют право на существование?

— Например, не такая уж необычная, но красивая и мастерски подобранная серая палитра может быть уместна в любом городе, но я считаю, что следует учитывать местные традиции и особенности, ведь именно они делают каждый район уникальным. Монохромность означает, что цветовые оттенки здания представляют собой всего лишь разные вариации одного цвета. Например, разница в тоне бежевого — от коричневого до грязно-белого. На одном здании это может смотреться очень красиво; неплохо это будет выглядеть и в том случае, если дом рядом сделан в кирпично-красном монохроме. Однако целый район, выдержанный в одном теплом сером цвете — это скучно и угнетающе, и вот здесь современное здание более энергичного, хорошо подобранного цвета подойдет лучше. Этим должны заниматься лицензирующие органы, когда у них запрашивают разрешение. Они имеют право сказать: пожалуйста, привнесите сюда визуальное разнообразие.

— Я думала, такое решение исходит от главного архитектора района или даже города.

— Часто главный архитектор не обладает для этого должным талантом, ему не хватает представления о цветовой культуре, и на самом деле они не особенно разбирается в теме… Или, например, задает неверное направление. Кроме того, есть цвета, которые используются, например, в рекламной графике и создают ужасный, не соответствующий материалу эффект на оштукатуренных поверхностях.

— По фотографиям мы знаем, какими «цветными» бывают исторические центры городов по всей Европы – от Эстонии до Португалии. Но и Россия когда-то тоже была яркой – и я имею в виду даже не знаменитый собор Василия Блаженного, а деревни. Там на фасаде соседствует несколько контрастных цветов в разных декоративных элементах. Такое многоцветье уже не нужно в XXI веке?    

— Если есть традиция цвета, то ее нельзя выхолащивать, а если ее нет, то ее нужно создавать! Цвет для глаза — то же, что музыка для уха: нет нужды доказывать, насколько он важен.