Статуи в Древней Греции и Древнем Риме, вероятно, пахли. К такому выводу пришла Сесилия Бронс, археолог и куратор отдела античного искусства в Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене.
Она проанализировала древние источники, в том числе надписи с острова Делос (Греция), сделанные в период между IX и II веками до нашей эры. В них документировалась стоимость материалов, закупленных для «космезис» — украшения храмовых статуй. В этих надписях помимо губок, масла, льна и воска упоминаются розовые духи.
В древнегреческой и древнеримской литературе есть указания на то, что практика нанесения духов на статуи существовала. Одно из приведенных в исследовании свидетельств взято у римского писателя Цицерона (II–I века до н. э.), который описал ритуальное обращение со статуей Артемиды в городе Сегеста. Он писал, что женщины «помазывали ее драгоценными мазями», «венчали ее венками и цветами» и «проводили ее до границ своей территории с ладаном и воскурением благовоний».
Сесилия Бронс ссылается и на текст греческого поэта и ученого Каллимаха (III–II века до н. э.), в котором статуя птолемеевской египетской царицы Береники II описывается как «еще влажная от благовоний». Кроме того, исследовательница указывает на комментарий греческого философа Прокла (V век до н. э.) к «Государству» Платона: «…хотя и после того, как на ее голову выльют благовония, как того требует священный закон, чтобы это делалось над статуями в самых святых святилищах».
Исследовательница считает, что восприятие статуй в Древней Греции и Древнем Риме не совпадало с сегодняшним. В то время они воздействовали не только на зрение, но и на обоняние, чтобы у зрителей появилось многомерное переживание заложенного в статуи смысла. Как в храмах различных религий воскурение благовоний создавало «божественную» обстановку, так и духи для статуй могли играть ту же роль.