Знакомство с овцами и экологическая чистка зубов в Венгрии
Каждый месяц воспитанники Греко-католического детского сада святого Гиацинта в венгерском городке Балькань детского сада (там больше 300 детей от 3 до 6 лет) выбираются с группой в «большой мир».
Например, в октябре детсадовцы отправились на настоящую ферму и пробовали себя в роли животноводов — кормили и расчесывали овец.
В январе устроили вылазку в лес, чтобы посмотреть, какие птицы зимуют в Балькани, а потом мастерили для них кормушки и учились правильно подкармливать зимующих птиц.
А в апреле детей встречал цветущий яблоневый сад. И хоть садоводы не дали дошкольникам обрезать сухие ветки острым секатором, детей покатали в грузовике, который эти самые ветки собирал.
Знакомство с природой продолжалось и на территории детского сада. Дети каждый день наблюдали за погодой и вели метеорологический дневник. Воспитатели рассказывали им народные поверья и приметы, связанные с погодой, а потом все вместе сравнивали народную мудрость с собственными наблюдениями.
Полученный опыт и эмоции дети рефлексировали в более привычных занятиях: рисовали, придумывали собственные истории, играли в ролевые игры и делали зарядку в стиле темы месяца.
Особая роль была отведена настольным играм: они помогали выучить новые закономерности. Так, в месяц океана (март) дети играли в игру, цель которой была в том, чтобы сберечь как можно больше воды: выключать воду во время чистки зубов, мыть посуду в заполненной водой раковине, а не в проточной воде и так далее. Эти новые знания дети потом применяли в детском саду.
В этом детскому саду каждый учебный месяц посвящен своей теме. Как правило, темы привязаны к конкретному месяцу (октябрь — сбор урожая, декабрь — адвент и подготовка к Рождеству), но иногда воспитатели выбирают просто важную тему (например, февраль посвятили теме воды, а март конкретизировал ее до «океана»).
Изюминкой программы детского сада были кулинарные праздники, организованные вместе с родителями. Каждый месяц педагоги организовывали кулинарный день и готовили вместе с детьми и их родителями блюдо, соответствующее теме месяца: выпечку из яблок в месяц урожая, рыбные лепешки в месяц океана. Воспитатели даже собрали коллекцию народных рецептов, привязанных к местным продуктам и временам года. А самое главное, рецепты в них достаточно простые, идеальные для готовки с детьми детсадовского возраста.
Уже на следующий год после начала проекта родительских заявок в Греко-католический детский сад святого Гиацинта стало значительно больше. Своим опытом организаторы этой программы поделились с еще двумя садами — в Словении и Румынии — в рамках программы Erasmus+ для обмена опыта между педагогами.
Отели для насекомых и уроки на пленэре в Эстонии
Учителя самой маленькой школы в деревне Керну на севере Эстонии разработали планы уроков для разных погодных условий. Поводом остаться в стенах школы служит только ураган, гроза и температура ниже 20 градусов Цельсия (такие нормы сейчас действуют во всех странах Евросоюза, но не везде ими пользуются). А вот дождь и снег — не помеха для занятий на свежем воздухе. Конечно, о нововведениях заранее уведомили родителей, чтобы те подготовили удобную, теплую и водонепроницаемую одежду для детей.
Раньше дети выходили на улицу только для занятий физкультурой, но теперь администрация школы решила обогатить свежим воздухом и другие уроки. Вот уже три года в близлежащем лесу, парке и даже на болоте проводятся уроки природоведения и искусства.
Ученики наблюдают за родной природой и ведут дневники наблюдений, параллельно изучая, как жизнь их деревни влияет на диких соседей.
На уроках искусства дети не только используют природные материалы для поделок, но и мастерят вещи, полезные для животных. Например, отели для насекомых (о том, как похожие отели строят в Амстердаме, читайте в нашей статье «Отели для червяков и пчелиные дворцы: как в Амстердаме помогают насекомым»).
Из дома дети приносят подготовленные консервные банки без дна и крышки и немного картона. В парке находят «мебель» для будущего отеля — веточки, кору, сухие листья. Затем каждый придумывает экстерьер здания: можно раскрасить банку в яркие цвета, можно обмотать ее бечевкой и наколоть узор из булавок или приклеить «уши» из картона.
После наступает черед внутренней отделки. В банку сперва отправляется свернутый картон, а получившиеся дырки заполняются собранными природными материалами. Наконец, отели размещают в удобных для жуков местах, где нет ветра и тепло. Каждый ученик в течение нескольких недель наблюдает за своим отелем и ведет учет постояльцам. Некоторые отели оказались востребованы даже зимой.
Наконец, занятия физкультурой на открытом воздухе тоже обогатились. Помимо гимнастических упражнений, бега и командных игр вроде футбола и волейбола в планах уроков появились спортивное ориентирование, полосы препятствий и азы велотриала (катание по лесным тропам).
Осознанное потребление в Австрии
Одна из школ Нойзидль-ам-Зе, города на западе Австрии, начала обучать своих воспитанников считать углеродный след и воздействовать на него.
О том, что такое парниковые газы, как происходит изменение климата и какую роль в этом играет конкретный человек, рассказывают на разных занятиях. Обучение идет постепенно, к теме возвращаются много раз — учителя рассказывают об этом школьникам всех классов начальной школы, от 6 до 13 лет.
Например, первоклашкам, которые изучают алфавит, предлагают поговорить о медведях (буква «М»): где они живут, как каждый вид приспособлен к своей среде обитания и как эта среда меняется из-за изменения климата.
Для второклашек, которые изучают базовую арифметику, будет интересно разобраться, как работают счетчики углеродного следа или расстояния, пройденного продуктами с их стола. Не углубляясь в методологию, школьники складывают разные показатели и рассчитывают, насколько их воздействие на окружающую среду снизится, если они изменят свои привычки.
Для шестиклассников (в Австрии начальная школа длится 7 лет), знакомящихся с географией, будет интересно изучить разные яблоки из местного супермаркета и познакомиться со странами, где их выращивают. Оказалось, например, что яблоки сорта Гала поставляют из ЮАР, а Голд Делишес — из Франции. Всего ученики нашли 10 сортов яблок. Это упражнение учит не только «яблочной географии», но и важному навыку — читать этикетки продуктов в магазинах. После трех лет проекта учителя отметили, что этот навык прижился не только среди учеников, но и среди их семей — многие родители признались, что стали отслеживать, где произвели продукты, которые они собираются купить, и отдают предпочтение местному производству.
Продуктам питания в программе уделялось особое внимание. Детей знакомили с местными продуктами (для этого даже приглашали в гости фермера) и учили сокращать расход продуктов.
В разработке методологии помимо австрийской участвовали еще четыре школы — из Ирландии, Литвы, Уэльса и Турции — в рамках проекта «Снизь свой углеродный след — пусть Земля живет без бед» (Keep your footprint low, make the Earth grow). Итогом их работы стала методичка для учителей, где собраны идеи для уроков и раздаточные материалы.
От частных инициатив к общим требованиям
Школьники разных стран занимались экологической повесткой задолго до того, как Евросоюз принял обязательства достигнуть углеродной нейтральности к середине текущего столетия. Например, в XX веке сбор макулатуры был «повинностью» не только в советских школах, но и во многих европейских. А при некоторых школах в Финляндии, Италии и других странах были огороды, где каждый класс выращивал свои овощи.
Почти 30 лет назад, в 1994 году, в Дании, Германии, Греции и Великобритании открылись первые международные «Эко-школы», в принципы работы которых впервые входило взаимодействие учеников с местным сообществом, чтобы решать актуальные проблемы окружающей среды.
Следующий импульс «устойчивому» образованию дало принятие в 2015 году Целей устойчивого развития ООН.
Перестройка системы образования с учетом этих обязательств стала глобальной задачей. В 2019 году ЮНЕСКО приняла первый план внедрения в системы образования понятий устойчивого развития на 5 лет (следующий пятилетний план опубликуют в текущем 2023 году).
— Подход ЮНЕСКО основан на трех столпах: поощрение созидательного действия на индивидуальном уровне; структурные изменения на уровне образовательных систем; видение будущих технологий, которые помогут справиться с проблемами из-за изменения климата и которые требуют новых компетенций и критического мышления, — пояснил этот общий подход Стефан Зотти, тимлид в генеральном директорате Еврокомиссии по вопросам образования и культуры.
Практические шаги, связанные с этими тремя столпами (личная ответственность за будущее планеты, системные изменения в образовании и акцент на поиске новых технологий для решения экологических проблем) в Евросоюзе стали предпринимать после утверждения курса на радикальное снижение вредных выбросов.
Так, с 2020 года европейским школам доступно дополнительное финансирование для реорганизации зданий и закупок, чтобы снизить углеродный след. Этот грант позволяет, например, оборудовать здания солнечными батареями, чтобы снизить потребление электричества, оборудовать велопарковку или заключить контракт с местными фермерами на поставку свежих продуктов для школьной столовой.
В школьную программу тоже вносятся изменения. В 2022 году Совет ЕС принял список компетенций, которыми должны овладевать ученики, чтобы принципы устойчивого развития стали реальностью.
Принципы поделены на 4 категории:
- Осознание ценностей устойчивого развития (среди них особо выделяются уважение к дикой природе и равным возможностям для всех людей),
- Понимание «устойчивости» как комплексного явления (систематическое и критическое мышление, а также умение формулировать задачи),
- Поощрение инициативной жизненной позиции (готовность участвовать в политической жизни и понимание, как устроены общественные инициативы и что может сделать каждый человек индивидуально),
- Умение прогнозировать будущее и как на него повлияют твои конкретные действия.
В 2023 году Еврокомиссия создала общеевропейское образовательное сообщество (Коалиция «Образование для климата»), которое поможет перевести эти принципы на язык школьных уроков и внеклассной работы.
Эта платформа объединяет школьников и студентов, учителей и экологические организации. Они обмениваются опытом, а координаторы коалиции собирают самые интересные кейсы и подходы. Вот некоторые из них, отобранные в рамках премии European Innovative Teaching Award в 2022 году, посвященному теме устойчивого развития.
Мы собрали лишь несколько проектов европейских школ, связанных с повесткой устойчивого развития. Только в 2022 году 50 «зеленых» инициатив стали номинантами этой премии. Многие школы выкладывают в открытый доступ свои наработки и готовы к новому сотрудничеству.