Еврокампус

Как европейские школы готовят учеников к «зеленой» жизни: часть 1

К 2050 году Евросоюз планирует сократить до нулевого уровня свои выбросы парниковых газов. Чтобы добиться этой цели, нужно менять не только систему транспорта и производства. Пожалуй, куда важнее обогащать программу образования, чтобы новые поколения уже росли с экологической осознанностью и в будущем решали общемировые проблемы окружающей среды.

Европейские школы добавляют экологические знания и навыки в общую программу и внеклассные мероприятия, а власти их в этом поддерживают и вырабатывают общие рекомендации. «Европульс» собрал несколько таких успешных кейсов. В этой статье мы рассказываем о двух проектах для учеников средних школ в Германии и Нидерландах. Вторая часть публикации расскажет о том, как учатся осознанному отношению к окружающей среде в детском саду в Венгрии и начальных школах в Эстонии и Австрии.

«Нет» одноразовому пластику в Германии

Никакая экологическая повестка сегодня не может обойтись без борьбы с пластиковым мусором. Из-за долгого периода разложения и больших объемов производства он накапливается в природе, попадает в пищевые цепочки и меняет условия жизни на планете не меньше, чем изменение климата.

В 2018 году Евросоюз запретил продажу не необходимых одноразовых изделий из пластика, и к 2021 году запрет вступил в силу, но запретами дело не ограничивается. Европейские школы погружают учеников в эту тему и объясняют, почему выброшенный пластик вредит природе и как можно перейти на более экологичные альтернативы.

Так, школа немецкого городка Вутешинген в земле Баден-Вюртемберг в партнерстве с еще двумя школами — в Швеции и Исландии — предложила своим ученикам средних классов двухгодичный экскурс в мир пластика, а сами заведения за это время стали «Школами без пластика».

Сперва ученики средней школы вместе с учителями стали «пластик-детективами». Они искали изделия из пластика, особенно одноразовые, в своем окружении: в школе и дома. К примеру, дети вели «Дневник пластика», куда записывали, что они ели в каждый прием пищи и что из этого находилось в одноразовой упаковке.

Кроме того, школьной администрации удалось организовать экскурсии на заводы по производству и переработке пластика и пригласить экспертов из разных сфер, которые рассказали детям о том, как устроен пластик, как пагубно он влияет на природу и человека.

Затем школьникам предложили заняться собственными исследованиями. Во-первых, они обсуждали идеи для повторного использования пластика и придумывали научные эксперименты, чтобы подтвердить свои предположения. Серия уроков естествознания была посвящена дизайну и реализации этих экспериментов. Например, школьники знакомились с концепцией плотности и измеряли плотность разных видов пластика. А затем подсчитали, сколько времени потребуется для разложения этих видов пластика.

Другим заданием было прожить несколько недель не пользуясь одноразовым пластиком — и вести при этом дневник, отмечая, какие альтернативы они находили.

Во-вторых, школьники знакомились с проектами защиты природы от пластика и изучали организации и компании, которые эти проекты реализовывали. Некоторые материалы ученики пробовали изготовить самостоятельно, вроде восковых салфеток — «зеленой» альтернативы одноразовой пищевой пленки.

Чтобы закрепить знания и добавить эмоциональных переживаний, школа организовала несколько тематических поездок: шоппинг-тур без отходов в город Фрейбург, расположенный в той же федеральной земле, что и школа, экскурсия в резерват ЮНЕСКО в городе Мариестад в Швеции и поездка в Европарламент в Страсбурге, где студенты знакомились с тем, как рождаются общеевропейские эко-инициативы.

Вообще значительная часть «пластиковой» программы проводилась во внеурочное время и заменила более традиционные внеклассные мероприятия: некоторые домашние задания и общешкольные поездки и праздники.

Наконец, последний шаг проекта — это превращение учеников в амбассадоров жизни без пластика. Используя свои дневники и опираясь на полученный опыт, они разрабатывали собственные решения проблемы пластикового загрязнения. Например, записали серию роликов с идеями DIY (Do It Yourself), в которых, к примеру, сами красили свою одежду безопасными красителями и делали кирпичи из пластиковых бутылок, забитых другим пластиком.

Они составили вместе с учителями путеводитель с рекомендациями по созданию «Школы без пластика». Свои идеи и наработки ученики обсуждали с партнерами из других школ (в первую очередь из школ-участниц проекта в Швеции и Исландии) и местными политиками. Вместе с администрацией школ ученики организовали эко-мероприятия: например, уборку пляжей от мусора. Такая проектная работа научила школьников не только вариантам решения проблемы пластикового загрязнения, но и дала возможность от и до реализовать свой собственный проект.

Организаторы надеются, что перейдя в старшую школу и поступив в университеты, ученики останутся амбассадорами жизни без пластика и смогут заразить своей страстью окружающих.

— Одна из главных целей эко-образования — обеспечить в целом отдельных людей и общество набором знаний и навыков, чтобы справиться с деградацией окружающей среды, — поясняет социолог из университета Глазго (Ирландия) Сара О’Мэлли. — Но существуют серьезные сомнения, что это сработает, если принципы, которые преподают детям, идут вразрез с нормами общества, где они живут. Чем больше современный мир стремится к капиталистическим идеалам, тем сильнее заметен контраст между современным обществом и целями эко-образования. Исследователи видят решение в привязке к местной экосистеме. Это прагматичное основание, чтобы справляться с  местными и глобальными вызовами, последствиями изменения климата и экономическим неравенством.

Сохранение биоразнообразия в Нидерландах

Многие школы, чтобы «озеленить» свою программу, решили не изобретать велосипед, а встроиться в более масштабные проекты. По такому пути пошел лицей Леувардена, города на севере Нидерландов.

Лицей присоединился к проекту SUSTAIN под эгидой Гронингенского университета (Нидерланды). Это проект объединил 12 университетов, школ и общественных организаций в Нидерландах, Испании, Австрии и на Кипре. Цель проекта — найти компромиссы между сохранением природы и потребностями деревень и городов, местной промышленности и сельского хозяйства. Координаторы проекта привлекали к этому процессу местных жителей, и лицей помог заинтересовать сохранением биоразнообразия своих подопечных, а заодно и их родителей.

Из уроков географии и экономики лицеисты в средней школе уже знали, что Нидерланды занимают второе (после США) место в мире по экспорту сельскохозяйственных продуктов. При этом Нидерланды — государство небольшое по территории, а значит, практически каждый клочок земли используется. Несмотря на это, в Нидерландах сохранились уникальные заливные луга, которые облюбовали многие болотные и луговые птицы, которые выводят там птенцов.

Эти сведения дополнили и актуализировали университетские преподаватели. Дело в том, что диких птиц в Нидерландах становится все меньше — в основном из-за изменений среды их обитания. Во-первых, фермеры засаживают луга для выпаса коров растениями с высоким содержанием протеина — так коровы дают молоко с большим содержанием белка, которое выше ценится. Но обогащение молока протеином обедняет экосистему, и некоторые птицы не могут найти себе корм. Во-вторых, луга часто косят, лишая крова птиц (вроде куропаток или жаворонков), которые выводят потомство в высокой траве.

Школьников разбили на группы по 3-4 человека и дали задание: опросить представителей разных групп интересов (фермеров, местных политиков, сотрудников природоохранных организаций) и составить мнение о проблеме, попробовав предложить пути решения и найдя компромиссы.

Кроме того, ученики провели собственную оценку природных ландшафтов — им в этом помогли специалисты из университета Гронингена. Подростки определяли, какие растения растут на разных лугах и как они влияют на экосистему в целом.

Последним этапом проекта стала обработка данных. Ученики строили цифровые модели пищевых сетей, составили описание землепользования в нынешнем виде и предложили варианты его адаптации, чтобы сохранить (или восстановить) биоразнообразие. Свои предложения они оформили в виде презентаций и выступили перед взрослыми участниками проекта и своими родителями.

Так как школьная программа была только частью большого проекта, его юные участники смогли познакомиться сразу с несколькими профессиональными мирами. В рамках проекта в трех регионах (в Испании, Нидерландах и на Кипре) прошли конференции, посвященные устойчивому землепользованию, и самые активные школьники могли принять в них участие, а остальные — посетить в качестве гостей.

В результате проекта университеты сформировали достаточно полную картину того, какие интересы сталкиваются на земле Нидерландов и какие потребности есть у участников процесса. Лицей обзавелся онлайн-курсами и методологией для следующих поколений школьников. А сами первые участники получили опыт работы над настоящим проектом и общение со взрослыми людьми разных профессий, не говоря уже о понимании того, как устроены их местные экосистемы.