Сегодня кураторы, наряду с художниками, сами по себе являются рассказчиками. Кураторы принимают решения о том, какие произведения искусства должны быть выставлены и как они должны быть представлены. Это они создают выставки как сюжеты, которые связывают экспозицию с историческими событиями, социальными проблемами и даже личным опытом. Иными словами, без них не мог бы появиться современный музей, где вместо привычного когда-то монолога произведений искусства теперь идет эмоциональный диалог между ними и посетителями.
Как и любая магистратура Erasmus Mundus, EDUMaH объединяет несколько университетов, и все студенты учатся в трех или четырех разных вузах — в зависимости от выбранного образовательного маршрута.
Весь поток начинает учебу в Университете Глазго (Великобритания): первый семестр посвящен основам музейного дела.
Перед вторым семестром студенты делают выбор. Семестр можно провести в университете Тарту в Эстонии, изучая фольклористику и прикладные науки о культурном наследии, а можно в Университетском колледже Корка в Ирландии с уклоном в цифровое искусство и гуманитарные науки.
На третий семестр можно отправиться на Мальту, чтобы углубить знания в области музейного дела и работы с культурным наследием, либо изучать визуальные искусства в университете имени святого Радбода Утрехтского в Нидерландах.
Наконец, студенты должны будут выбрать одну из двух летних стажировок: в Европейской музейной академии или в университете Ибероамерикана в Мехико.

«В первом семестре в Глазго наши лекторы много часов уделяли объяснению, кто такой куратор», — вспоминает Дарья. Теоретически куратор отвечает за концепцию выставочного пространства: продумывает, как именно и какие именно будут выставляться работы, и сопровождает их описанием. Но на деле только у кураторов очень крупных и богатых музеев круг обязанностей ограничивается этим. Обычно куратор занимается всем — от поиска произведений и переговоров с художниками до непосредственного размещения экспонатов в выставочном пространстве.
Главная задача куратора — концептуально выстроить экспозицию так, чтобы у посетителя сложилось целостное впечатление о ней. А на EDUMaH магистранты решают дополнительную задачу: как сделать экспозицию не только целостной и эмоционально заряженной, но и обучающей и расширяющей кругозор.

«По моему ощущению, магистерские программы Erasmus Mundus в принципе составлены с уклоном в междисциплинарный подход и социальную повестку. Поэтому в программах всегда присутствует образовательная составляющая или компонент с целями устойчивого развития. А в центре моей программы стоит то, что музеи и культурные институции – это не просто достопримечательности, а среда обучения».
Как политический контекст влияет на восприятие искусства? Какие возможности открываются в той или иной области с развитием цифровых технологий? Какая часть опыта, получаемого аудиторией в музее, теряется в результате этого развития? Эти вопросы обсуждаются на занятиях наряду с лекциями по психологии и теориям научения.
Дарья, студентка второго года магистратуры, — из тех, кто «дорос» до любви к музеям постепенно.
«В детстве я была совершенно равнодушна к музеям, — признается она. — Мама меня буквально силой таскала по разным экспозициям и выставкам, которые сейчас вспоминаются мне как гениальные культурные институции». Но так вышло, что ближе к концу школы ее заинтересовала культура и изящные искусства как проявления общественных процессов. Поэтому Дарья поступила на бакалавриат в НИУ ВШЭ по направлению «Культурология», а потом изучала теорию и практику современного искусства в Музее современного искусства «Гараж». И параллельно работала в галереях и на арт-ярмарке как куратор и арт-менеджер.
Попав в творческую среду, она поняла, что ей необходимо получить понимание того, как работает арт-рынок в разных странах. «Широкая насмотренность и международные связи для культурных работников, особенно администраторов, то есть кураторов и арт-менеджеров — основные столпы успеха, на мой взгляд», — говорит она. Так что поступление на магистратуру Erasmus Mundus было для Дарьи логичным шагом.

Зачем арт-менеджерам программирование
По словам Дарьи, в целом программа EDUMaН не очень сложна с академической точки зрения. Ни разу не было такого, чтобы какой-то студент не смог сдать работу. Но для Дарьи как для гуманитария один из семестров стал для нее проверкой на прочность.
Во втором семестре она сделала выбор в пользу учебы в Университетском колледже Корка с акцентом на диджитал технологиях. «Мне было интересно изучать диджитал-арт и основы программирования, чтобы потом понимать, как применить их в профессии, — вспоминает Дарья. — И пока что это был один из самых для меня продуктивных, сложных и полезных семестров».
Чтобы получить зачет по некоторым дисциплинам, нужно было сдать свой цифровой арт-объект — написать код и объяснить, как он работает. «Диджитал-арт — это новая форма художественного выражения, и благодаря этому курсу мы должны были понять, как эти формы работают и в веб-пространстве, и в традиционном культурном пространстве — музеях и галереях», — поясняет Дарья.

На других предметах студентов знакомили с тем, как именно могут использоваться цифровые технологии в искусстве. Так, на истории цифрового искусства рассказывали, как оно зародилось и как технологии блокчейна позволили обеспечить уникальность цифровых арт-объектов. На изучении цифровых методов анализа искали ответ на вопрос: какие исследования в сфере культуры можно проводить с привлечением цифровых технологий? Например, благодаря грамотно составленным онлайн-опросам музеи могут переосмыслять существующие экспозиции и благодаря этому привлекать больше посетителей.
Главная «фича»
Дарью больше интересует коммерческая составляющая арт-мира: как организовать такую выставку или экспозицию, чтобы она привлекла посетителей и окупилась? Акценты ее магистратуры расставлены иначе: это социальная повестка, инклюзия и этика. Тем не менее, Дарья довольна магистратурой, тем опытом и знаниями, которые она получает. Она все равно выбирает то, что ей интересно, и все большие работы ей удается писать по «своим» темам.
«Такая гибкость в Erasmus Mundus — огромный плюс не только для образования и карьеры, но для жизненного опыта в целом, — говорит Дарья. – Но для этого надо знать, что тебе нужно, и соответственно выстраивать свой путь обучения еще до его начала. Тогда от учебы удастся получить все, что тебе необходимо».
Ничего удивительного, что программа привлекает студентов с очень разным жизненным и профессиональным опытом. Из однокурсников Дарьи только один человек работал с музеями до поступления на EDUMaH. Среди ее однокашников есть историки и социологи, архитекторы и теоретики литературы, а также немало людей из сферы образования.
Поездки и стажировки музейных кураторов
В университетах Глазго и Неймегена предметы были предсказуемы и понятны для Дарьи с ее социально-гуманитарным бэкграундом: социология и история влияния социального контекста на музеи, политический аспект музейного дела, теории научения и особенности этого процесса среди разных возрастных и социальных групп.
Оба университета регулярно устраивали образовательные поездки, чтобы студенты знакомились с опытом успешных культурных институций «в поле». «Нам показывали разные форматы, от института искусств до музея стрит-арта без здания, чтобы мы могли изучить разные лаборатории производства культуры», — вспоминает Дарья.

По итогу каждой такой поездки студенты пишут аналитические эссе о том, какие методы работы культурной институции они увидели и как эти методы могут быть полезны в их собственном исследовании.
Между первым и вторым годами обучения EDUMaH предусматривает стажировку — либо в Европе, либо в Мексике. Дарья удаленно проходила стажировку в Европейской музейной академии и изучала походы к организации экспозиций под руководством Сандро Дебоно, музейным практиком и консультантом с Мальты.
Этого Дарье не хватило, и она самостоятельно нашла еще одну стажировку, чтобы дополнить академический подход Европейской музейной академии. Параллельно с учебой она стажировалась в Лондоне по направлениям бизнеса и маркетинга. А еще — начала развивать блог о международных контекстах культуры, искусства и образовательных возможностей.
Сейчас Дарья старается найти баланс между развитием этого сообщества и магистерской диссертацией. А через полгода, когда у нее на руках уже будет диплом, планирует с головой уйти в развитие своего собственного консультационного агентства.
На обложке: Инсталляция художника Дерека Салливана на выставке «Albatross Omnibus». Куратор: Грегори Берк.