Еврокампус

Научись здоровью смолоду: три удачных кейса из Европы, где детей подготовили к правильному образу жизни

Нездоровое питание, малоподвижный образ жизни и даже курение: эти опасности поджидают детей во многих странах вне зависимости от географии. Во взрослом возрасте перейти к разумным привычкам сложно, а вот освоить их в детстве – запросто. «Европульс» собрал в этом материале три кейса из разных стран Европы, где смогли научить детей (и их родителей) здоровому образу жизни.

Как создать среду для здорового образа жизни: опыт Амстердама

Десять лет назад мэрия Амстердама объявила, что намерена к 2033 году вырастить первое поколение, свободное от проблем с лишним весом, и запустила программу «Здоровый вес». Ее формула выглядит так: здоровое питание, физическая активность и качественный сон.

Причина – в окружении человека, а не в самом человеке, решили организаторы программы, и начали со школ, где дети проводят по полдня. Оттуда исчезли пирожные, молочные коктейли, картошка фри и другие нездоровые перекусы. А вблизи школ перестали вешать рекламу фастфуда и сладостей.

В регулярные медицинские обследования в школах и детских садах включили обязательный чек-ап ИМТ (индекса массы тела) и физического профиля. Если у ребенка обнаруживаются проблемы с весом или подвижностью, к нему приставляют специального волонтера. Тот помогает его родителям наладить диету и водит ребенка на дополнительные занятия физкультурой. Он же может посоветовать родителям обратиться к психологу, если видит, что причиной нарушения здоровых пищевых привычек могут быть конфликты в семье.

Чтобы дети больше двигались, мэрия изменила детские площадки. Там в обязательном порядке стали ставить «активные» элементы – по которым можно лазить, например, а не только «увеселительные» горки и качели. В близлежащих кварталах площадки теперь должны чередоваться: для малышей, для детей постарше и для подростков.

А для здорового сна городские власти ввели запреты на особенно яркую подсветку и биллборды.

Отдельное внимание программа уделяет мигрантам. Исследования Национального института здоровья показывают, что среди детей мигрантов риск ожирения и связанных с ним заболеваний вроде диабета вдвое выше, чем среди коренных нидерландцев. Родителям таких детей рассказывают, как бюджетно готовить полезную еду — причем дают не общие рекомендации, а конкретные: например, советуют, где покупать свежие овощи в их районе, чтобы не разориться.

Брошюры, которые разработал «Здоровый вес», сложно назвать полноценными учебными пособиями – скорее, это правила жизни. Зато они адресованы не только учителям и родителям, но и профессионалам, которые взаимодействуют с детьми и подростками и влияют на их рацион или стиль жизни (например, официантам в кафе).

За первые пять лет работы программы доля детей с лишним весом сократилась с почти 25% до 18%, причем самых заметных результатов удалось добиться в семьях с низким уровнем дохода.

Как не дать подросткам закурить: опыт Греции

Греция – традиционно одна из самых курящих стран ЕС. Чтобы избавить от никотина следующие поколения, в Греции запустили инициативу SmokeFreeGreece, основная цель которой — сдержать распространение пристрастия к табаку среди школьников. Ведь 90% курильщиков делают первую затяжку до 18 лет.

В первую очередь знакомят с последствия курения школьников 10–17  лет. Но создатели инициативы — лаборатория Джорджа Д. Беракиса при Греческом онкологическом сообществе — включила в проект не только самих подростков, но и значимых для них взрослых: учителей и родителей.

Логика такова: дети постоянно видят курильщиков на улице и на экранах телефонов, натыкаются на курящих персонажей в книгах и так далее. Образ курящего человека в результате воспринимается как нечто нормальное. Самый верный способ изменить это представление — не менее дотошно показывать подросткам обратную сторону медали.

Главным инструментом стали специальные уроки для школьников — интервенции. Волонтеры проекта беседуют со школьниками и в легкой форме рассказывают, чем грозит курение человеку с никотиновой зависимостью и его окружающим. Для младшеклассников 10–12 лет содержание урока общее: на нем рассказывают о влиянии активного и пассивного курения на здоровье человека. Для учеников средней школы в 13–14 лет добавляется социальный аспект и вопросы «крутости» курения. А старшеклассники в 15–17 лет могут на интервенции обсуждать отложенные последствия курения для здоровья и образ курильщиков в мировой и греческой культуре.

Такие уроки проводятся не только в школах больших городов, но даже и в маленьких островных школах, где порой учатся всего 5–10 детей.

Тетрадь, где собраны факты о курении и его последствиях

Учат не только детей, но и учителей, курящих родителей и вообще всех желающих (онлайн и бесплатно). Взрослым рассказывают, как их отношение к курению влияет на формирование этой привычки у детей. Оказывается, даже если родитель курит, но постоянно говорит «Не будь как я», его дети с меньшей вероятностью начнут курить.

Только за первые пять лет работы проекта доля курильщиков среди взрослых (берущихся за сигарету не реже нескольких раз в неделю) снизилась с 43% до 27%, а среди подростков — до 24%. Кроме того, продажи сигарет упали наполовину. Еще через пять лет курили всего 23% взрослых греков. Впрочем, до сих пор это почти самый высокий показатель среди стран ЕС — больше курильщиков только в Болгарии (28%). В среднем по ЕС, по данным 2019 года, курят 18,4% жителей, а в Швеции, самой некурящей стране, непростые отношения с табаком только у 6,4% взрослых. (В России, по данным опроса ВЦИОМ, курят 33% взрослых.)

Как научить детей правильно питаться: опыт Ясс (Румыния)

В начале десятых годов в румынском городе Яссы у каждого четвертого ребенка был лишний вес, а диагноз «ожирение» – у 10%. Уже в начале 20-х лишний вес был только у каждого десятого ребенка, а ожирение — лишь у 6%.

Это – заслуга программы «Котомка здоровья» (Traista cu sănătate), которую в 2012 разработал дидактический центр Университета Спиру Харет.

На протяжении нескольких лет учителя начальных классов и воспитатели детских садов города регулярно обсуждали, как встроить знания о здоровом образе жизни в школьную программу, и проводили эксперименты. Например, организовали поездки на ферму, чтобы дети познакомились там с выращиванием овощей.

В результате общими усилиями удалось разработать пособие для полноценного предмета в детских садах и младших классах. Знания в нем сгруппированы по 8 темам:  усвояемость пищи, роль воды в рационе, режим дня, физическая активность и другие слагаемые здорового образа жизни. И это не только теория: в каждой теме есть примеры практических занятий для класса и для дома. Например, список фактов о правильном питании для игры в «Правда или ложь», карточная игра о совместимости продуктов или видеоигра, в которой нужно собрать «здоровую» корзину продуктов в супермаркете.

«Котомка здоровья» оказалась настолько успешной, что ее взяли на вооружение в других городах Румынии и одна из школ Кишинева (Молдова). А потом программа стала полноценным школьным предметом по выбору для младшеклассников. В румынской системе образования в младшей школе есть один предмет по выбору, который не прописан Министерством образования, и каждая школа решает, какой набор предметов она может предложить. Как правило, ими оказываются практические навыки (например, кулинария или домоводство) или что-то связанное с культурой (история искусств, кино, театр).

Со временем «Котомка здоровья» стала работать и для взрослых. Например, она проводит онлайн-встречи родителей школьников – потому что на пищевое поведение детей особенно сильно влияют пищевые привычки значимых взрослых. Например, «заедание» стресса или нарушение режима питания из-за слишком долгого общения в гаджетах дети подхватывают очень легко.


Все программы в разное время становились лауреатами премии ЕС EU Health Award.