Выйти из зоны комфорта
Мобильность в Европе считается большим плюсом для любой карьеры. Существуют специальные программы – такие, как Erasmus+, предоставляющие возможность студентам, школьным и университетским преподавателям, тренерам и активистам учиться и работать в другой стране. Любой выход из зоны комфорта увеличивает ценность профессионала.
А для ученых работа в разных университетах – это возможность взглянуть на свое исследование с разных сторон и узнать о смежных проблемах. В России типична такая ситуация: вы всю жизнь работаете в одной лаборатории и до пенсии строгаете одну и ту же молекулу. Какую — это было определено исторически предыдущим завлабом. И у вас нет не только свободы выйти из этой колеи, но даже нет желания.
Отчасти виной тому — преподаватели российских вузов и начальники лабораторий, которые очень неохотно отпускают своих «воспитанников», даже если те не очень подходят для конкретных исследований. Отчасти виноваты сами студенты и молодые ученые, которые полагаются на случай и «невидимую руку научного руководителя» вместо того, чтобы самостоятельно искать новые области и подходы.
По большому счету, академическая мобильность молодых ученых решает проблемы и научных коллективов (приток новых кадров с новыми взглядами) и самих ученых (поиск себя).
Проникнуться «современным университетом»
В разных европейских странах разный подход. Например, в Германии в естественно-научных университетах выстроена иерархия, чем-то напоминающая систему российского образования. А вот в Нидерландах, Бельгии, Великобритании студенты и преподаватели работают почти на равных. Потому что они вместе борются с одной проблемой – непониманием законов природы.
Роль университета как места, где профессора передают студентам знания, уходит в прошлое. Невозможно быть умнее Google. Но можно делиться своими приемами аналитики и выступать «спарринг-партнером» в обкатке теорий.
Такой подход постепенно распространяется не только в Европе, но и по всему миру, поэтому стоит им проникнуться как можно раньше.
Научиться преподавать
В европейских университетах нет разделения на исследователей и профессоров. Даже если вы едете в Европу заниматься наукой, будьте готовы к тому, что придется преподавать.
Глубина понимания предмета дается только при преподавании. У исследователя, как бы хорошо он ни разбирался в своей области, в более общих вопросах знания рудиментарны. При этом каждый преподаватель европейского университета обязан пройти педагогическое обучение.
Вести лекции предстоит всем, кто едет заниматься научной деятельностью, а не учиться, то есть начиная с уровня студента программ PhD. Но бакалавры и магистры тоже почувствуют другие формы общения.
Открытый для диалога преподаватель, который готов обсудить проблему со студентом, а не просто дать ему задание и принять работу – частое явление в Европе. Благодаря этому у студента появляется ощущение и даже уверенность, что он что-то значит, что он нужен.
Получить обратную связь от научного сообщества и студентов
В принципе, работа ученого-химика не зависит от страны. Но она по-разному оценивается. В России последние годы для исследователя стало очень важным выполнить наукометрические показатели – напечатать статью в известном журнале, сделать как можно больше докладов на конференциях.
В Европе же в первую очередь смотрят на качество исследований. Качество определяется репутацией, а она в свою очередь зарабатывается в научном сообществе за счет воспроизводимости экспериментов и новизны теорий. Например, моя любимая статья опубликована в довольно узкоспециализированном журнале. Но ее знают мои коллеги, на нее ссылаются, ее обсуждают. Потому что исследование качественное, потому что опыт можно воспроизвести, получить такие же результаты и использовать их в дальнейшей работе.
Когда ученый в Европе проходит аттестацию, обращают внимание не только на отзывы его коллег. Студенты тоже вносят свою лепту. После того как бакалавры и магистры прошли курс, они ставят оценку лектору и пишут отзыв о его работе. Таким образом, молодому ученому легче понять, над чем еще необходимо работать.
Определить приоритеты
Одинокий человек мобильнее, чем семейный. Мне, например, приходилось отказываться от очень интересных предложений в других странах, потому что в Нидерландах у моей жены карьера, дети ходят в школу.
На самом деле семейных ученых поддерживают: университеты предоставляют более просторное жилье и места в школах и детских садах, в некоторых случаях даже подыскивают варианты трудоустройства для супругов. Но все же чем раньше решиться на зарубежный опыт исследовательской работы – тем проще.