Евроэкспресс

Камино-де-Сантьяго: как знаменитый паломнический путь наполовину стал туристическим маршрутом

Сантьяго-де-Компостела — испанский город, который называют третьим по популярности местом паломничества в западном христианстве (после Иерусалима и Рима) и единственным, паломнический маршрут которого — Камино-де-Сантьяго — знают и ценят наравне с самой святыней, к которой он ведет. Как Испании удалось превратить паломнический маршрут в туристическую достопримечательность, «Европульсу» рассказала Ирина Малюченко, научный исследователь университета Сантьяго-де-Компостела, которая пишет диссертацию по теме «Политика в области устойчивого туризма в интересах местного сообщества: пример Пути Святого Иакова в Галисии и Северной Португалии».

Сегодня Камино-де-Сантьяго (Путь Святого Иакова) — это целая система паломнических маршрутов. Всего официально признанных маршрутов десять, причем многие имеют альтернативные участки пути. Маршруты начинаются в разных городах Испании, Португалии и Франции и ведут в город Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании, где покоятся мощи святого апостола Иакова.

Камино в цифрах

В последние годы (не считая «пандемийные» 2020–2022) Камино-де-Сантьяго в среднем проходят 2 миллиона человек в год. Из них почти четверть получает компостелы — специальные сертификаты, которые выдаются за прохождение не меньше ста километров до Сантьяго-де-Компостела.

По количеству выданных компостел можно судить, насколько выросла популярность Камино за последние десятилетия. Так, если за весь 1972 год католическая церковь выдала 67 компостел, то сейчас Камино проходят почти полмиллиона человек в год.

Камино стал по-настоящему международным маршрутом, ведь больше половины паломников приезжают из-за рубежа.

Чисто религиозные мотивы уступают место иным: эзотерическим, терапевтическим, познавательным и так далее. 3а последние 20 лет резко сократилось число паломников, которые проходят Камино исключительно из религиозных побуждений.

История Камино

Первые упоминания о Камино датируются IX веком. Тогда король Астурии Альфонсо II Целомудренный узнал, что в галисийском городке обнаружилась могила святого апостола Иакова, и отправился туда на поклон. Он стал первым паломником и положил начало этой традиции, а маршрут, которым Альфонсо II добирался из столицы Астурии города Овьедо до Сантьяго-де-Компостела, известен и сегодня. Это так называемый Первоначальный путь, составляющий скромные по меркам Камино 320 километров.

В средние века Камино-де-Сантьяго набирал популярность и достиг зенита славы в XIV веке. Поклониться мощам Святого Иакова приходили как знатные особы, так и простолюдины.

«По ряду религиозных и политических причин продвижение Камино-де-Сантьяго со стороны Католической церкви началось сразу после обнаружения мощей апостола», — рассказывает Ирина Малюченко. Среди этих причин особенно выделяется борьба Испании с арабскими завоевателями, исповедовавшими ислам. Апостол Иаков, издревле считавшийся покровителем Испании, даже приобрел статус «Мавроборца» и стал символом, объединившим испанские христианские королевства в борьбе с арабским миром.

В средние века путь паломников начинался за порогом их дома — достаточно было намерения прибыть именно в Сантьяго-де-Компостела. Но со временем сложилось несколько особенно популярных маршрутов, которые используются по сей день. Вдоль них селились ремесленники и другие специалисты, предоставлявшие пилигримам услуги и товары. Многие из этих путей «захватывали» другие религиозные достопримечательности.

Популярность Камино несколько померкла в Новое время — из-за политических причин (Реконкиста окончательно вернула Пиренейский полуостров христианам) и бурного развития других сфер жизни. Но тем не менее, паломники продолжали отмерять ногами километры, чтобы посетить собор в Сантьяго-де-Компостела.

Возрождение Камино пришлось на конец ХХ века. Началось все с одного инфлюенсера — Римского Папы Иоанна Павла II. В 1982 году он совершил паломничество в Сантьяго-де-Компостела, где выступил на главной площади перед Кафедральным собором, где и хранятся мощи апостола Иакова, с речью, цитату из которой увековечили на мемориальной доске рядом с местом упокоения апостола: «…Посылаю тебе, старая Европа, мольбу, полную любви: найди себя снова. Стань самой собой. Познай свои истоки». Тогда же Иоанн Павел II напомнил о христианских корнях Европы и о необходимости духовно и человечески обновиться – это послание нашло отклик в сердцах многих. Через семь лет Папа Иоанн Павел II вернулся в Сантьяго — на организованный там IV католический съезд Всемирный день молодежи.

Спустя еще четыре года, в 1993, начинается история Камино-де-Сантьяго как нового туристического феномена. На 1993 год пришелся так называемый Год святого Иакова. Святой год – это католический праздник, который отмечается в автономном регионе Галисия начиная с XII века в те годы, когда день святого апостола Иакова выпадает на воскресенье. Основная «фишка» Святого года в том, что желающие могут пройти через Святые ворота Кафедрального собора Сантьяго-де-Компостела и получить отпущение всех грехов. Но в 1993 году этим дело не ограничилось, и День святого Иакова был отмечен с особым размахом.

Как Камино стал популярным туристическим маршрутом

Для Испании начало 90-х годов ознаменовалось экономическим ростом и важными для мирового имиджа страны событиями — Олимпиада в Барселоне, Всемирная выставка в Севилье в 1992 году, к их числу относится и празднование Святого года в 1993.

Вывести Святой год за рамки религиозного события решил тогдашний председатель автономного правительства Галисии Мануэль Фрага. «Фрага начал с того, что записывал свои амбициозные идеи на салфетках в компостельских тавернах, — рассказывает Ирина Малюченко. — Позже это вылилось в создание правительством Галисии первого плана международной популяризации и культурно-туристического развития Камино-де-Сантьяго». План предполагал восстановление инфраструктуры, строительство гостиниц для паломников, оснащение пути фонтанчиками для питья, указателями и местами для отдыха в тени. Важной составляющей этот плана была активная рекламная кампания с привлечением знаменитостей, известных далеко за пределами религиозных кругов.

Так, в 1993 году в Сантьяго-де-Компостела прошло множество концертов звезд мировой величины — Криса Айзека, Стинга и Боба Дилана. Эти выступления зародили основу традиции: сегодня в Сантьяго ежегодно проводится масштабный музыкальный фестиваль «Звук Пути», где выступают знаменитые исполнители со всего света.

«Дневник мага» и «Алхимик» Коэльо

Большую роль в «раскрутке» Камино сыграла литература. Вышедший в 1987 году роман бразильского писателя Пауло Коэльо «Дневник мага» сделал очень много для популяризации маршрута за пределами Испании. Другой роман Коэльо, «Алхимик», который тоже содержит отсылки к Камино, стал самой продаваемой книгой в истории Бразилии и был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая переводимая книга в мире при жизни автора: романы были переведены на 67 языков и издаются в 117 странах мира.

Они привлекли внимание к Пути Святого Иакова как к источнику личного и духовного роста, внеся элемент мистики и эзотерики в практику паломничества и сделав ее популярной среди самой широкой аудитории. Именно благодаря Коэльо и растущему интересу к его произведениям Камино стал международным символом духовного пути.

В 1993 году «выстрелили» паломнические паспорта и сертификаты-компостелы, которые даруют обладателю прощение грехов. Компостелу выдает церковь за прохождение последних 100 километров Камино пешком, либо 200 километров на велосипеде. Но идея популяризировать ее принадлежала специально созданному органу местной администрации, который занимается управлением Камино. Такой маркетинговый ход.

Невольным маркетинговым ходом стало включение Камино в один из списков наследия ЮНЕСКО.

Историческая часть города Сантьяго-де-Компостела была объявлена ЮНЕСКО объектом культурного наследия человечества еще в 1985 году. Но в 1993 и 2005 годах статус объектов всемирного культурного наследия получили еще и три самых популярных маршрута: Французский путь и маршруты Северного пути (Прибрежный и Исходный). «Это был первый случай, когда ЮНЕСКО причислила целый маршрут в список культурного наследия, — говорит Ирина. — Раньше этого высокого звания удостаивались только города или исторические места».

А с 1987 года Камино вошел в список Культурных маршрутов Совета Европы.

Безопасность, разметка и скидки для паломников

Работа с туристическим обликом Камино, конечно, не сводилась к рекламной кампании. Пожалуй, основная работа велась и ведется до сих пор «на земле», делая паломнические маршруты удобными, безопасными и даже инклюзивными.

Это началось еще в средние века. Средневековые короли Пиренейского полуострова, зная, что поток паломников приносит огромную выгоду, начали давать им различные привилегии: право свободно перевозить все необходимые товары, останавливаться в приютах и госпиталях. Со временем наряду с отдыхом путникам начали предоставлять медицинские услуги, а также определенную уверенность в защите от обмана и нападений благодаря строгим наказаниям для преступников. Но несмотря на это, не всем паломникам удавалось живыми дойти до заветной цели. Нападения и грабежи были частым явлением на пути в Сантьяго, не говоря уже о естественных опасностях от нехватки продовольствия до частых затяжных дождей.

Испания проделала огромную работу, и именно безопасность сегодняшнего Камино является главным отличием его от Камино средневекового, считает Ирина Малюченко. Во-первых, улучшилось само качество дорог, и речь не только о покрытии. Например, существует особая директива по оснащению Камино каменными указателями – верстовыми столбами, отмечающими оставшиеся до Сантьяго километры. Кроме них, есть бронзовые ракушки на брусчатке городских улиц, знаки для предупреждения водителей на автодорогах, где проходят общие с Камино участки маршрутов и другие указатели. Каждый из этих знаков располагается в строго определенном месте, имеет определенный размер, а желтые стрелочки, указывающие направление, имеют определенную толщину и угол наклона.

Правительство Галисии планирует выделить 40 миллионов евро на создание альтернативных пешеходных путей в тех местах, где Камино проходит по автодорогам. Таких дорог, где паломникам приходится делить пространство с транспортными средствами, в Галисии насчитывается 150 километров.

Все маршруты оборудованы необходимой инфраструктурой для путешественников. На всех сертифицированных маршрутах с определенной частотой (разной в зависимости от сложности участка пути) находятся места для ночлега, и в каждом обязательно имеется медицинская аптечка. Там же всегда есть возможность попросить помощи у Гражданской гвардии или полиции.

«Может показаться удивительным, но ежегодно сотни паломников проходят Камино на инвалидных колясках или на носилках в сопровождении волонтеров, членов семей и сотрудников Гражданской гвардии», — говорит Ирина. Правда, не все участки пока приспособлены для таких паломников, первопроходцем здесь является Французский путь. На многих его участках уже есть улучшенные дорожные условия: например, построены удобные подъезды, а многие альберге адаптированы для особых нужд.

Альберге

Это особый тип размещения, предназначенный специально для паломников (чтобы подтвердить этот статус, пригодится паспорт паломника). Большинство альберге финансируется государством. Некоторые альберге принимают всех туристов, другие — исключительно паломников. Правила в альберге довольно жесткие: например, там нельзя оставаться дольше, чем на одну ночь, и отправиться в путь нужно до десяти утра. Зато остановиться во многих альберге можно бесплатно, причем это касается не только людей, но и лошадей (Камино можно совершить верхом).

Помимо альберге, идущие по Камино останавливаются и в гостиницах, и в частных домах по принципу Airbnb.

Для паломников существуют и другие «плюшки». Например, некоторые кафе и рестораны на Камино предлагают особое меню для паломников — еда там простая, зато цены значительно ниже, чем в основном меню. Доступ к паломническому меню открывает все тот же паспорт паломника. Правда, в отличие от альберге, кафе не получают финансирования от государства.

Один путь, но много маршрутов

По состоянию на 2024 год официально признанных Камино (по прохождении которых паломник может получить компостелу и отпущение грехов) всего десять, но кажется, что намного больше. Дело в том, что многие маршруты разветвляются, и на некоторых участках идут несколькими альтернативными путями. Так, например, второй по популярности путь — Португальский (Camino Portugués) — включает пути Внутренний (Interior), Центральный (Central), Миньото-Рибейро (Miñoto Ribeiro), Жейра и Арриейруш (Geira e Arrieiros), а также Прибрежный путь (Camino Portugués de la Costa).

Самым популярный маршрут — Французский (Camino Francés), который начинается в Пиренейских горах и тянется на протяжении 930 километров.

Особенным маршрутом является Первоначальный путь (Camino Primitivo), тот самый, которым в Сантьяго-де-Компостелу отправился Альфонсо II Целомудренный в IX веке.

Серебряный путь (Vía de la Plata) начинается в Севилье и совпадает маршрутом с римской мощеной камнем дорогой, которая связывала места добычи полезных ископаемых – золотые прииски в Лас-Медулас в провинции Кастилья и Леон и район Рио-Тинто в Андалусии, где добывали золото, серебро, медь и другие ценные металлы. С Серебряным путем соединяется сеть дорог, названных Мосарабским путем (Camino Mozárabe). Это тоже Камино, и он приобрел особое значение в Средние века, поскольку эти дороги связывали важные порты мусульманской Испании Аль-Андалус с крупными городами внутренних районов страны.

Край Земли

Все маршруты святого апостола Иакова на площадь Обрадойро, где стоит Кафедральный собор с мощами апостола. Но есть один путь, который там начинается. Это путь в Фистерру и Мухию. Пройдя 120 километров, паломники попадают на побережье Атлантического океана, к самой западной точке Испании – «краю Земли», как считали древние римляне. Туда ходили и в средние века (вероятно, и до обретения мощей Святого Иакова): людям было интересно добраться до края Земли и постараться заглянуть за горизонт.

Маршрут Путь Торреса (Camino de Torres) начинается в Саламанке. «Это недавно признанный официально маршрут, — рассказывает Ирина. — Он был восстановлен сотрудниками Университета Саламанки на основе рассказа писателя Диего Торреса о его приключениях на пути в Сантьяго-де-Компостела, который тот совершил в XVIII веке».

История Пути Торреса важна еще и потому, что дает наглядное представление о том, что значит «официально признанный Камино». Этот статус получают те маршруты, описание которых есть в письменных источниках. Признать конкретный маршрут официальным Камино обычно предлагают муниципалитеты, Ассоциации друзей Камино или историки, занимающиеся исследованием Пути Святого Иакова.

Они формируют заявку, которую рассматривают церковные и светские власти. Первыми свое слово говорят представители католической церкви — Архиепископство Сантьяго-де-Компостела, — его одобрение позволяет путникам получить компостелу по завершении паломничества к гробу апостола Святого Иакова по новому маршруту. В то же время заявку изучает Международный комитет экспертов: оцениваются документы, письменные свидетельства и картографический план близлежащей местности. Если все описания сходятся и подлинность документов не подлежит сомнению, заявка получает аккредитацию правительства Галисии, и тогда маршрут признается официальным. Эту процедуру могут проходить как отдельные участки пути, так и целые маршруты, не пересекающиеся с уже существующими.

Официальными маршрутами ведает специально созданная государственная компания, управляющая планом популяризации Камино-де-Сантьяго. В ее ведении находится ответственность за охрану объектов культурного наследия, находящихся на пути (монастыри, церкви, исторические здания и даже дубравы или отдельно растущие пальмы и платаны), а также логистическое оснащение и содержание маршрута в порядке.

В последние годы помимо сухопутных Камино появляться и активно продвигаются дополняющие их морские пути. Есть компании, которые предлагают в аренду парусные лодки или яхты, на которых можно отправиться в сопровождении дельфинов в прибрежный город Ноя в 35 километрах от Сантьяго-де-Компостела. Чтобы получить компостелу, необходимо пройти на лодке около 165 километров, а затем пройти пешком не менее двенадцати.

Пока официальный морской путь один, он так и называется — Морской путь. Плывущие по нему паломники стремятся воссоздать путь лодки, на которой ученики апостола перевезли его останки из Яффы (нынешний Израиль) в город Падрон неподалеку от Сантьяго-де-Компостела.

Падрон, или камень

По преданию, ученики пришвартовали лодку с мощами Иакова к каменному столбу. Сегодня этот столб находится под главным алтарем собора святого Иакова в Падроне. Город своим названием обязан этому камню — в переводе с галисийского «падрон» означает «камень». Есть и альтернативная легенда о том, что тело было перенесено из лодки на лежащий у берега камень, отчего тот размягчился и принял форму тела апостола Иакова.

Паломнический квиз

Как паломник может подтвердить, что он прошел пешком 100 километров до Сантьяго-де-Компостелы, и получить компостелу вместе с отпущением грехов?

Все начинается незадолго до старта. В туристических магазинах и почтовых отделениях на всех Камино продаются так называемые паспорта паломника. Владельцы различных заведений вдоль Камино ставят в паспорт свои печати и даты. Печати можно получить, заходя по пути в церкви, туристические офисы, музеи, проведя ночь в приютах-альберге или даже в кафе или ресторанах.

По этим этим печатям в паспорте паломника можно отследить весь его путь. Тем, кто прошел пешком или проехал на лошади последние 100 километров или 200 километров на велосипеде, в офисе паломников выдают сертификат, компостелу.

Вообще такого рода документы паломника существовали еще в Средние века, а современный формат сертификата появился на I Международном Конгрессе Ассоциаций Друзей Пути Святого Иакова, состоявшемся в испанском городе Хака в сентябре 1987 года. Тогда паспорт паломника стал одной из основных способов возродить интерес к Камино наряду с указателями на маршрутах и развитием сети приютов.

100 или 300 километров

«Отсечку» в 100 километров для получения компостелы капитул епископальной церкви Сантьяго принял в 1999 году. Но до сих пор некоторые ассоциации, такие как «Братство Камино» и «Галисийская ассоциация друзей Камино», требуют увеличить это расстояние как минимум до 300 километров. Они считают, что пройти 100 километров — недостаточное испытание, и Камино превратилось в «прогулку по Галисии».

Сегодня же чаще всего паломники прибывают в аэропорт или на вокзал Сантьяго-де-Компостела, едут на автобусе до одной из самых популярных отправных точек Камино — городка Саррия (31% всех идущих по Камино начинают путь именно здесь), который как раз и находится в 111 километрах от Сантьяго, или до Туи (в 118 километрах от Сантьяго) и в большинстве случаев, не проводя ночь в конечном пункте, сразу уезжают.


В современной интерпретации Камино-де-Сантьяго не потерял своего религиозного смысла, а скорее приобрел новые. Ключевой фигурой, связанной с паломническим путем, был и остается один из двенадцати апостолов Иаков Зеведеев, или Иаков Старший – один из ближайших учеников Иисуса Христа. Но с конца ХХ века в понятие современного паломничества и, в частности, прохождения Камино-де-Сантьяго вплетались новые смыслы: с одной стороны, путь как способ медитации и содержательного уединения, с другой — наоборот — приключение, встречи с новыми людьми, физическая активность, проверка своих сил.

Прямо перед входом в историческую часть Сантьяго-де-Компостела, если идти по Французскому пути, на брусчатке выгравирована фраза, принадлежащая немецкому поэту, драматургу и ученому Иоганну Вольфгангу фон Гете: «Европа была создана благодаря паломничеству в Компостелу». Именно благодаря этому паломническому пути, как на Иберийском полуострове, так и на путях, ведущих к Пиренеям, начало развиваться культурное и экономическое взаимодействие, где паломники обменивались не только товарами, но и знаниями, передавая их друг другу, что и способствовало созданию той Европы, которую мы знаем сегодня.