3 этапа школьного образования в Испании
В Испании обязательное образование начинается с трех лет. В детский сад детей отдают очень рано – 4-месячный возраст «старта» весьма распространен, хотя и не обязателен. Часто детский сад работает при школе.
Школьное образование делится на три этапа. Первый, трехлетний – Infantil (в переводе – «Детский период»). Второй этап – Primaria («Начальное образование») — длится 6 лет. И третий, на 4 года — ESO («Среднее образование»). После этого дети выбирают бакалавриат, профессиональное образование, либо какое-то высшее специальное. Заканчивают школу в Испании в 16-17 лет.
Как выбирают школу
Есть три вида школ – во-первых, государственные; во-вторых, частично субсидируемые автономным правительством Каталонии и, наконец, частные.
В мэрии есть список всех жителей, прописанных в каждом районе. Ближе к трем годам ребенка родителям приходит письмо, в котором напоминают, когда и куда можно подать заявление, вместе со списком ближайших школ. В этот же период по местному телевидению активно идет социальная реклама о том, когда и как можно подать документы, так что сориентироваться несложно.
Учебный год в Испании начинается в сентябре, а прием документов стартует в мае. Перед этим – примерно с февраля по апрель — проходят дни открытых дверей.
Группе в 5-10 родителей проводят экскурсию по школе, показывают инфраструктуру, рассказывают про систему обучения (базовые предметы во всех школах одинаковы, но подходы различаются).
В заявлении, которое родители подают в мэрию, указывают три выбранные школы начиная с приоритетной (в эту школу заявление и попадает первым делом). Выбирать можно как из государственных и субсидированных школ, так и из частных. В субсидированных школах учеба частично оплачивается (примерно 370 — 450 евро в месяц с учетом питания). Образование в частной школе без субсидий может стоить до 700-900 евро в месяц. А в государственных школах учеба бесплатная за исключением питания и учебников.
Как правило, родители в своем выборе первой указывают субсидированную школу, потому что в нее попасть вернее всего. Сложнее всего получить место в государственной школе, потому что в нее «конкурс на место» выше, чем в субсидированной.
Изначально приоритет при формировании классов отдается незащищенным слоям населения: мамам-одиночкам, родителям детей с различными заболеваниями. Среди остальных претендентов, единственный приоритет которых – место проживания по соседству, мэрия проводит что-то вроде лотереи. Если в школу, обозначенную в выборе родителей первой, ребенок не проходит, его заявление переходит в школу, которая значится под номером два. Не проходит и в нее – тогда в третью. Если не повезло и с третьей, мэрия предлагает места в других школах.
В классе обычно 25 — 26 человек. В некоторых школах набирают сразу по два или по три первых класса.
Ближе к 3 годам моего старшего сына я побывала на нескольких днях открытых дверей, в том числе и в государственной школе. Она не сильно отличалась от частных; мы не рискнули ее указать из-за опасений остаться без места. В итоге сын пошел в субсидированную школу недалеко от дома, в которой в свое время учился его отец. В эту же школу в прошлом году пошел и наш младший сын. И, в принципе, я ей очень довольна.
Как учатся в «детской» школе
Первые три года в испанской школе – это сплошные игры и почти никаких обязательств. Школа здесь свободная и неформальная, и детям это сразу нравится. Я не видела в Испании детей, даже в старших классах, которые бы не хотели идти в школу! Нет такого отношения к школе как к сплошной сложной учебе, за партой, в полной тишине.
Но хотя со стороны это выглядит, как игра, всё так или иначе направлено на совершенствование ребенка, развитие моторики, памяти, внимания, других навыков. К 5 годам в испанских школах все дети умеют читать, а некоторые – и писать. То есть такая ненавязчивая форма обучения дает очень эффективные результаты.
Несложные домашние задания дают уже на этапе Infantil, но на них рекомендуется тратить не больше получаса. В Primaria уроков тоже немного. Например, 7-летнего ребенка могут попросить сосчитать несколько примеров в столбик. На каждый день — только одно домашнее задание.
Как организован учебный процесс в классе
Парты в испанской начальной школе расставлены не рядами, а по 3-4 стола квадратом, и дети по 3-4 человека сидят лицом друг к другу, а не к доске. Каждый ребенок пишет или рисует в своей тетрадке или изучает свою книжку, но при этом он взаимодействует с одноклассниками, они обсуждают предметы, помогают друг другу. Считается, что во время таких групповых занятий лучше усваивается материал.
Более того, внутри этих групп есть распределение ролей. Кого-то из детей назначают распорядителем, кого-то — ответственным за чистоту и порядок, чтобы они чувствовали свою значимость. Время от времени происходит ротация и этих ролей, и самих детей в этих мини-группах, чтобы стимулировать учебный процесс.
В классах Infantil учитель один, он – главный человек в классе. Но помимо него есть помощник, который не участвует в учебном процессе, а следит за детьми. На этапе Primaria, когда идет упор на предметы (появляются математика, каталонский, обществознание, информатика в игровой форме), добавляются и новые преподаватели.
В испанских школах доска есть, но ей пользуются очень редко. Это приспособление давно заменил проектор (на котором детям демонстрируют слайды) и компьютеры (которые есть уже на этапе Infantil).
Как ставят оценки
В первых классах оценок нет, но каждые три месяца школа присылает родителям так называемый информер – бюллетень, в котором подробно рассказывается, какие предметы сейчас изучаются, как развивается ребенок, как он себя ведет, умеет ли надевать ботинки, насколько активно проявляет себя на уроках, как общается с другими детьми.
На этапе Primaria появляются оценки: это 10-балльная система, которая для простоты делится на три категории – «Сдал отлично», «Сдал хорошо/средне» и «Не сдал». Это, скорее, условная система, которой ни дети, ни учителя не придают особого значения.
Считается, что детей надо только хвалить и мотивировать к учебе. У старшего сына до сих пор сложно идет чтение: с трудом можно заставить его сесть и почитать. Но в школе ему еще ни разу еще не сказали, что он плохо справляется. Я об этой проблеме узнала от преподавателя с примерно такой формулировкой: «Обращаем внимание на то, что у вашего ребенка не полностью раскрыт потенциал в области чтения. Рекомендуем стимулировать его к занятиям этим предметом».
Чем полезна ассоциация родителей
Музыка и спорт – это обязательные предметы, которые есть во всех школах. Помимо музыки в некоторых Primaria есть еще отдельный предмет раз в неделю – музыкальный инструмент. Могут предложить на выбор скрипку, флейту, виолончель и дудку.
Мой старший сын выбрал виолончель, но покупать ее не пришлось: в Испании есть ассоциация родителей AMPA, так называемый родительский совет. Члены совета за 30 евро годового взноса пользуются разнообразными услугами, и виолончель за 40 евро в год мы получили именно оттуда. Там же можно взять напрокат и форму для физкультуры, к примеру. Ее носят и на разных выездных экскурсиях (зоопарки, фермы, фабрики шоколада), чтобы детей было проще узнать и собрать.
Как родители получают обратную связь
По меньшей мере раз в полгода школа устраивает индивидуальную встречу родителей с преподавателем класса, на которой подробно рассказывают обо всем и отвечают на вопросы. Плюс к этому в любой момент такую встречу можно запросить.
У всех преподавателей есть личные е-мейлы, на который можно написать с вопросом и получить ответ в тот же день – в том числе и вечером, и в выходные.
Кроме того, у каждого ребенка есть записная книжка, которую он носит в школу каждый день для так называемого прямого общения родителей с преподавателем. В этой записной книжке учитель и родители пишут друг другу пожелания и комментарии (например, как поел ребенок или как поспал).
Директор школы зачастую знает по именам всех учеников! Я не раз видела, как директор общался с моим старшим сыном, здоровался, называл по имени и спрашивал, как дела. Вот эта близость в общении – между учителями (и даже директором) и детьми очень важна.
«Продленка»
В классах Infantil есть период адаптации – ребенка можно забрать из школы уже с обеда, начиная с часа до трех. Можно также за совсем небольшую плату привезти ребенка на час раньше и забрать на час позже (стандартный школьный день – с 9:00 до 17:00). В эти дополнительные часы дети, конечно, не учатся, они просто играют, читают или спят, но под надежным присмотром. После обеда для оставшихся в школе детей организованы разные кружки — театр, английский, пластика, дзюдо.
Забрать ребенка из школы случайный человек не может: это должен быть либо родитель, либо доверенное лицо, которое вписано в личную карточку ребенка.
Тихий час
Тихий час (есть он или нет, зависит от школы) — это не принудительный сон, это так называемый «час релакса» в классах Infantil: дети берут свои матрасы и одеяла, играет тихая музыка, на потолок проецируется свет лампочек. Спать при этом не обязательно. На спальные принадлежности родители обязательно должны наклеить или вышить какого-нибудь Микки-Мауса или собачку, чтобы ребенок мог узнать свои вещи: инициалы они еще не распознают.