Как это удалось Лиссабону?
Во-первых, город ликвидировал ряд вредных производств.
Во-вторых, он начал переходить на «зеленые» источники энергии и экономить электричество. Например, стал освещать улицы и здания энергосберегающими LED-фонарями и при этом активно использовать энергию солнца. К 2021 году солнечных батарей в Лиссабоне станет в 6 раз больше по сравнению со всего лишь 2017 годом. Уже сейчас всего за несколько лет Лиссабон научился тратить на 23% меньше электроэнергии.
В-третьих, в городе стали высаживать больше деревьев, завели «кустарниковые линии» для тени и объединили «зелеными коридорами» существующие зеленые зоны.
В-четвертых, город борется с чрезмерным автомобильным трафиком — сегодня по улицам Лиссабона ежедневно ездит 370 тысяч машин при том, что в городе живет всего 550 тысяч жителей. Уменьшить количество автомобилей в Лиссабоне хотя бы на 10 тысяч для начала – вот приоритетная задача программы превращения городского центра из автомобильного в пешеходный.
Для этого Лиссабон уже стал пересаживать горожан и туристов на устойчивые виды общественного транспорта: автобусов на углеродном топливе стало меньше, а трамваев – больше.
А главное, Лиссабон начал создавать жителям и туристам условия для того, чтобы они пользовались экологичным личным транспортом на электричестве, особенно велосипедами.
На электричестве, без труда и выбросов
Лиссабон лежит на холмах, так что там очень много подъемов и спусков, требующих недюжинных сил для их преодоления на велосипеде.
Поэтому городские власти сделали ставку на электровелосипеды, электроскутеры и электросамокаты. Три года назад в Лиссабоне запустили прокат по схеме E-Scooters, E-Cars, E-Bikes («Электрические самокаты, автомобили и велосипеды»), и приоритет отдан велосипеду. Цель – добиться ежедневных «электрических» поездок для каждого жителя или гостя города, причем более половины этих поездок должно приходиться на часы пик.
К следующему году Лиссабон надеется увеличить количество велосипедистов в городе в 8 раз. Чтобы помочь горожанам с покупкой двухколесного транспорта, город субсидирует часть стоимости велосипеда – обычного или работающего на электричестве (от 100 евро за простой велосипед до 500 за грузовой электровелосипед).
Уже сейчас две трети от общего количества велосипедов в городском прокате работают на электричестве. Найти их можно на 140 прокатных станциях, и на каждой из них стоит минимум 10 электробайков.
Пока что по Лиссабону проходит 161 километр велотрасс, но уже в следующем году построят еще 200 километров новых дорог для велосипедистов, плюс 9 веломостов через реку. Карта Лиссабона похожа на человеческое сердце в разрезе, и если сравнивать «сердца» 2017 и 2020 годов, то видно, как второе буквально пронизано новыми артериями, выделенными красным для наглядности, – сетью современных велодорог. Хотя еще в 2011 году в Лиссабоне практически не было велосипедистов!
Городские власти активно продвигают и электромобили. Лиссабон входит в ТОП-10 городов мира с самой развитой сетью зарядных пунктов для электромобилей; кроме того, действует удобный прокат с системой скидок. А 39% муниципального служебного автопарка работает на электричестве.
Новый старый трамвай
Транспорт в Лиссабоне ассоциируется в первую очередь с исторической трамвайной линией, конкурирующей с традиционными туристическими «басами». Когда-то это был скорее забавный аттракцион, к тому же требовавший реконструкции. И вот наконец линия удлинилась, а вагоны стали более комфортабельными.
Кроме того, теперь эта историческая линия полноценно включена в общегородскую трамвайную сеть, которая за последние три года приросла двумя новыми линиями, соединяющими центр с отдаленными районами и некоторыми соседними городками.
К концу 2020 года в городе по рельсам забегает 40 новых трамваев, а общая протяженность линий станет на треть больше по сравнению со всего лишь четырехлетней давностью.
Зеленые коридоры между зелеными зонами
Еще одна проблема Лиссабона до недавних пор выглядела как замкнутый круг: старинные улицы, привлекающие туристов, были лишены зелени, а солнце в городе большую часть года немилосердно жарит. Как в таких условиях предлагать горожанам выбирать прогулку, а не поездку на транспорте?
Решение было найдено в так называемой зональности: территория Лиссабона делится поквартально так, чтобы «каменные мешки» старого города равномерно и часто перемежались зелеными территориями.
Кроме того, каждый гуляющий по тенистым аллеям в южной части города должен иметь возможность по-прежнему не страдая от солнца попасть в северную, или западную, или восточную часть Лиссабона, при желании – через исторический центр.
Соединительной артерией между зелеными зонами города стал «зеленый коридор» Вале-де-Алькантара. Он соединяет парки в разных уголках Лиссабона с крупнейшим в городе парком Монсанто, берегами реки Тежу, районными садами. Климат позволяет культивировать в городе не только традиционные пальмы, не дающие внятной тени, но и все многообразие южной флоры. Ставка сделана также на мелкие сады и бульвары практически вдоль всех улиц.
Вода, ни много ни мало
Отношения с водой у Лиссабона всегда были сложные. Расположенный на берегу океана, крупный европейский порт Лиссабон постоянно страдает то от засухи, то от наводнений.
С одной стороны, здесь большую часть года стоит засушливая жаркая погода, и пальмы не случайно преобладают на улицах, ведь они не нуждаются в регулярном поливе. С другой стороны, сильные ливни, которые иногда идут сутки напролет, и время от времени выходящее из берегов море затопляют улицы. Несколько лет назад город надолго был практически парализован после очередного урагана с ливнем.
До недавнего времени городская ливневая канализация постоянно сталкивалась с засорами, и ситуацию усугубляла пониженная проницаемость местной почвы и холмистый рельеф. Понадобился прорыв инженерной мысли – так называемые водяные заводы. Это интегрированные в общую систему очистные сооружения для сточных вод в жилых районах города. Работают они благодаря грамотно спроектированной сети водоотводных труб и крупных туннелей, резервуаров (в том числе природных на территории парков) и кранов, регулирующих потоки воды.
А чтобы не терять воду при поливе зеленых зон, Лиссабон модернизировал системы ирригации так, чтобы связать их в единую сеть с возможностью запасать воду. Когда так часто стоит жаркая засушливая погода, глупо позволять воде просто утекать под землю.
Кроме того, теперь в городе постоянно контролируется состояние городских водоемов и фонтанов. Они то пересыхали, то ломалась система водоснабжения, то появлялись утечки. Лиссабон реконструировал многие городские фонтаны, а там, где полноценных фонтанов нет — установлены питьевые фонтанчики. Лиссабонец или турист, идущий пешком или несущийся на электробайке – все теперь могут перемещаться по городу в милосердной тени среди зелени и дыша чистым воздухом.