Евротренд

Столичный город без шума и пыли: почему Осло стал «Зеленой столицей Европы — 2019»

Сокращение вредных выбросов (на 95% к 2030 году!), тотальная электромобилизация, развитый общественный транспорт, огороды в центре города и ульи, «зеленые» крыши и низкий уровень шума: понятно, почему Осло в этом году объявлен «Зеленой столицей Европы».

Титул «Зеленая столица Европы» ежегодно присуждается городу с населением больше 100 тысяч человек. Претендовать на него могут города из стран Евросоюза и стран-кандидатов на вступление в ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии. В 2018 «Зеленой столицей» был город в Нидерландах Неймеген.

Стать «Зеленой столицей» Европы Осло было буквально на роду написано. Столица Норвегии так удачно расположена, что сама природа уже позаботилась об идеальных условиях для жизни, надо только ей не мешать. Город небольшой, его окружают лесистые холмы, а суша вся изрезана фьордами и каналами.

Несмотря на столичный статус, в Осло проживает всего около 660 тысяч человек. Население в основном молодое и хорошо образованное, с регулярным притоком мигрантов-специалистов в самых различных областях. А местные власти уже много лет как используют новейшие технологии в урбанистике. Поэтому у Осло все шансы в скором времени превратиться в настоящий город будущего, как его представляют в фантастических романах: полное слияние с природой и максимум комфорта для человека.

«Зеленая» политика

Улучшением окружающей среды в Осло занимаются давно. Впервые проблема недостаточно хорошей экологии была озвучена в 1998 году, тогда же увидела свет городская экологическая программа. С тех пор ее несколько раз пересматривали, ища целостный подход.

На сегодняшний день «зеленая» политика Осло – это и сокращение вредных выбросов (на 95% к 2030 году!), и контроль пагубных изменений климата, и повышение мобильности жителей, и грамотная переработке отходов и сточных вод. А в целом там работают над превращением норвежской столицы в оазис здоровья, комфорта и яркой, насыщенной жизни.

YouTube видео

Транспортная революция

Чтобы горожане могли дышать по-настоящему чистым воздухом, местные власти постепенно увеличивают рынок автомобилей с нулевым уровнем выбросов.

Сегодня 30% всех новых автомашин, продаваемых в Осло,− это электромобили. Пересаживаться на них очень выгодно: налог на покупку электромобиля отсутствует, цена освобождается от НДС, бесплатная парковка гарантирована, а владельцы получают право бесплатного проезда на общественном транспорте и паромах, бесплатное электричество для зарядки аккумулятора и доступ к автобусной полосе. Кто ж не согласится?

В будущем планируется пересадить на электромобили абсолютно всех, машины на бензине или газу окончательно канут в Лету. А общественный транспорт тем временем заменяет обычное топливо безопасным биогазом, получаемым после переработки биоотходов. Компания Ruter, владеющая автобусами, трамваями, метро и паромами в Осло, полностью перевела их на биогаз. К 2020 году в городе не останется ни единого автобуса на дизеле.

Выбросов в городе и так немного: там нет предприятий тяжелой промышленности, а электричество в черте города вырабатывается только с помощью гидроэнергетических систем.

Мобильный город

Комфортно в городе лишь тогда, когда можно легко и быстро добраться из любой его точки в другую. В Осло постоянно увеличивают пропускную способность общественного транспорта: открываются новые маршруты, возникают новые остановки, автобусы и вагоны модернизируются, становятся все удобнее, особенно для маломобильных граждан, оптимизируются тарифы за проезд, а билеты можно купить прямо в приложении смартфона.

Одновременно становится меньше личных авто на улицах, в том числе за счет строгих ограничений парковки. Проект Car-Free City Life, или «Город без машин», на сегодняшний день в Осло в приоритете. И вот уже 65% всех потребностей в передвижении по городу покрываются за счет общественного транспорта и велосипедов, и это только начало. Личным автомобилям недавно был закрыт доступ в центр города.

Как Милан стал городом для людей, а не автомобилей

Чтобы сделать движение на дорогах безопаснее, власти планируют пересмотреть нормы скорости в черте города. Появится больше заградительных и разделительных «зеленых» полос, выделенных переходов и «островков безопасности». И уже работает новое мобильное приложение Traffic Agent, обнаруживающее тревожные зоны на дорогах в районе школ.  Приложение предназначено для детей и построено в игровом формате.

Поскольку в Осло активно застраиваются окраины, понадобились новые ветки метро, связывающие эти районы с центром и разгружающие старые линии. Впереди также модернизация системы сигнализации в метро, развитие дополнительной трамвайной сети по всему городу, реконструкция велодорожек.

На велосипеде и пешком

Велодорожки, проложенные по всему городу, будут освещены прогрессивными фонарями, меняющими интенсивность освещения в зависимости от времени суток. Кроме того, дорожки заново покроют специальным технологичным материалом, обеспечивающим лучшее сцепление с покрышками, а от тротуаров и дорог их отделят полосы травы и кустов. Так как город холмистый, крутить педали бывает тяжеловато. Поэтому был объявлен пилотный проект проката электровелосипедов: они сводят проблему горок на нет.

А если надоело рулить на велике, вполне можно отправиться в путь пешком. В Осло пешеход в приоритете, здесь постоянно прокладывают пешие маршруты, причем подгоняют их под стандарты лесных прогулок – тропинки ведут любителей прогулок через парки, луга, скверы, леса, вокруг фьордов и речки. Пройдешь пару километров и получишь полную иллюзию вылазки на природу, и это в центре столицы.

Фото: Mikael F. / Flickr

Своя морковка в центре города

Мало жителям Осло традиционных парков, садов и скверов, так теперь прямо в городе появляются грядки. Конечно, они нисколько не напоминают ветхозаветные палисадники. Огороды не привязаны к дворам — это новые общественные пространства, отлично вписанные в городскую планировку и занимающие территории бывших пустырей и промзон. Каждый волен туда прийти и погулять среди грядок, можно и поучаствовать в выращивании овощей — например, заняться поливом.

Так как Осло не обделен природными красотами, грех ими не воспользоваться. Горнолыжные склоны привлекают не только местных жителей, но и туристов. А еще вокруг города и в его зоне полно пляжей. Купаться не всегда позволяет слишком холодная вода, но отдых от этого не страдает. Жаль только, что в Осло часто холодно и дождливо.

Новейшая климатология

Дожди в Осло будут идти все чаще и сильнее. Когда город становится больше похожим на лес, в который встроены улицы и площади, это неизбежно влияет на микроклимат. Огромное количество зелени провоцирует бурные осадки, так как ускоряется круговорот воды в природе. В борьбе с ливнями власти Осло во всеоружии: расширенная ливневая канализация, специальные резервуары и «зеленые» крыши – все это удерживает дождевую воду. Поэтому луж вы в городе не встретите, а затопление ему и подавно не грозит.

«Зеленые» крыши и подземные ходы

Крыши, засаженные травой и деревьями, преимущественно плодовыми, − «фишка» города и давняя традиция. Это так называемые верхние дворы. Сначала сады разводили на крышах небольших деревянных зданий, а сейчас насаждениями охвачены почти все крыши. И это не просто дань традиции или озеленительная мера: нынешние «зеленые» крыши высокотехнологичны и играют важную роль в регулировании воды после обильных осадков. Вторая такая роль отведена подземным пространствам. В 2013 году в Осло стартовал проект Sub-surface, созданный для управления канализационными сетями и контроля грунтовых вод.

Фото: Ulf Bodin / Flickr

Вместо фабрики — дома

На крышах новых домов зелень стала уже неотъемлемой деталью экстерьера. А застройка сейчас в Осло ведется активно, в первую очередь в бывших промзонах. Промышленные районы, расположенные на окраинах города, были в последние несколько лет реконструированы с акцентом на современную жилую застройку с необходимой инфраструктурой. Под ней норвежцы понимают не только детсады, магазины и поликлиники, но также общественные пространства, библиотеки, спортивные залы, бассейны, рестораны. Так появились кварталы, в которых комфортно и просто жить, и проводить свободное время.

Особенно популярны в Осло проекты на месте бывших доков и верфей по берегам фьордов. Именно там находятся самые интересные маршруты для прогулок и зоны отдыха, а жилье считается одним из самых престижных.

Город с сине-зелеными «венами»

Осло состоит не только из улиц и площадей, но также из десятка водоемов, образующих обширную сеть, и зеленых зон, что вместе составляет 20% от застроенной среды. К зеленым пространствам относятся в первую очередь рекреационные острова во фьорде Осло, спортивные площадки и зоны отдыха, парки и… кладбища. Последние выполняют функцию тех же парков. Сейчас, согласно эко-программе, парки разбиваются и на месте бывших промышленных районов. Так возник фитнес-парк Аммеруд, созданный совместно с местными жителями, а парк Бьеркедален был образован на берегах восстановленного русла ручья Ховинбеккен и состоит из естественных лугов. Это вам не заброшенные пустыри с закрытыми заводами.

Отель для насекомых

В таком зеленом городе, как Осло, не мог не встать вопрос о сохранении местной фауны. Что ж, в стране, где базовые потребности людей уже удовлетворены, можно заняться и низшими существами. Ульи для пчел, домики для жуков, стрекоз и бабочек, искусственные муравейники – все это строится в парках Осло для поддержания естественной биологической среды.

Энтомологи подкармливают насекомых, а ботаники составляют карту необходимых им луговых растений. Не позабыты и птицы, рыбы, водные существа, мелкие и крупные животные… Задача воссоздать и поддерживать естественную среду их обитания решается на пять с плюсом. Именно поэтому на центральной площади Осло можно услышать крик свиристеля, а на парковой дорожке запросто встретить оленя, лису или зайца.

Фото: Hans Permana / Flickr

И никакого шума

Животные и птицы чувствуют себя хорошо в городских условиях еще и потому, что власти озабочены снижением уровня шума. Конечно, в первую очередь важен комфорт человека. И, оказывается, есть возможность уменьшить звуки так, чтобы каждый чувствовал себя комфортно даже посреди оживленной улицы. Всего-то для этого нужно заменить обычные поезда тихими, правильно отшлифовать рельсы для трамваев и метро, установить шумозащитные экраны там, где это необходимо, модернизировать фасады зданий, выходящих на шумные трассы, перенести за черту города главный грузовой порт и понять простую мысль: чем больше на улицах деревьев, тем меньше шума. Птицам, зверям и людям гарантирован покой.

«Зеленые» инновации

Добиться качественного уровня среды нельзя без решения проблемы отходов. Как в каждом современном мегаполисе, переработка занимает важное место в экологической программе: во-первых, мусор и сточные воды не должны загрязнять город; во-вторых, зачем пускать по ветру потенциальную пользу. Власти Осло постоянно открывают возможности для бизнес-идей по ресайклингу, помогая перспективным стартапам. Получение биогаза для заправки общественного транспорта и мусоровозов – только первый шаг в этом направлении.