Почти 70% европейцев каждый год прочитывают, минимум, одну книгу. Согласно недавнему опросу Eurobarometer, самые активные читатели живут в Швеции, Нидерландах и Дании, где регулярно приобщаются к литературе 85-90% жителей. За время летних отпусков британцы, французы, ирландцы и другие представители читающих наций, как правило, «проглатывают» по 2 – 2,5 тома. Как трансформируется культура чтения с появлением цифровых технологий?
Литература или «контент»?
Федерация европейских издателей (FEP) регулярно подсчитывает объемы продаж книжной индустрии: год от года они постепенно, хоть и медленно, растут и в 2013 году превысили 22,3 млрд евро. Ежегодно в 28 странах ЕС публикуются свыше 560 тысяч новых авторских томов (и еще примерно столько же приходится на переводы книг на другие европейские языки).
Европа всегда была (ведь именно на этом континенте были опубликованы первые книги) и еще долгое время будет читающим лидером и локомотивом глобальной книгоиздательской отрасли. Шесть из десяти крупнейших в мире издательских корпораций являются европейскими. В их числе англо-голландский Reed Elsevier, британской Pearson, немецкий Bertelsmann и другие.
Впрочем, со временем многое меняется: литературные предпочтения, жанровые особенности и тематика произведений, а с развитием цифровых технологий появляются абсолютно новые устройства для чтения, трансформируются издательские процессы и восприятие литературы или, как сейчас модно назвать – «контента», в целом. Европейские издатели, встречаясь на различных отраслевых форумах и мероприятиях, крупнейшим из которых является ежегодная книжная выставка в немецком Франкфурте, уже несколько лет волнуются и переживают, называя современные тенденции в индустрии «переломным моментом». «Обилие идей, которое появляется из этой смеси деятельности и технологических возможностей, просто невероятно. Международная книжная и издательская отрасль стала гораздо более многогранной», – убежден директор Франкфуртской выставки Юрген Боос. Согласно статистике, доля продаж электронных книг в Европе в общем обороте в 2013 году составляла 4,5%. По прогнозам экспертов, к 2017 году эта цифра вырастет до 21%.
Сам себе издатель
По словам Арно Нурри, председателя совета директоров крупной французской издательской группы Hachette Livre, появление электронных книг – это не только технический «аспект», но и ломка существующего порядка, границ и барьеров, ведь авторы могут практически беспрепятственно «перешагнуть» через издателя и даже продавца книг, бесплатно или за небольшую плату выложив текст в Интернет. Благо, ресурсов для «самиздатчиков» сегодня в Сети великое множество: Medium.com, Shareastory.org, Poetrypom.com, Goodreads.com, Poetry.com – это лишь несколько ресурсов, наиболее популярных у начинающих (да и более опытных тоже) европейских и американских писателей. Флэш-фикшн, микро-фикшн, стимпанк, «поэзия зомби» и еще с десяток названий новых жанров, появившихся на свет благодаря успешным блогерам и сетевым писателям, входят в обиход современных литературоведов.
Однако несмотря на все это сетевое разнообразие эксперты уверены: бумажные и электронные книги в перспективе не будут враждовать, а мирно соседствовать, дополняя друг друга и удовлетворяя потребности, привычки и вкусы читателей. Более того, сегодня у издательств нет выбора: если игнорировать и не продавать часть книг в электронном виде, пользователи найдут возможность оцифровать их и скачать совершенно бесплатно. «Возможно, будущее книг за краудфандингом, самиздатом или привязками к видеоиграм. Может быть, вы сможете голосовать за варианты развития сюжета. Неважно, что у вас в руках: iPad или книга. Главное — это хорошее содержание», – цитирует Bloomberg директора издательского дома Verlag Friedrich Oetinger Тилля Вайтендорфа.
Воспитывать вкус читателя
А отбирать из террабайтов пестрой современной литературы действительно хорошие, умные, запоминающиеся и полные множества смысловых пластов книги помогают конкурсы. Литературные «соревнования» проводятся во всех европейских странах, ранжируются по языковой принадлежности, жанрам, тематике и другим критериям, однако большинство их них объединяет одно стремление – выбрать качественную актуальную литературу, которая выдержит проверку временем, воспитывая читательский вкус.
Вот уже пять лет – с 2009 года – Европейская комиссия в рамках программы Creative Europe проводит собственный литературный конкурс European Union Prize for Literature, в котором могут принять участие писатели из 28 стран ЕС, а также из некоторых других стран — Норвегии, Исландии, Турции, Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории и Сербии. Имена победителей обычно оглашаются осенью на Франкфуртской книжной выставке. Этот конкурс – для новых, «развивающиеся», ищущих свой путь писателей, независимо от возраста. В 2014 году премию в размере 5000 евро получили 13 писателей, в числе которых Бен Блуши (Албания), Милен Русков (Болгария), Ян Немец (Чехия), Янис Йоневс (Латвия). Пьер Дж. Мейлак (Мальта), Эви Вилд (Великобритания) и другие.
Жюри премии выбирает произведения, независимо от языка или страны проживания автора, которые представляют собой высокую художественную ценность, рассказывают об актуальных проблемах и тревогах современных европейцев. Иначе говоря, премией Еврокомиссии награждаются авторы лучших произведений современной европейской литературы. Победители получают возможность переводить свои книги на разные европейские языки, продавать их по всему континенту, но главное – привлекать читателей к качественному чтению. Ведь эти книги заставляют задуматься, переосмыслить свой опыт, лучше понять другого человека, живущего по соседству.