Евротренд

Как Берлин разговаривает со своими жителями

Что может быть скучнее общения с городскими властями? Но только если речь идет не о Берлине. «Просто представьте себе мусорный бак, который говорит: «Эй, а ну-ка отдай мне это, быстро!», — рассказывает корреспондент «Европульса» Марина Солнцева.

За последние несколько лет коммуникация стала персонализированной в интернете и не только, и многие города мира переходят на дружелюбный и не бюрократический язык общения со своими жителями. Например, и в Москве метро «заговорило» на новом языке с экранов в вагонах, а у европейских городов свой уникальный стиль уже стал обыденностью.

У многих городских структур Берлина очень развиты соцсети, особенно Инстаграм и Твиттер: там они активно общаются с горожанами, остроумно и по-человечески отвечают на их вопросы, мгновенно реагируют на городские события, и шутят, шутят, шутят.

Осторожно, двери закрываются

Транспортная компания BVG помимо веселых постов в своем Инстаграме и Твиттере часто подключается к диалогу под постами пользователей.

Вот кто-то забыл пачку шпината в метро, и BVG пишет: «Спасибо. Наше бюро находок срочно просит вас забыть еще пару картофелин и яиц».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Weil wir dich lieben (@bvg_weilwirdichlieben)

Вот я везу свою кошку в метро, фотографирую ее на станции [Площадь] Hermannplatz и выкладываю фотографию в свой Инстаграм. BVG сразу же делает репост в свой аккаунт и добавляет: «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка — Котоплощадь Hermannkatz».

Вот мужчина везет фигуру динозавра в метро, и BVG пишет: «Мы уже привыкли ко всяким странностям в нашем транспорте, но чтобы мужчина ездил в ковбойской шляпе — это что-то новенькое».

Два года назад BVG вместе с Adidas Originals выпустили кроссовки — всего 500 пар, которым в язычок был вшит годовой билет на все виды транспорта: метро, трамвай, автобус, городские кораблики. Стоили такие кроссовки в 4 раза меньше, чем обычный годовой абонемент на проезд! А теперь, чтобы проучить детей, которые кладут ноги на сиденья в вагонах метро, BVG пишет: «Вот что получается, когда вы кладете ноги на сиденья»: очень уж расцветка этих детских кроссовок напоминает обивку кресел в метро.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Weil wir dich lieben (@bvg_weilwirdichlieben)

BGV вместе с горожанами смеется над опозданиями поездов, неубранными вагонами и пассажирскими неурядицами, а берлинцы за это прощают ей часто неидеальный сервис.

Песня мусорного бака

Берлинская мусороуборочная служба BSR «разговаривает» с горожанами с помощью креативных надписей на своих ярко-оранжевых мусорных баках.

«Нужно уметь отпускать», — сообщает нам оранжевый мусорный бак.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Berliner Stadtreinigung (BSR) (@bsr_berlinerstadtreinigung)

Или напоминает: «Открыто 24 часа в сутки».

BSR делает тематические мусорные ведра к самым разным памятным датам — например, мусорное ведро с «поцелуйчиками» к Международному дню поцелуя или с почтовыми открытками ко Дню почты. А вот мусорный бак поет знаменитое «Об-ла-ди-об-ла-да» Пола Маккартни перед его фотовыставкой.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Berliner Stadtreinigung (BSR) (@bsr_berlinerstadtreinigung)

А  вот в районе Кройцберг, который пользуется особенной популярностью у студентов и свободных художников, у одного бака даже появились серьги накануне Международного дня пирсинга.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Berliner Stadtreinigung (BSR) (@bsr_berlinerstadtreinigung)

Оранжевые урны с креативными надписями стали частью Берлина, о чем напоминает эта урна с надписью «Берлинский аксессуар»:

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Berliner Stadtreinigung (BSR) (@bsr_berlinerstadtreinigung)

Пандемия в шутках

С помощью такой дружелюбной коммуникации городские власти обсуждают актуальные проблемы — например, необходимость ношения масок в метро. Коронамаркетинг стал одним из самых масштабных примеров того, как работает ситуационный маркетинг, и берлинские городские власти просто не смогли остаться в стороне.

Например, BVG перечислила пять поводов надеть в Берлине маску:

1. Первое мая в парке Герлицер (парк известен тем, что первого мая леворадикалы устраивают там многочисленные митинги и надевают маски, чтобы скрыть свое лицо от полиции. – Прим. «Европульса»)
2. Вечеринка в ночном клубе KitKatClub (в этом клубе часто устраивают тематические вечеринки 18+, и посетители стремятся скрыть свое лицо под маской, чтобы знакомые их не узнали. – Прим. «Европульса»)
3. Неудачная ринопластика
4. Ограбление в музее
5. Ну и, наконец, пандемия коронавируса COVID-19.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Weil wir dich lieben (@bvg_weilwirdichlieben)

Вот та же BVG постит фотографию с плюшевой белкой в вагоне метро: «Люди, отрицающие маски, уперты как орехи» (дословно — «Люди, отказывающиеся носить маски, достали нас до орешков»).

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Weil wir dich lieben (@bvg_weilwirdichlieben)

А вот мусорный бак с надписью Mask have намекает на то, чтобы берлинцы выкидывали одноразовые маски в урны, а не мимо них.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Berliner Stadtreinigung (BSR) (@bsr_berlinerstadtreinigung)

Полиция на связи

Берлинский транспорт и мусороуборочная компания — не единственные, кто выдал целую волну шуток по поводу пандемии, попутно напоминая об обязательном ношении масок в метро и общественных местах, соблюдении дистанции и сокращении социальных контактов.

Можно ли ходить во время локдауна на Tinder-свидания? «Можно! — пишет берлинская полиция в своем Твиттере.  — Потому что, как нам известно, вы там все равно только разговариваете и друг к другу близко не подходите».

А здесь полиция Берлина объясняет детям в соцсетях, что на Хэллоуин во время пандемии опасно ходить от двери к двери и собирать конфеты у соседей. «Но это же исключение, тут речь идет о сладостях!», — возражают дети. «У нас для вас есть компромисс, — пишет полиция. — Давайте в этот раз взрослые купят конфет в магазине и набьют ваши мешки до отвала. Хотите нарядиться в страшные костюмы? Ваших бабушку с дедушкой мы сами испугаем, послав им фотографии, а вот ходить к ним в гости не стоит. Мы желаем вам ужасного и уютного Хэллоуина дома! И не болейте».

#МыБерлин

С нужным чиновником в Берлине поговорить просто. Нужно позвонить депутату Берлинского сената или Бундестага? Пожалуйста: у государственных служащих всегда есть номер, куда можно обратиться по любому вопросу. Или, на крайний случай, им всегда можно написать в Твиттер.

В сентябре этого года Берлинский сенат начал переход к новому бренду города со смены слогана be Berlin («Будь Берлином») на #WirsindEinBerlin («Мы вместе — это Берлин»). Берлин переходит от «ты» (be – английское слово в прежнем слогане, «будь») к «мы» (wir) не просто так. Берлин решил тем самым объединить очень разных жителей города, у каждого из которых есть своя индивидуальность: ведь именно жители делают Берлин Берлином. Слоган beBerlin был сосредоточен на свободе личности, теперь в центре внимания — городское коммьюнити.

Городские власти предложили всем берлинцам идентифицировать себя со своим городом так, как они хотят, рассказать свою историю и таким образом помочь миру понять своеобразие Берлина.

Вот несколько из примеров плакатов и стикеров новой кампании.

Ты такой: Семья в Хайльброннe.
Я такой: Семья в Дамаске.
Мы оба такие: Создали семью в Берлине.

Ты такой: Супергерой.
Я такой: Гангста-рэппер.
Мы оба такие: Самое главное — маска.

Ты такой: Студент биофака.
Я такой: Профессор биотехнологий.
Мы оба такие: Возглавили стартап.

Мэр Берлина Михаэль Мюллер так высказывается о новой кампании: «Берлин — город свободы, терпимости и разнообразия. В своем новом фирменном стиле речь идет прежде всего о том, чтобы наряду с индивидуальным разнообразием подчеркнуть именно то, что нас объединяет».