За последние несколько лет коммуникация стала персонализированной в интернете и не только, и многие города мира переходят на дружелюбный и не бюрократический язык общения со своими жителями. Например, и в Москве метро «заговорило» на новом языке с экранов в вагонах, а у европейских городов свой уникальный стиль уже стал обыденностью.
У многих городских структур Берлина очень развиты соцсети, особенно Инстаграм и Твиттер: там они активно общаются с горожанами, остроумно и по-человечески отвечают на их вопросы, мгновенно реагируют на городские события, и шутят, шутят, шутят.
Осторожно, двери закрываются
Транспортная компания BVG помимо веселых постов в своем Инстаграме и Твиттере часто подключается к диалогу под постами пользователей.
Вот кто-то забыл пачку шпината в метро, и BVG пишет: «Спасибо. Наше бюро находок срочно просит вас забыть еще пару картофелин и яиц».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Вот я везу свою кошку в метро, фотографирую ее на станции [Площадь] Hermannplatz и выкладываю фотографию в свой Инстаграм. BVG сразу же делает репост в свой аккаунт и добавляет: «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка — Котоплощадь Hermannkatz».
Вот мужчина везет фигуру динозавра в метро, и BVG пишет: «Мы уже привыкли ко всяким странностям в нашем транспорте, но чтобы мужчина ездил в ковбойской шляпе — это что-то новенькое».
Wir sind ja einige Kuriositäten in unseren Fahrzeugen gewohnt.
Aber ein Cowboyhut?Come on. pic.twitter.com/NjQLegDugP
— Weil wir dich lieben (@BVG_Kampagne) October 27, 2020
Два года назад BVG вместе с Adidas Originals выпустили кроссовки — всего 500 пар, которым в язычок был вшит годовой билет на все виды транспорта: метро, трамвай, автобус, городские кораблики. Стоили такие кроссовки в 4 раза меньше, чем обычный годовой абонемент на проезд! А теперь, чтобы проучить детей, которые кладут ноги на сиденья в вагонах метро, BVG пишет: «Вот что получается, когда вы кладете ноги на сиденья»: очень уж расцветка этих детских кроссовок напоминает обивку кресел в метро.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
BGV вместе с горожанами смеется над опозданиями поездов, неубранными вагонами и пассажирскими неурядицами, а берлинцы за это прощают ей часто неидеальный сервис.
Песня мусорного бака
Берлинская мусороуборочная служба BSR «разговаривает» с горожанами с помощью креативных надписей на своих ярко-оранжевых мусорных баках.
«Нужно уметь отпускать», — сообщает нам оранжевый мусорный бак.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Или напоминает: «Открыто 24 часа в сутки».
BSR делает тематические мусорные ведра к самым разным памятным датам — например, мусорное ведро с «поцелуйчиками» к Международному дню поцелуя или с почтовыми открытками ко Дню почты. А вот мусорный бак поет знаменитое «Об-ла-ди-об-ла-да» Пола Маккартни перед его фотовыставкой.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
А вот в районе Кройцберг, который пользуется особенной популярностью у студентов и свободных художников, у одного бака даже появились серьги накануне Международного дня пирсинга.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Оранжевые урны с креативными надписями стали частью Берлина, о чем напоминает эта урна с надписью «Берлинский аксессуар»:
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пандемия в шутках
С помощью такой дружелюбной коммуникации городские власти обсуждают актуальные проблемы — например, необходимость ношения масок в метро. Коронамаркетинг стал одним из самых масштабных примеров того, как работает ситуационный маркетинг, и берлинские городские власти просто не смогли остаться в стороне.
Например, BVG перечислила пять поводов надеть в Берлине маску:
1. Первое мая в парке Герлицер (парк известен тем, что первого мая леворадикалы устраивают там многочисленные митинги и надевают маски, чтобы скрыть свое лицо от полиции. – Прим. «Европульса»)
2. Вечеринка в ночном клубе KitKatClub (в этом клубе часто устраивают тематические вечеринки 18+, и посетители стремятся скрыть свое лицо под маской, чтобы знакомые их не узнали. – Прим. «Европульса»)
3. Неудачная ринопластика
4. Ограбление в музее
5. Ну и, наконец, пандемия коронавируса COVID-19.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Вот та же BVG постит фотографию с плюшевой белкой в вагоне метро: «Люди, отрицающие маски, уперты как орехи» (дословно — «Люди, отказывающиеся носить маски, достали нас до орешков»).
Посмотреть эту публикацию в Instagram
А вот мусорный бак с надписью Mask have намекает на то, чтобы берлинцы выкидывали одноразовые маски в урны, а не мимо них.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Полиция на связи
Берлинский транспорт и мусороуборочная компания — не единственные, кто выдал целую волну шуток по поводу пандемии, попутно напоминая об обязательном ношении масок в метро и общественных местах, соблюдении дистанции и сокращении социальных контактов.
Можно ли ходить во время локдауна на Tinder-свидания? «Можно! — пишет берлинская полиция в своем Твиттере. — Потому что, как нам известно, вы там все равно только разговариваете и друг к другу близко не подходите».
А здесь полиция Берлина объясняет детям в соцсетях, что на Хэллоуин во время пандемии опасно ходить от двери к двери и собирать конфеты у соседей. «Но это же исключение, тут речь идет о сладостях!», — возражают дети. «У нас для вас есть компромисс, — пишет полиция. — Давайте в этот раз взрослые купят конфет в магазине и набьют ваши мешки до отвала. Хотите нарядиться в страшные костюмы? Ваших бабушку с дедушкой мы сами испугаем, послав им фотографии, а вот ходить к ним в гости не стоит. Мы желаем вам ужасного и уютного Хэллоуина дома! И не болейте».
Ein Appell an die Vernunft…
Wir auf Facebook zum Thema #Halloween und #COVID19 so:
⠀⠀
^tsm #StayHome #FlattenTheCurve -> not #FlattenThePumpkin! pic.twitter.com/5oxrFiygLI— Polizei Berlin (@polizeiberlin) October 29, 2020
#МыБерлин
С нужным чиновником в Берлине поговорить просто. Нужно позвонить депутату Берлинского сената или Бундестага? Пожалуйста: у государственных служащих всегда есть номер, куда можно обратиться по любому вопросу. Или, на крайний случай, им всегда можно написать в Твиттер.
В сентябре этого года Берлинский сенат начал переход к новому бренду города со смены слогана be Berlin («Будь Берлином») на #WirsindEinBerlin («Мы вместе — это Берлин»). Берлин переходит от «ты» (be – английское слово в прежнем слогане, «будь») к «мы» (wir) не просто так. Берлин решил тем самым объединить очень разных жителей города, у каждого из которых есть своя индивидуальность: ведь именно жители делают Берлин Берлином. Слоган beBerlin был сосредоточен на свободе личности, теперь в центре внимания — городское коммьюнити.
Городские власти предложили всем берлинцам идентифицировать себя со своим городом так, как они хотят, рассказать свою историю и таким образом помочь миру понять своеобразие Берлина.
Вот несколько из примеров плакатов и стикеров новой кампании.
Ты такой: Семья в Хайльброннe.
Я такой: Семья в Дамаске.
Мы оба такие: Создали семью в Берлине.
Ты такой: Супергерой.
Я такой: Гангста-рэппер.
Мы оба такие: Самое главное — маска.
Ты такой: Студент биофака.
Я такой: Профессор биотехнологий.
Мы оба такие: Возглавили стартап.
Мэр Берлина Михаэль Мюллер так высказывается о новой кампании: «Берлин — город свободы, терпимости и разнообразия. В своем новом фирменном стиле речь идет прежде всего о том, чтобы наряду с индивидуальным разнообразием подчеркнуть именно то, что нас объединяет».