Евротренд

Как открыть издательство в интернет-эпоху: личный опыт немецкой издательницы Николы Рихтер

О том, как становятся издателями в интернет-эпоху, «Европульс» поговорил с Николой Рихтер (Германия), основательницей независимого онлайн-издательства mikrotext. Первая часть интервью с Николой «А почему в вашей издательской программе так много мужчин-авторов?» была посвящена вопросам гендерного равенства в писательской и издательской сфере в Германии.

Как меняется издательское дело в онлайн-эпоху?

Мне еще в конце 1990-х стало интересно следить за тем, как распространяются художественные тексты в интернете, как создаются онлайн-платформы для новых авторов. С тех пор интернет изменил ландшафт книжного бизнеса. Новые форматы – блоги, короткие тексты в соцсетях, Yotube-каналы стали питательной средой, из которой вырастают публикуемые в «настоящих» издательствах авторы. Такое было бы сложно представить лет пятнадцать назад. Прежняя структура классического издательства претерпевает серьезные изменения, как и подход к тому, что именно имеет право считаться достойным издания текстом.

Меняется не только издательская сцена, но и само писательство. Многие пишут литературные тексты в своих блогах, в Twitter, Facebook, Instagram [последние две соцсети признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ]. В этих пространствах возникает множество интересных вещей, которые остаются «невидимыми» для классических издательств.

Интересен и короткий формат текстов. Ведь это особая форма литературы. Вот, например: текст в блоге — что это? Короткая история? Эссе? Запись в дневнике или письмо? Может быть, это сатира? Определения нет, но мне очень интересны такие тексты: короткие, субъективные, близкие к реальности.

То, что сейчас очень много электронных книг и онлайн-публикаций, уже многое изменило в привычной нам картине издательского дела. Писательницы и писатели, которые получили известность в онлайне, пробиваются в большие издательства. Например, сейчас появляются издательства, которые работают только с ютуберами и публикуют их тексты (не так давно независимое издательство Community Editions, работающее с ютуберами, вошло в состав крупного Ullstein Verlag).

Как ты стала издательницей?

Когда-то мне повезло попасть в программу повышения квалификации для самозанятых Culture Leadership от British Council. Я была единственной представительницей Германии в этой программе и могла выбрать направление, в котором мне хотелось бы повысить свою квалификацию. Я выбрала Digital Publishing («Издательское дело в цифровом пространстве»), ходила на разные курсы, училась создавать электронные книги, проводить исследования и искать подходящие материалы. После этого курса мне стало ясно: я хочу основать издательство с фокусом на онлайне.

То есть до этого курса ты не имела отношения к издательскому бизнесу?

В университете я изучала литературоведение и проходила практику в том числе и в издательствах. Но я стала развиваться в журналистике, где у меня уже были успехи. Это одна из причин того, почему я не пошла по классическому карьерному пути, которая подразумевает сначала стажировку, потом штатную работу с вертикальным ростом. Кроме того, у меня было слишком много разных интересов, которые не позволяли выбрать классическую карьерную модель.

Например, параллельно с учебой я основала литературный онлайн-журнал schriftstelle. Это было время, когда еще не существовало ни блогов, ни прочих онлайн-платформ для текстов. Друзья-программисты помогли создать этот сайт, и я два года занималась редакторской работой, разработкой форматов, привлекала своих однокурсников. А помимо этого, я писала для нескольких газет — в основном об искусстве.

Мне всегда нравилось пробовать себя в разных сферах. После учебы была долгосрочная стажировка в СМИ, фриланс, создание нескольких блогов. Я старалась делать несколько вещей параллельно, например, во время стажировки написала свою первую книгу «Практики жизни» (Die Lebenspraktikanten). Это была смесь журналистского и личного опыта в литературной обработке — автофикшен, хотя тогда такого термина еще не существовало.

Мое резюме типично для нулевых: опыт разного формата в разных сферах, своего рода «лоскутное одеяло». Проектная работа, работа в редакции, написание статей, проведение воркшопов. И вот так из совокупности моего опыта и интересов возникло издательство mikrotext. Весь этот опыт и то, что я не занималась лишь одним делом, помогли мне создать сильное издательство.

Сейчас особенно важно оставаться разносторонним. Работа с девяти до шести в офисе постепенно уходит на второй план. В девять утра даешь онлайн-интервью у себя на кухне (к нашему интервью Никола подключилась как раз из кухни своей берлинской квартиры. Прим. «Европульс»), в полдень готовишь обед, а вечером организуешь обмен книгами или публичные чтения.

Как удалось стать издательницей без серьезного опыта работы в обычных издательствах?

С 1999 года я пишу сама, организую в Берлине, где я живу, публичные чтения, поддерживаю контакты с молодыми авторами. К моменту создания mikrotext у меня было достаточно связей в медиасфере, и я знала, что если я выйду с собственным продуктом, его заметят.

Я уже говорила, что студенткой проходила практику в издательствах. Так вот: они всегда были небольшими. В большие меня просто не брали, хотя я подавала туда документы. Потому что тогда у меня не было абсолютно никаких контактов в издательской сфере. Со временем я поняла, что необходимо знать кого-то из этой сферы, чтобы тебя заметили. Именно по этой причине многие хотят работать в издательском бизнесе, несмотря на то, что поначалу эта работа не очень хорошо оплачивается.

Какие тексты ты выбираешь для своего издательства?

Должны сойтись несколько факторов. Концепция моего издательства — это новые нарративы и тексты с определенной позицией. Я обращаю внимание не только на «цепляющие» тексты, но и на писательниц и писателей, которые уверены в себе и своей позиции и при этом открыты к диалогу.

Кроме того, текст должен быть интересным лично для меня. Ведь я ни перед кем не должна отчитываться, я сама себя начальница, и это прекрасно.