Евротренд

Как выживают отели Германии в пандемию коронавируса

Пандемия коронавируса сильно подкосила немецкий гостиничный и ресторанный бизнес: по статистике, только с марта 2020 года по январь 2021 года оборот отрасли уменьшился вполовину – на 47,1%. С весны прошлого года отели то закрываются по решению властей, то работают с колоссальными ограничениями, принимая от силы по нескольку человек в месяц. Чтобы спасти бизнес, от паники и ступора пришлось быстро переходить к действиям, и редакция «Европульса» выяснила, к каким именно.

Эпоха Covid-19 началась в Германии в самом начале 2020 года. В феврале в федеральных землях Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия были зафиксированы первые случаи заболевания, и кризисный штаб Ангелы Меркель начал разрабатывать меры противодействия. Постепенно были ограничены частные и общественные мероприятия, поездки по стране и заграничные путешествия; закрыты школы и детские сады, гостиницы и рестораны.

Ограничения для отелей правительство вводило несколько скомкано: из заявлений Меркель и земельных властей не всегда было понятно, что делать можно, а за что придется ждать штрафов. После решения полностью закрыть гостиницы последовало новое, трудновыполнимое – отелям запретили принимать туристов, сделав исключение только для деловых поездок. К этому в различных федеральных землях ФРГ прибавлялись дополнительные ограничения.

Все это привело к тому, что деятельность гостиниц была парализована, владельцы несли огромные потери и теряли 95% прибыли.

Home office, долгосрочная аренда и внутренний туризм

Чтобы хоть как-то приспособиться к ситуации многие отели пошли на уступки клиенту и проявили доселе невиданную в Германии гибкость.

В апреле 2020 года берлинский отдел продаж гостиничной сети Azimut, устав от неуверенности и бездействия, сделал попытку возобновить работу и после долгих обсуждений опубликовал пост в Instagram, приглашая клиентов арендовать комнату на долгий срок. «А вы знали, что Коко Шанель или Эрнест Хэмингуэй жили в отелях по многу лет? Долгосрочная аренда – это старая добрая традиция многих знаменитостей», — еще несколько неуверенно спрашивали авторы поста.

Интерьеры гостиниц этой сети намного скромнее апартаментов парижского отеля Ritz на Вандомской площади, но идея сработала. Как рассказал «Европульсу» представитель отдела маркетинга Azimut, сеть предлагала долгосрочную аренду со скидкой на срок минимум от двух недель, номер в среднем стоил на 30% дешевле по сравнению с обычной ценой. Услуга стала популярной, потому что в крупных городах Германии жилье и в обычное время искать непросто, в период же пандемии задача усложнилась еще больше из-за общественных ограничений. Есть даже цифры – в берлинской гостинице Azimut на улице Курфюрстендамм в пересчет на ночи номера отеля были забронированы 10 тысяч раз, в Мюнхене – 7 тысяч, в Нюрнберге – 3,2 тысячи.

Слова home office, привлекательные для уставшей от работы в пыльных и шумных офисах молодежи, зазвучали в Германии с марта 2020 года. Руководителям компаний предлагалось по возможности переводить сотрудников на работу дома. Но для многих мечта об уютном home office с холодильником под боком и любимыми тапочками довольно быстро превратилась в неожиданную и суровую реальность.

Дома круглые сутки оставались взрослые домочадцы со своими делами и интересами; дети, мающиеся без общения с друзьями и возможностью пойти в школу или на детскую площадку. Из-за этого для кого-то воображаемый уютный home office превращался в поле боя. Отели стали предлагать свои номера в качестве офисов. Представитель отдела маркетинга Azimut признался, что основным источником дохода предложение не стало, но оно было «интересным для людей, которым нужно помещение только на день», то есть уставшим от домашних дел и шума офисным работникам. В среднем аренда номера на день стоила 40 евро.

Так поступили и многие другие гостиницы, варьируя спектр предложений.

Например, в отеле Kempinski во Франкфурте-на-Майне в дополнение к «домашнему офису» за отдельную плату можно было организовать ребенку няню или сходить в сауну.

В небольшом мюнхенском отеле Deutsche Eiche «Европульсу» рассказали, что специальных предложений в разгар пандемии в 2020 не делали, просто снижали цену на номера.

Тем не менее, несмотря на утешительные кейсы, статистика говорит о тяжелой ситуации. По данным федерального статистического ведомства ФРГ Destatis, в первом пандемийном 2020 году количество туристических «ночевок» (именно такими единицами меры оперируют в гостиничном мире) составила 302,3 миллиона. Это на 39% меньше, чем в 2019 году. Пандемия лишила гостиниц большинства туристов – их размещение было разрешено только с начала года до середины марта, а затем с середины мая по середину октября. Таким образом, отели пустовали все летние месяцы.

Зимой все стало еще хуже – в декабре 2020 года число ночевок (6,7 миллионов) уменьшилось по сравнению с показателем прошлого года на 78,4%. При этом 6 миллионов ночевок пришлось на местных клиентов и лишь 0,7 миллиона – на иностранцев.

Эксперты говорят, что полностью восстановить докризисный уровень доходов отелям не удастся, и указывают на то, что коронавирус в целом полностью изменил основные тенденции в гостиничном бизнесе. Если в прошлом ставки делались на аспекты типа бюджетности гостиницы или, напротив, ее уникальности и фешенебельности (бутик-отели), на соответствие отеля новым эко-стандартам или уникальные SPA-услуги, то теперь ситуация иная.

Например, региональные путешествия. До распространения коронавируса люди много путешествовали за границей, теперь же отпуска зачастую проходят на балконе или в соседнем парке, но устраивает это не всех. Отели это уловили, и в условиях постоянных призывов МИД ФРГ не ездить за границу без надобности стали привлекать туристов региональными поездками. Хочешь на море? Пожалуйста, но на Балтийское или Северное! В горы? Да, но в свои, в баварских Альпах. Озера? В Германии есть и озера.

Второй важный момент, за которым теперь обязаны следить все – соблюдение правил гигиены и новые подходы к обслуживанию клиентов в этой сфере. Средства для мытья рук в ванной комнате гостиничного номера теперь недостаточно, нужны по меньшей мере еще и средства для дезинфекции и маски. В Azimut теперь на стойке регистрации клиенты получают так называемые «наборы безопасности», содержащие средства гигиены, комнаты убирают c применением антисептических средств и до появления клиента «опечатывают», заклеивая дверь этикеткой с записью даты уборки и подписью сотрудника, ее проводившего.

Как отелям удалось избежать увольнения сотрудников

Пережить тяжелые временя в период пандемии отелям помогло государство. Оно предоставило несколько пакетов помощи национальному бизнесу по так называемому третьему пакету переходной помощи Überbrückungshilfe III: например, компании могли запрашивать до 10 миллионов евро. Этот пакет в настоящее время продлен и действует до конца года. Специальных систем помощи исключительно отелям и ресторанам нет, они запрашивают поддержку государства наравне с остальными компаниями.

Кроме того, можно было попросить финансовой помощи государства при переводе сотрудников на неполную занятость с сохранением большей части зарплаты, чтобы не пришлось увольнять сотрудников – так поступили около 80% отелей в Германии.

По данным на февраль 2021 года, правительство ФРГ в общей сложности выплатило 80,3 миллиарда евро помощи, к концу года эта сумма вырастет.

Еще в самом начале кризиса глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала: «Мы сделаем все возможное, чтобы защитить европейцев и европейскую экономику». Так что поддержка финансами стала возможной в том числе благодаря беспрецедентному пакету помощи, принятому Евросоюзом  в середине 2020 года — он составляет 1,8 триллионов евро, деньги для этого Еврокомиссия занимает на мировых финансовых рынках под гарантии Евросоюза. Из этих средств 1,074 триллионов евро будут израсходованы в рамках семилетнего бюджетного плана ЕС на 2021–2027 годы, а остальные 750 миллиардов евро потратят на восстановление экономики стран после пандемии. Основными странами-получателями стали Испания и Италия, раньше других пострадавших от эпидемии и вынужденных ввести жесткие локдауны.

Но вернемся к немецким отелям. Если летом 2021 года ситуация в целом несколько сгладилась, то теперь снова неспокойно. Заболеваемость коронавирусом в стране снова растет: по данным института Роберта Коха на 26 ноября, индекс заболеваемости составил 438,2 (речь идет о случаях новых заражений в пересчете на 100 тысяч человек за неделю). Это самый высокий уровень с начала пандемии.

Во всех федеральных землях введены свои правила для гостиниц — например, в Берлине с 27 ноября останавливаться в отелях могут только граждане со справками о полной вакцинации или же о том, что они переболели коронавирусом и выздоровели. Исключение будет делаться только для детей до 18 лет, им пока достаточно теста. А тем, кому по каким-либо причинам прививка противопоказана, нужно будет предоставить справку об этом и свежий тест ПЦР.