«Устойчивая Европа, устойчивое будущее»
Финляндия стала первым председателем Совета ЕС, заявившим среди приоритетных направлений усиление роли ЕС как глобального лидера в борьбе с изменением климата. Девиз нашего председательства — «Sustainable Europe, sustainable future» («Устойчивая Европа, устойчивое будущее»).
Предыдущие страны-председатели тоже включали вопросы экологии в повестку – например, год назад Австрия провела «Зеленое председательство». Она отказалась от сувенирной продукции и проводила все свои мероприятия под эколейблом.
Мы тоже отказались от сувениров, даже традиционных галстуков (традиционно страна-председатель Совета ЕС выпускает набор сувениров, в котором особое место занимает официальный галстук. – Прим. «Европульса»), и решили проводить все масштабные конференции и встречи в Хельсинки, а не по всей Финляндии, как было раньше. Да, наши коллеги из других стран не смогут познакомиться с отдаленными уголками Финляндии, зато если пересчитать, сколько выбросов углекислого газа мы сэкономили таким образом хотя бы на транспорте, становится понятно, что игра стоит свеч.
Мы видим свою задачу в том, чтобы задать вектор развития европейской циклической экономики. Мы надеемся, что вскоре будет принята климатическая стратегия ЕС до 2050 года, которая сделает Европу углеродно-нейтральной (экономика Евросоюза сократит объем парниковых выбросов настолько, что они естественным образом будут полностью поглощаться, а не накапливаться в атмосфере. – Прим. «Европульса»).
«Лично у меня есть ощущение, что медлить нельзя»
Почему именно Финляндия предложила такой приоритет? Финны сами прошли очень большой путь за последние 20 лет, и нам есть чем поделиться.
Например, в начале 2000-х годов в нашей стране на свалки вывозилось больше 60% отходов, а сейчас всего 1%. 99% мусора либо перерабатываются, либо сжигаются по экологически чистым технологиям для получения энергии. У нас изменился энергетический баланс: это стало возможным благодаря «мусорной» энергии, а также возобновляемым источникам. Мы стали потреблять меньше углеводородных ресурсов и сократили вредные выбросы. Финляндия занимает лидирующие позиции в мире по чистоте воздуха, по данным ВОЗ.
Часто приходится сталкиваться с таким мнением, что забота о климате – это занятие только для развитых стран. Дескать, это дорого и только богатые могут позволить себе заниматься экологией. Конечно, создавать «зеленую» экономику и соблюдать при этом социальную справедливость – это большой вызов. Мы видели, что случилось во Франции, когда правительство решило повысить цены на бензин – это вылилось в еженедельные протесты «желтых жилетов».
Но у Финляндии есть другой опыт. Например, для того, чтобы сократить долю мусора на свалках нам пришлось выстроить практически новую отрасль промышленности – мусороперерабатывающие заводы и системы раздельного сбора отходов. Это новые рабочие места и новые доходы для экономики, которые можно и нужно распределять так, чтобы выгоду получали представители всех слоев общества – в частности, создавать программы профессиональной переподготовки.
В результате люди стали жить в более комфортных условиях – воздух и вода стали чище. Так что у Финляндии уже есть достаточно большой опыт в сфере устойчивого развития – и ощутимые результаты.
Лично у меня есть ощущение, что медлить нельзя. Последствия изменения климата уже чувствуются по всей планете. Этим летом, например, Финляндия стала популярным туристическим направлением для жителей Аравийского полуострова. Они приезжали в наше прохладное лето, потому что на родине у них уже слишком жарко. Сами же финны всегда любили отдыхать в своей стране и остались верны этой привычке. Я с семьей всегда стараюсь провести отпуск на природе в Финляндии, а жаркие страны меня не манят.
«Для 20-летних своя машина – уже не признак статуса»
Крайне важно сохранять социальную справедливость при борьбе с климатическими изменениями. Взять, к примеру, транспорт. Финляндия – страна с большими расстояниями между населенными пунктами, поэтому вряд ли финны смогут полностью отказаться от автомобилей – особенно в удаленных городах и деревнях. В России та же ситуация.
Но молодежь в финских городах уже по-другому относится к автомобилям. Для 20-летних своя машина – уже не признак статуса, и они не хотят даже получать водительские права. Потому что им это не нужно. Но если в Хельсинки есть и трамваи, и автобусы, и поезда, то в деревнях машина — часто самый удобный (если не единственный) транспорт.
Мы хотим с помощью дотаций и других инструментов сделать доступнее для жителей таких районов те автомобили, которые наносят меньший вред окружающей среде – с более высокими стандартами топлива, а также гибридные авто и электромобили.
Должен сознаться, у меня есть автомобиль, и я им пользуюсь. Но уже в этом году в посольстве Финляндии в России появятся представительские велосипеды. Они будут сделаны в том же стиле, что и посольские автомобили: черные, с флагом и нашим официальным лого. Сотрудники посольства будут ездить на них по официальным делам на небольшие расстояния. Такие велосипеды уже есть на службе в министерстве иностранных дел Финляндии в Хельсинки.
Еще мы в посольстве отказались от бумажных газет, хотя я их очень люблю. Теперь все сотрудники выписывают только электронные версии изданий и читают их онлайн.
Уже три года мы в посольстве собираем отходы раздельно и отправляем их на переработку. Многие наши сотрудники приносят сюда из дома использованные батарейки и вышедшую из строя электронику – потому что у нас они точно пойдут на переработку.
«Экология – наше общее дело»
Но как бы ни старались финны, одни мы с экологическими проблемами не справимся. Поэтому мы заявляем эту повестку на уровне Евросоюза, а также ищем партнеров среди других стран.
Забота об окружающей среде – одна из традиционных сфер сотрудничества Финляндии и России. Сначала это были договоры о совместной охране природных территорий. Первое соглашение подписано еще в 1989 году между Финляндией и СССР – по нему была создана охраняемая природная территория «Дружба» на границе наших государств.
Позже Россия и Финляндия стали совместно повышать качество воды в Финском заливе – на многих российских реках, впадающих в Балтийское море, работают очистные сооружения, построенные при участии Финляндии.
Наши страны действительно похожи – и по природным условиям, и в чем-то по менталитету жителей. Конечно, Россия куда больше и разнороднее Финляндии, и все-таки нам есть чем поделиться с россиянами.
Например, одна из важных проблем – это черная сажа и копоть, которую выбрасывают угольные котельные. Для наших северных стран это вдвойне опасно. Мало того, что эта сажа загрязняет почву и грунтовые воды. Зимой она оседает на снег, делая его черным, а значит, более восприимчивым к солнечным лучам. В результате снег тает раньше, подстегивая изменения климата. Тут тоже Финляндия могла бы помочь России, поделившись технологиями более «чистого» отопления вместо угольных и мазутных котельных.
Пожалуй, главный пункт нашего сотрудничества с Россией в сфере экологии сегодня – это переработка отходов. Технологии, которые хорошо зарекомендовали себя в Финляндии, России подойдут больше, чем решения из жаркой Калифорнии. Мы уже сотрудничаем с более чем 20 российскими регионами – не только с Санкт-Петербургом, Ленинградской областью, Карелией, Москвой, но и с такими удаленными от нас регионами, как Краснодарский край.
В сотрудничестве по вопросам экологии важно показать, что благодаря «зеленым» решениям качество жизни людей улучшается. Да, может быть, нам придется отказаться от каких-то привычек – например, от кофе в одноразовых пластиковых стаканах или тех же бумажных газет по утрам. Но им на смену придут другие привычки, которые вполне могут оказаться ничуть не менее комфортными.
«Не председатель определяет повестку, а повестка председателя»
Финляндия уже третий раз становится председателем Совета Евросоюза. Не скрою, сейчас обстановка более напряженная, чем в 1999 и в 2006 годах, когда наша страна занимала этот пост в первый и второй раз. Все наше председательство будет так или иначе связано с брекситом. К тому же после выборов в Европарламент формируется новая Европейская Комиссия. Мы обеспечиваем порядок во всех этих процедурах.
Но несмотря на то, что в этот раз мы работаем в таких новых условиях, большинство наших приоритетов были определены задолго до 2019 года. В первую очередь это сохранение мира в Европе – пожалуй, главная задача Евросоюза. Также это развитие европейской экономики и конкурентоспособности, развитие социальной сферы и так далее.
В Евросоюзе даже есть поговорка: не председатель определяет повестку, а повестка председателя. У страны могут быть какие угодно планы, но действительность вносит свои коррективы. К тому же всего за 6 месяцев председательства страна вряд ли успеет совершить коренные изменения, поэтому мы работаем над долгосрочными повестками и пытаемся обозначить новые тренды на будущее.