Титул Зеленой столицы Европы присуждается ежегодно. Города оценивает международное жюри, состоящее из экспертов в области устойчивого развития. Города-кандидаты анализируются по 12 критериям, среди которых – качество воздуха и воды, поддержание биоразнообразия, развитие «зеленого» городского транспорта и курс на устойчивость по всем параметрам.
От парка к скверу
Еще до того, как стать Зеленой столицей Европы, Валенсия слыла зеленым городом. 5 из 135 квадратных километров, которые занимает Валенсия, — исключительно зеленые территории, причем распределены они равномерно, переходя одна в другую. Это значит, что любому из почти 800 тысяч горожан надо пройти не больше 300 метров до ближайшего парка или сквера.
К 2024 году в Валенсии появились три сквозных зеленых маршрута. Их делали для горожан, но они стали своего рода коридорами и для животных: в первую очередь насекомых и птиц, а также земноводных, белок и других небольших зверей. Теперь городские кварталы перестали быть для них непреодолимым препятствием.
Первый маршрут «течет» с запада на восток города по знаменитым садам Турия, разбитым на месте бывшего русла одноименной реки. Маршрут протянулся на 9 километров и охватывает площадь в 120 гектаров – и это делает его одним из самых крупных городских «променадов» в Европе. Когда создатели маршрута «соединяли» друг с другом зеленые островки города, они подсчитали, что летом там будет примерно на 3 градуса прохладнее, чем в соседних не озелененных городских кварталах. Открытая почва и низина на месте бывшей реки играют роль губки: они собирают лишнюю влагу и сохраняют ее дольше, чем кварталы с асфальтом и камнем.
Второй маршрут пролегает по самому центру Валенсии, с севера на юг. Его основной фокус — экологичный транспорт. Здесь приятно и прогуляться пешком, и проехать на велосипеде по множеству дорожек.
Третий маршрут, который оказался самым протяженным (29 километров), специализируется на гастрономии.
Начинается он в окрестностях озера Альбуфера и ведет путника на север по побережью Средиземного моря, ближе к городу. Здесь вылавливают рыбу и морепродукты, которыми так богата Валенсия, здесь располагаются многочисленные ресторанчики, где можно попробовать все специалитеты этого испанского региона. Еще севернее маршрут выходит к пригородным фруктовым садам.
Оазисы дикой природы
Для обогащения локальной экосистемы зеленые зоны в городе важны, но еще важнее заповедные территории, где дикое превалирует над рукотворным. В Валенсии таких мест целых два.
На юге Валенсии, неподалеку от одноименного озера, находится природный парк Альбуфера. Если кулинарные энтузиасты знают это место как родину паэльи (на топких берегах озера испокон веков выращивают рис), то для любителей птиц это в первую очередь охраняемая территория, где можно встретить до 300 видов пернатых.
Птичий оазис охватывает пресноводное заболоченное озеро Альбуфера, отделенное от моря узкой полоской земли. Главная гордость Альбуферы — множество водоплавающих и болотных птиц. Некоторые виды живут здесь постоянно, другие останавливаются по дороге на зимовку. Подводные обитатели тоже многочисленны и разнообразны — десятки видов рыб, земноводных и амфибий, в том числе пресноводный угорь (весьма распространенный вид, который, как и рис, стал одним из местных специалитетов).
Пока Валенсия носит титул Зеленой столицы, город планирует подать заявку на присвоение Альбуфере статуса биосферного заповедника ЮНЕСКО. Это упрочит ее статус как природоохранного объекта и к тому же, привлечет больше ответственных туристов из Испании и других стран.
Второй настоящий оазис дикой природы — природный парк Турия, в который плавно переходят одноименные сады. Он в основном находится в пригороде и охватывает территорию больше 4,5 тысячи гектаров. Это тоже протяженный зеленый коридор вдоль берегов реки Турии, а главная изюминка парка — средиземноморские леса. Здесь благоденствуют иерусалимские сосны, так называемые бутылочные деревья с характерными выпуклыми стволами и другие виды; в их кронах обитает больше 100 видов птиц.
«Водяные» традиции и инновации
Наконец, репутацию зеленого города Валенсия поддерживает благодаря традиционному земледелию. Почти весь город опоясывают фруктовые сады (виноградники, апельсиновые и оливковые рощи) и овощные плантации. Тут и там встречаются очаровательные сельские домики и старинные оросительные каналы. Каналы появились здесь благодаря арабам, а в 2019 году были признаны Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН наследием всемирного значения.
Еще одна «водная» традиция этого региона — так называемый Водный трибунал. Каждый четверг представители общин фруктово-овощного пояса собираются, чтобы решить вопросы орошения — кому и как перенаправлять воду по каналам. В результате урожая хватает не только для валенсийских ресторанов и рынков — овощи, фрукты, рис и рыбу экспортируют в другие регионы Испании и даже за границу.
Трепетное отношение к воде в Валенсии свойственно не только фермерам, но и горожанам. Так, сейчас Валенсия может похвастаться званием самого эффективного города Европы в вопросах водоснабжения: только 13% водопроводной воды «теряются» из-за утечек (к примеру, во Франции в среднем теряется 20% воды, в Португалии 30%, в Италии 40%, а в Болгарии — до 60%). Таких результатов Валенсия добилась благодаря установке автономных датчиков, которые могут следить за целостностью трубы без подключения к электросети.
А в 2021 году Валенсия стала первым городом мира, измеряющим «водный след» туризма. По специально разработанной методологии городские власти оценивают, сколько потребленной воды приходится на туристический сектор, чтобы понять, как рационализировать и сократить расход. Результаты мониторинга показали, что только 16% воды, приходящейся на туристическую отрасль города, потребляют сами туристы (в основном в номерах гостиниц и съемных квартирах). В основном вода расходуется на обслуживание отрасли – на приготовление еды и сувениров, которые покупают туристы, а также на функционирование городских достопримечательностей и других туристических точек притяжения.
В статусе Зеленой столицы Валенсия тоже планирует несколько преобразований, посвященных воде. Так, в прошлом году в Валенсии поставили новые питьевые фонтанчики, а в конце этого года пройдет уже традиционная Неделя воды, где профессионалы будут делиться с горожанами новыми идеями и наработками по экономии воды.
Город для пешеходов и велосипедистов
Ни одна Зеленая столица Европы не может обойти стороной тему транспорта. На него приходится около четверти всех парниковых выбросов в Европе. Что еще важнее для горожан, транспорт — это источник микроскопической пыли и вредных для здоровья газов. Поэтому избавление городских пространств от засилья автомобилей — вопрос крайне важный.
Валенсия начала свой путь к «устойчивому» транспорту в 2013 году. Тогда городские власти решили сделать упор на развитие общественного транспорта и пешеходной и велосипедной инфраструктуры, чтобы снизить «поголовье» частных автомобилей в городской черте.
В течение десятилетия городские власти передавали автомобильные дороги пешеходным и велосипедным зонам и высаживали растения. Зеленые маршруты, о которых шла речь выше, — яркий пример таких преобразований. Уже несколько площадей в центре города избавились от автомобилей (среди них, к примеру, Ратушная площадь). Как отмечают туристические сайты, это значительно улучшило впечатление от архитектурных ансамблей и города в целом.
Сегодня Валенсия — один из лидеров в Европе по протяженности велосипедных дорожек: 160 километров. Популярности велотранспорта способствует и практически плоский рельеф Валенсии — крутить педали легко и приятно. Впрочем, электровелосипеды и электросамокаты (в том числе прокатные) тоже стали неотъемлемой частью транспортного микса города.
Кроме того, в Валенсии развит общественный транспорт, благодаря чему автомобилистам нетрудно отказаться хотя бы от части поездок на машине. В Валенсии это автобусы, трамваи и метро, которое может домчать не только в другой район Валенсии, но и в соседние городки. В год Зеленой столицы мэрия запустила проект с говорящим названием «Присоединяйтесь к движению экономящих вместе с общественным транспортом». Это позволило снизить стоимость проезда на общественном транспорте, а все пассажиры моложе 31 года могут ездить совершенно бесплатно.
Новый подход к энергетике
В Валенсии слабым звеном в устойчивом развитии города считают энергетику. Впрочем, все относительно. По последним данным, 66% электричества в Валенсии производится без парниковых выбросов, с использованием «зеленых» технологий, но значительная его часть приходится на атомную энергетику.
На втором месте стоит солнечная энергетика, и тут Валенсия может похвастаться масштабными экспериментами. В квартале Лас Навес, недалеко от центра города, в 2022 открыли общественную солнечную энергоустановку. Общественная она потому, что на 80% ее установка и эксплуатация оплачивается непосредственно самими жителями. На крышах зданий разместили солнечные панели, которые подключены к энергетической сети квартала и станциям для зарядки электромобилей. Желающие могли купить долю в проекте стоимостью от 100 евро до 2 тысяч и таким образом арендовать соответствующую часть энергии, которая будет вырабатываться. Ожидается, что такая энергостанция будет вырабатывать почти 140 киловатт электроэнергии ежегодно, что позволит сэкономить больше 54 тонн выбросов углекислого газа.
Неподалеку солнечными панелями оснастили крышу рынка Кабаньял — 3,5 тысячи квадратных метров фотоэлементов полностью обеспечивают его потребности в кондиционировании.
А вдоль дороги у побережья Средиземного моря установили 20 тысяч энергосберегающих уличных фонарей, из которых больше 150 также могут подзаряжать электромобили и другой электрический транспорт. Каждый фонарный столб оснащен камерой с датчиком движения. Когда камера засекает прохожего, фонарь увеличивает яркость, а примерно через 5 минут снова снижает ее до минимальных значений. В результате удается не только экономит электроэнергию, но и меньше пугать пернатых и чешуйчатых обитателей прибрежных вод и пляжа.
Что ждет город в будущем? Согласно принятой в 2020 году Климатической стратегии до 2030 года, к этому сроку Валенсия планирует стать одним из 100 европейских городов с нулевым уровнем выбросов парниковых газов (то есть все парниковые выбросы должны поглощаться естественным путем, не увеличивая их концентрацию в атмосфере). Городские власти и все сообщество пробуют разные подходы для достижения этой цели: от развития городских (и пригородных) ферм до перехода на «общественные» источники энергии.