Итальянский климатолог Джанлука Гримальда, который был уволен за отказ вернуться самолетом на работу из командировки, получил денежную компенсацию от своего бывшего работодателя — Университета Киля в Германии.
В 2023 году Гримальду уволили после того, как он не смог вернуться из Папуа — Новой Гвинеи в Германию за пять дней. Для этого ему пришлось бы воспользоваться самолетом. Однако он уже больше десяти лет на тот момент не летал на самолетах из-за экологических убеждений.
Сначала университет согласился на поездку Гримальды по суше и воде. Тем не менее, когда возвращение климатолога затянулось из-за проблем с транспортом и визами, университет потребовал, чтобы ученый вернулся в Германию самолетом. Гримальда отказался, и его уволили.
По его словам, 32 часа перелета из Папуа — Новой Гвинеи в Европу в расчете на одного пассажира обходятся в 5,3 тонны углекислого газа. Если перемещаться по земле и воде, цифры уменьшатся до 420 килограммов. Гримальда отметил, что 4,9 тонны углекислого газа человек в среднем производит за год. Из-за этого ученый назвал для себя неприемлемым такой длительный авиаперелет.
Увольнение климатолога стало первым известным случаем увольнения за отказ лететь на самолете по экологическим соображениям.
Изначально суд встал на сторону университета. Однако после апелляции Гримальда и его бывший работодатель договорились о мировом соглашении. Ученый получил компенсацию в несколько десятков тысяч евро и пожертвовал эти деньги на борьбу с изменением климата.
Согласно докладу Европейского агентства по охране окружающей среды (EEA), ездить на поездах почти в пять раз экологичнее, чем летать на самолетах. Так, если бы путешественники для поездки Мадрид-Барселона выбирали поезд, это сократило бы выбросы парниковых газов в два раза — с 54 тысяч тонн до 27 тысяч.
Европейские страны все чаще мотивируют своих граждан выбирать более экологичные способы передвижения. Например, внутренние рейсы на короткие и средние расстояния уже отменены во Франции.