Не дисциплина и домашние задания, а интерес к знаниям
Например, в начальных школах Берлина «вхождение» детей в новый период их жизни совершается плавно. Они начинают с пения простых песен на английском языке, плавания, небольших сочинений и азов арифметики. А кроме того, маленьких учеников «учат жизни»: например, правилам дорожного движения и безопасного поведения на пикнике в лесу.
В начальной школе давать домашние задания на выходные законодательно запрещено: в пятницу школьники уходят домой без уроков на понедельник. На неделе учителя тоже стараются не перегружать учеников: например, по математике могут задать всего пару упражнений – это работа на 10 минут. В школе на уроках тоже не гонятся за мировыми рекордами — например, дроби изучают лишь в 6-м классе. Основной упор на углубленные знания начнется только за 5-6 лет до конца школы.
В Италии школьный день длится 8 часов даже у первоклассников (с учетом часового обеденного перерыва), но уроки проходят в основном в игровой форме. «У нас прекрасно понимают, что желание учиться не менее важно, чем знание правил сложения», как говорит мама одного итальянского школьника.
В Каталонии (Испания) считают, что детей в начальной школе учат учителя, а не родители, сидящие со своим ребенком над сложными домашними заданиями. Каждый день школьники уходят только с одним домашним заданием на завтра. Например, 7-летнего ребенка могут попросить сосчитать несколько примеров в столбик.
А подготовительная школа – это вообще сплошные игры и никаких обязательств. Но всё так или иначе направлено на постепенное развитие ребенка: моторика, память, внимание и другие навыки. К 5 годам все дети умеют читать, а некоторые и писать. То есть такая ненавязчивая форма обучения дает очень эффективные результаты.
Не только учителя-«предметники», но и помогающие специалисты
В каждой берлинской школе есть учитель без учебных часов: его работа — это социальное воспитание. Он следит за тем, чтобы в школе не было травли, чтобы все дети чувствовали себя в безопасности. Учитель на уроке может поднять «зачинщика» и долго разговаривать с ним о недопустимости травли. К буллингу относятся очень серьезно: если отдаешь ребенка в школу, можно быть уверенным — конфликтность там сведена к нулю.
А в школах Швеции все чаще можно встретить учителя-наставника у каждого ученика в средних и старших классах. Каждую неделю ученик встречается с наставником: они обсуждают успехи за неделю и корректируют «образовательную траекторию» ребенка. Таким образом дети могут сделать осознанный выбор будущей профессии – и в процессе иметь право на ошибку (то есть поменять набор нужных для него предметов). А как иначе: разве ребенок в состоянии с первой попытки найти для себя сферу, в которой он будет много лет (если не всю жизнь) работать?
Концепция этих шведских школ проста: каждый ученик должен занимать активную позицию в своем «образовательном путешествии» — но важно не давать ребенку слишком много ответственности сразу: это может оказаться для него непосильной задачей.
Как учить на «удаленке»
В эстонских школах цифровые технологии появились 20 лет назад, так что они были готовы к «удаленке» из-за пандемии коронавируса и отлично знали, что такие уроки не могут быть только с «говорящей головой» учителя, пытающегося провести обычный урок по скайпу.
Вовлекать детей в обучение нужно с помощью проектов и заданий, которые специально разрабатываются для дистанционного формата. Например, в Кесклиннаской гимназии уже 9 лет учителя готовят задания-квесты для дистанционного обучения.
Эти образовательные квесты объединены общей сюжетной линией (например, по мотивам «Робинзона Крузо»). Задачки приближены к реальной ситуации (например, как вырастить урожай на необитаемом острове?). Для их решения понадобятся знания по разнообразным школьным предметам (математике и генетике). Задания адаптируются для школьников из разных классов.
Умение думать и учиться
Разве цель школы – это учить детей сдавать экзамены и набирать баллы, задумались в Финляндии?
В международном тестировании школьников PISA (оно оценивает умения 15-летних подростков читать, считать и знать естественные науки) Финляндия лидировала несколько лет подряд. Но потом национальные специалисты засомневались в том, а готовит ли школа детей к жизни.
Поэтому в Финляндии будут преподавать не только и не столько факты по отдельным предметам, сколько навыки, которые пригодятся для решения проблемы из любой области. Например, это умение думать и учиться, взаимодействовать в коллективе и ориентироваться в современном сложном потоке информации.
Школьную программу в Финляндии меняют, чтобы школьники усваивали общие подходы к решению проблем, будь это математика или история. Например, задачи «Написать сочинение» и «Построить прототип вулкана» только с первого взгляда кажутся разными: в обоих случаях надо начать с составления плана действий. А разве умение самостоятельно (без шаблона от учителя) составлять такие планы входит в список тех навыков, которых традиционно обучают школьников?..
Однако пока не совсем понятно: кто в школе будет учить детей развитию soft skills («мягких навыков»)?
Развитие эмоциональных и коммуникативных навыков — это очень важно, но ведь эмпатия и коммуникабельность — это не предметы вроде математики или физики, их не включишь в общеобразовательную программу. Поэтому сейчас разрабатываются учительские практики, которые бы помогали детям развивать эти навыки.
Школа – это не только уроки, но и специальная архитектура
Множество исследований показывают, что природные интерьеры хорошо влияют на успеваемость и психологическое состояние учеников. Школьные отметки могут на 16% зависеть от того, в каком помещении учится ребенок. Поэтому в Европе активно используют природные материалы. Например, строят детские сады и начальные школы из дерева.
А кроме того, наряду с общими пространствами в школе должны быть уютные уголки, где ребенок сможет отдохнуть, побыть наедине с собой и психологически «переключиться».
Чтобы не действовать наугад, в Европе к решениям о том, какую школу строить, привлекают не только профессионалов, но и местных жителей; не только взрослых, но и самих детей.
Так, в немецком городе Дармштадте проводили исследование для одной типовой младшей школы: как школьники воспринимают пространство, в котором они проводят много часов каждый день? Чего им не хватает? Дети, вооружившись планшетом со специальным приложением, фотографировали разные места в школе и классифицировали их по разным признакам.
Мнение читателей «Европульса»
Мы спросили наших читателей в ВКонтакте и Facebook, чего им не хватает в нынешних школах и что бы они хотели видеть в школах будущего.
— Сейчас в школах слишком большая нагрузка. Только что закончил 9-й класс, потрачена куча нервов и сил. Домашние задания — страшная тема. Что это за жизнь, если все время, пока учишься в школе, тратишь на работу: в школе работаешь, над домашними заданиями работаешь. Это нервные срывы не только детей, но и родителей. Есть ощущение, что всеобщие проверочные работы и экзамены ничего не проверяют, и тоже только вызывают невроз, в том числе и у учителей. Зачем оценки по предметам вроде физкультуры, изо, музыке? Эти предметы вообще должны быть «расслабляющими», игровыми и веселыми. (Никита Плешанов)
— В младшей школе — больше игрового обучения и никаких оценок. В средней — знакомство с миром во всех направлениях. В старшей школе — уже более конкретное, глубокое погружение в заинтересовавшую ученика тему. (Владимир Баландин)
— Чего не хватает в школе, так это предметов «Разумное потребление» и «Как быть счастливым. Хотя бы по часу в неделю. (Сигизмунд Хульмульштейн)
— Сама технология школьного образования устарела. Для самых младших сидение в классе по 45 минут для того, чтобы послушать разъяснение, урок за уроком — не самая эффективная трата учебного времени. (Inga Malmstrim)