Все дети на Кипре, как граждане, так и дети экспатов, обязаны учиться с 4,5 до 15 лет. За это время они успевают пройти подготовительный класс, 6 лет начальной школы и 3 года средней школы. После этого подростки могут либо продолжить обучение в старшей школе (лицее) и получить более классические знания, либо перейти в колледж за более прикладными навыками. Также существуют колледжи при университетах. Их выпускники зачисляются сразу на второй курс бакалавриата.
Выпускники лицеев имеют право поступать в университеты, этой опцией пользуются до 70% выпускников. Причем выпускной экзамен в школах засчитывается при поступлении в университеты не только Кипра, но и Греции.
Частные и государственные школы
Почти 10% жителей Кипра — иностранцы, поэтому в стране много частных школ, где обучают в том числе по иностранным программам. Все школы на Кипре обязаны получить лицензию национального Министерства образования, спорта и молодежи. На почти полтысячи школ, зарегистрированных в Республике Кипр, приходится около 70 частных заведений (не считая детских садов, которые могут быть включены в систему обязательного образования — старшая группа детского сада проходит программу подготовительного класса школы).
Государственные школы бесплатны для всех учеников, даже если у них нет гражданства Кипра. Единственное условие — чтобы семья постоянно проживала на Кипре. Вместе с заявлением о поступлении необходимо предоставить копию договора аренды квартиры и оплаченные коммунальные счета. А за учебу в частной придется выложить несколько тысяч евро в год. Стоимость зависит не только от школы, но и от класса: чем старше класс — тем дороже обучение.
Тем не менее, в частных школах, по данным профильного министерства, обучаются почти 20% школьников средней ступени. И эта доля растет — в 2005–2006 учебном году она составляла лишь 13,5%. Частным школам отдают предпочтение как из-за программы и качества образования (например, во многих частных школах преподавание ведется на английском, а одно это адаптирует школьников к учебе в иностранным университете), так и из-за благоустройства (например, просторная территория, бассейн и другие спортивные опции).
Если для зачисления в первый класс государственной школы достаточно заявления от родителей и пакета документов, то во многих частных школах предусмотрены вступительные экзамены.
Частные школы Кипра делятся на 3 группы: представители первой полностью следуют государственной программе, второй — преподают до 65% предметов по собственным программам; третьей — полностью следуют своим программам. Выпускники последних, как правило, получают иностранный диплом (например, российского образца), либо международный диплом (IB — International Bachelor). Такие дипломы учитываются при поступлении в университеты соответствующих стран. Например, на Кипре можно сдать ЕГЭ и поступить с его баллами в российский вуз.
Другой краеугольный камень — язык преподавания. Среди частных школ много англоязычных, есть и три русскоязычных, а вот в государственных все предметы ведутся только на греческом. Для первоклашек, не владеющих этим языком, даже открывают отдельные классы. Преподавание в них все равно ведется на греческом, но «со скидками». Кроме того, у иноязычных детей есть дополнительные уроки греческого как иностранного.
— На Кипре знать греческий — это вообще топчик, хотя и по-английски многие говорят, — рассказывает Никита, переехавший на Кипр с семьей три года назад. — Моя дочь с первого класса ходит в государственную школу, и я вижу, как у нее улучшается язык. Здесь люди любят поболтать с детьми, и они если не восхищены, то в известной мере удивлены, когда ребенок, который выглядит явно не как киприот, отвечает по-гречески… Это производит впечатление!
Еще одна особенность Кипра — работать педагогом в государственной школе считается более престижным, чем в частной.
— Меня это очень удивило, — рассказывает Екатерина Митяева, учительница начальных классов частной школы The Island Private School of Limassol, — среди моих коллег-киприотов много тех, кто отучился в Великобритании, а потом вернулся работать сюда.
По словам Екатерины, среди ее знакомых, совершивших такой «образовательный маневр», кто-то вернулся ради семьи, кто-то из-за климата (выходцам с Кипра не хватает солнца на Туманном Альбионе). Финансовый интерес тоже играет свою роль — несмотря на то, что в государственных школах в принципе нет взносов («Мы, кажется, заплатили 25 евро, когда определяли дочку в первый класс, и это не точно», — пытается вспомнить Никита), зарплаты учителей вполне достойные. По данным Еврокомиссии, зарплаты учителей на Кипре одни из самых высоких в ЕС в пересчете на покупательную способность.
К слову, британские дипломы на Кипре в принципе не такая уж редкость. Остров получил независимость от Великобритании только в 1960 году, и связи с бывшей метрополией до сих пор сильны. Это видно и по организации учебного процесса в государственных школах, и по дальнейшей судьбе выпускников — Кипр стабильно входит в десятку «стран-поставщиков» студентов в британские университеты. После брексита, правда, процесс поступления стал сложнее.
— Раньше мы ездили учиться в британские университеты, мое поколение и предыдущие, — рассказывает молодая учительница Кристиана Константиноу из Лимасола. — Но сейчас абитуриенты переключились на другие страны: Данию, Швецию, Германию и Италию. Хотя до сих пор много киприотов едут учиться в Англию и остаются там.
Много греческого и уроки закона божия
Программа в государственных школах приближена к британской. Так, полный школьный цикл рассчитан на 12 лет, а не на 11, как в России. Последний год школы можно очень приблизительно приравнять к первому году в российском вузе. Поэтому, кстати, выпускники российских и других 11-летних школ, поступив в британские вузы, попадают не на первый курс, а на «подготовительный» (Foundation).
Первые 6 лет школы — начальная ступень. Здесь нет оценок и экзаменов, даже выпускных (хотя промежуточный аттестат по ее окончании выдается).
Большинство обязательных предметов не вызовет у россиянина изумления: математика, окружающий мир, история, английский язык. Все школьники обязательно изучают греческий язык, даже если остальные занятия ведутся на другом языке.
— Шесть уроков греческого в неделю, это даже больше, чем учебных дней в ней, — говорит Екатерина Митяева.
Есть в обязательной программе «началки» и ведение хозяйства (предмет называется «Домашняя экономика»), дизайн и технология, а также религиоведение, которое по большей части сфокусировано на православии — основной религии Кипра. В программе есть пункт «Развитие в учениках уважения к религиозным чувствами приверженцев других конфессий», в последние годы ведутся дискуссии о том, чтобы включить в программу больше информации о других религиях.
Уроки религии сохраняются до конца средней школы, причем если до 6 класса предмет преподает школьный учитель, то в 7-9 классах его должен вести специалист с дипломом религиоведения или выпускник семинарии.
В средней школе появляются новые предметы: химия, физика и биология, французский язык, информатика и другие. В городских школах разные предметы ведут разные специалисты, а вот в сельских, которых на Кипре довольно много, учитель может остаться один.
Начиная с 7 класса в конце учебного года школьники пишут итоговые контрольные работы, а в 9 классе сдают письменные экзамены по математике, греческому языку, физике и истории. На этом заканчивается обязательная ступень образования.
По окончании средней школы примерно половина учеников продолжает обучение в старшей школе — лицее. Другая половина поступает в один из двух типа колледжей: при университетах или «технические школы», где они получают профессию.
В лицее подростки должны выбрать направление подготовки: естественнонаучное, гуманитарно-историческое, экономическое (профильные предметы в нем — математика и экономика) или специализироваться на сфере услуг (профильные предметы — экономика и английский язык).
За три года школьники углубляют знания в выбранной сфере и сдают экзамены по профильным предметам. Менять профиль «на полпути» тоже можно, если успешно сдать профильные предметы.
В конце обучения в лицее школьники Кипра сдают экзамены на аттестат зрелости, похожий на российский ЕГЭ. И подобно российским школьниками, они зачастую прибегают к помощи репетиторов для подготовки к нему.
— К сожалению, многие дети вынуждены обращаться к репетиторам, потому что школьной подготовки для экзамена не хватает. Но многое зависит от учителя, — говорит Кристиана Конатентинау.
Сельские школы и успеваемость
На Кипре множество школ находится в отдаленных сельских уголках. По закону, школы должны быть в любом населенном пункте, где постоянно живет как минимум 15 детей школьного возраста. Для поселков с «детским населением» 15–19 человек открывают школы с одним учителем, который ведет все занятия, а разделения на классы там не предусмотрено.
Если детей от 20 до 39 человек, они учатся в школе с двумя учителями (и, соответственно, двумя «классами», разделенными по возрасту).
Конечно, работать в сельской школе гораздо сложнее, чем в городской. Поэтому учителя на Кипре не имеют права долго «засиживаться» на одном месте. За редкими исключениями преподаватели начальных классов могут задержаться в одной школе максимум на 6 лет, средних — на 8. По истечении этого срока учителя переводят в новую школу.
Эту систему приняли для того, чтобы сельские школы не теряли связи с «большим миром». Но критики такого подхода отмечают, что из-за большой текучки кадров страдает преемственность в конкретных школах, а бедные и удаленные районы не очень-то выигрывают от текущей системы, потому что туда определяют самых молодых и неопытных преподавателей.
Несмотря на высокие расходы государственного бюджета на образование, Кипр по многим показателям отстает от среднеевропейского уровня. Так, согласно данным 2021 года, на Кипре в 1,5-2 раза больше учеников, чем в среднем в ЕС, обладают недостаточными знаниями по математике, естественным наукам и чтению. По результатам тестирований по методологии, аналогичной PISA, среди школьников-киприотов «неуд» по математике получили 37%, по чтению 44%, а по естественным наукам 39%.
Чтобы перевести количество в качество, министерство образования проводит реформы. Одно из направлений — более ранняя адаптация детей к жизни в коллективе — чтобы первоклашки меньше боролись с тяготами школьной жизни и больше сил могли уделить учебе. Если в 2011 году только 6% трехлетних детей посещали детский сад (или другие дошкольные учреждения), то к 2021 году их уже стало 91%. И все равно это меньше среднего значения по ЕС — 93%.
Что оценивают оценки
С 2019 года появилась система так называемого формирующего оценивания. Учителя теперь обязаны не только выставлять оценки, но и мотивировать учеников, беседовать лично с каждым, обсуждать результаты и помогать найти внутреннюю мотивацию. Важнее считается динамика каждого ребенка, а не средняя успеваемость класса.
— У детей принято оценки оставлять при себе, причем и в государственных, и в частных школах, — говорит Никита. — Как-то на уроке мой сын решил похвастаться знаниями и походя посмеялся над одноклассником, который не знал ответа на вопрос учителя. Знаете, как у нас в школах бывало. Его довольно жестко осадили: у нас хвастаться не принято!
Формирующее оценивание также предполагает, что ученики дают учителю обратную связь, чтобы тот смог скорректировать программу.
Распорядок дня
На Кипре, где среднегодовая температура +24 градуса Цельсия, организация школьной жизни имеет свои особенности. Например, летние каникулы здесь длинные по европейским меркам — 3 месяца, с середины июня до середины сентября.
— Так как я работаю в частной школе, у нас свое расписание каникул, и в этом году на лето мы уйдем только в середине июля, — делится Екатерина Митяева, — Меня, если честно, пугает перспектива преподавать в июле, даже на кондиционер надежды мало.
Все занятия в государственных школах заканчиваются в час дня, до пика дневной жары. А чтобы успеть к этому времени расправиться со всеми уроками, открываются школы в 7:45.
Раньше в 13:05 государственные школы полностью закрывались, но сейчас все больше школ предлагают услуги полного дня. После обеда дети могут посещать кружки и секции в самой школе (они называются клубами), а в редких случаях их даже водят на занятия в другие школы.
— Когда я работала в государственной школе, мы водили детей в частную английскую школу после обеда, — рассказывает коллега Екатерины Митяевой Кристиана Питта. — Потому что, если честно, уровень английского в государственных школах не очень. Вообще продленка выручает многих родителей, которые не могут вырваться с работы, чтобы забрать ребенка домой. Но и сегодня есть родители, которые проводят вторую половину дня, разводя детей по разным секциям и кружкам.
В кипрских школах не предлагают питания. Перекусы и обеды дети приносят с собой. Причем делиться своей едой тоже запрещено — из санитарных соображений.
Зато поглощаются все принесенное с собой как на пикнике. Обычно школы на Кипре — это не единое здание, а множество павильончиков со внутренними дворниками. За каждым классом закреплен свой павильон, а перемены они проводят во дворе. Там есть и стол, где на большой перемене поглощаются домашние бутерброды, фрукты, сыр и другие припасы.
В школах полного дня тоже не предлагают обеда, но родители имеют право забрать детей на обед домой, а потом снова привести на занятия. Работающие папы и мамы используют для этого обеденный перерыв.
Школьные работники и родители
В школах на Кипре нет не только поваров, но и медсестер.
— Если случается что-то серьезное, конечно, вызывают скорую, а так вся ответственность лежит на учителе. Перед началом работы мы, конечно, прошли трехдневный курс первой помощи, но я чувствую себя неуютно, когда об этом думаю, — признается Екатерина, добавляя, что использовать навыки первой помощи на практике ей пока не доводилось.
Зато к государственным школами прикреплены логопед и детский психолог. Кроме того, во многих школах есть инклюзивные классы, где учатся дети с особенностями развития. Учителя в таких классах подходят дополнительное обучение, к тому же на класс до 25 человек обычно приходится две педагога.
Некоторые дети с особенностями учатся в общих классах, тогда им предоставляется индивидуальный тьютор.
Взаимоотношения родителей и учителей на Кипре похожи на российские. По словам Кристианы Питта, в государственных школах обязательно существуют родительские комитеты, которые могут обсуждать какие-то вопросы с директором школы, закупают подарки на праздники и помогают в организации разных школьных мероприятий. Родителей приглашают на школьные праздники (как правило, широко отмечают Рождество, Пасху и выпускной) и на дни открытых дверей, где родители встречаются с учителями один на один.
Но есть одна особенность, которая запала в душу российскому родителю.
— Каждое утро, когда ты провожаешь ребенка в школу, тебя на лестнице встречает директор и со всеми здоровается — и с учениками, и с родителями, — рассказывает Никита о такой традиции и в частной русской школе, куда ходит его старший сын, и в государственной кипрской, где учится младшая дочь. — Это создает какую-то семейную атмосферу. Лично на меня это производит впечатление.
О том, как устроена младшая и средняя школа в Испании, «Европульс» писал здесь, о финском школьном образовании и его будущем — здесь, о том, как учатся в берлинской школе, — здесь, о школах в Италии здесь и начальных чешских школах здесь).